Автор статьи: ksof
Внимание в нижерасположенном тексте могут быть спойлеры! Беременные животные, дети, феминистки и sjw-активисты проследуйте на выход.
Главный герой новой игры From Software, Sekiro: Shadows Die Twice — шиноби, ниндзя, с одной единственной задачей: “Защищай господина ценой собственной жизни”. Буквально в первые 15 минут игрок достигает поставленной задачи — умирает в попытке защитить господина в неравном бою с самураем, который уже знаком с механиками игры.
Последующее пробуждение главного героя с деревянным протезом вместо руки отправляет игрока на знакомство с механиками Sekiro. Протез на старте игры содержит только крюк-кошку, но совсем скоро игрок получает доступ к топору, разрубающему щиты, сюрикенам, хлопушкам, которые оглушают врагов и пушке, стреляющей огнем на ближней дистанции.
Поначалу это все выглядит скудно и реальное применение ограничивается знакомством с основными механиками: игрок рубит щиты при помощи топора, пугает животных хлопушками, убивает сюрикенами лучников и поджигает одного из ранних боссов игры — Огра. Вкупе с единственной кнопкой атаки и повторяющимися анимациями добивания, которые можно сосчитать по пальцам одной руки, начинает казаться, что вся игра будет такой же скудной и однообразной.
Фантазии ветеранов Dark Souls и других souls-like игр сразу разбиваются о непростительные механики новой игры “фромов” — увороты почти бесполезны, тайминг парирования меняется от атаки к атаке, а простое закликивание атак не работает. Бои с несколькими противниками быстро превращаются в свалку, где игрок быстро теряет стойку — новый вариант стамины — а за ней и возможность перекатываться, что заставляет игроков убегать как можно дальше и выше, пить единственную фляжку, которая восстанавливает чуть больше 30% ХП и пытаться разыграть ситуацию в стелсе.
Боль и слезы мастеров Темных Душ
Все становится хуже, когда игрок нарывается на первых серьезных боссов — Пьяницу Джузоу, Ниндзю в фиолетовом костюме, охраняющем Пагоду, и Огра. Джузоу проводит время в окружении своих лучших друзей — двух щитовиков, двух лучников и нескольких мечников с факелами. К счастью, нам помогает самурай, который способен вытанчить босса и компанию в течение 10-15 секунд — в теории достаточно, чтобы игрок мог разобраться с парой-тройкой врагов, но на практике в итоге этого оказывается недостаточно, ибо Пьяница снимает в районе 80% ХП одной атакой, от которой можно увернуться только правильным таймингом.
Шиноби, расслабленно сидящий на крыше трехэтажной пагоды — секретный противник, охраняющий сокровище на одном из холмов Поместья Хирата. Сочетая быстрые удары длинной катаной с хореографией Байонетты и неблокируемыми атаками, обладая тяжело разбиваемой стойкой и значительным количеством ХП, он просто не дает игроку возможности выдохнуть. За серией уворотов и успешных блоков стойка и ХП теряются, а когда игрок пытается глотнуть из фляжки — оказывается, что фиолетовый ниндзя игрока ждать не собирается. Следующие попытки убить противника разбиваются о неудобный ландшафт, непонятные камни, кочки, ступеньки и заборы, которые усложняют перемещение по полю боя и загоняют игрока прямо в лапы фиолетового ублюдка.
Огр, возможно самый простой из боссов, более прямолинеен. Из подслушанного разговора игрок узнает о его слабости — огне и к моменту конфронтации имеет в кармане подходящий протез. Бросок бутылки с маслом, вспышка огня и Огр плачет, как девчонка. Ха-ха! Наконец-то у игрока получилось отыграться за боль, страдания и унижения, пошатнувшие веру Мастера Дарк Соулс в собственный гений. А потом ему в задницу втыкают копье. И когда игрок разбирается со случайным копейщиком и поджигает Огра в очередной раз, выясняется, что доступного количества белых бумажек, необходимых для активации протеза, не хватит на 2 полоски ХП Огра. И тогда приходится уворачиваться. Благо, Огр — стандартный для закаленных игроков мини-босс, единственной сложностью которого выступает одна атака, когда Огр прыгает вперед в направление игрока, хватает его за плечи и втыкает в землю на 80% его хп, если он не попадет в тайминг уворота или окажется на линии/дистанции атаки Огра.
С тяжкой победой над Огром игрок обретает новую уверенность в собственных силах и отправляется на второй круг по живым боссам, где после нескольких неудачных попыток приходит горькое осознание правды. Неважно сколько раз ты проходил Dark Souls и как легко ты убивал Безымянного Короля с первой попытки — Sekiro отказывается идти на уступки и прощать игрока, что в итоге выливается в поиск способов зачизить непобедимых боссов.
Возвращаясь к Пьянице, игрок начинает байтить отдельных мобов, оттягивать их от основной группы и убивать поодиночке, тратя добрые 5 минут на безопасное убийство миньонов, наносит атаку по Джузоу из стелса, забирая первую полоску ХП, бежит на помощь к сидящему в засаде самураю и использует его для танкования босса, пока сам нарезает его со спины. Победа. Однако, победа очень обидная — там, где Дарк Соулс вытаскивался на скиле и задрачивании анимаций и таймингов, первый серьезный босс игры был убит “в крысу”.
Следующие несколько часов игрок проводит в некоем диссонансе — прокачка почти ничего не дает, на кладбище не найти цвайхандера и броня вообще никак не улучшается. Один апгрейд ХП, одна дополнительная фляжка — все, что игрок собирает за почти 10 часов боли и страданий. Арены с обычными врагами не дают никакого челенджа, всех тяжелых врагов можно убить в стелсе и смысла в прямой атаке просто нет — группа врагов подавляет любые попытки Секиро нанести урон.
Возникает чувство, что прогресса никакого нет и единственный способ победить непобедимых боссов — to git gud. Научиться отражать все отражаемые атаки и уворачиваться от всех неотразимых атак. Но это не так.
Чем дальше игрок проходит по сюжету игры, тем больше он узнает о тактиках ведения боя против различных противников. Начинает чаще использовать протез, чтобы комбинировать его со специальными атаками. Начинает подбирать подходящие для следующего отрезка боевые техники. Начинает понимать, что имели в виду From Software, когда говорили, что сделали игру более доступной.
Первые несколько часов Sekiro по сути — это введение в игру. Это и есть обучение. Возможность использовать протезы на слабых врагах, возможность привыкнуть к новому управлению, к новым механикам и разобраться, как работает игра. Это не Dark Souls. Игра требует к себе уникального подхода. В результате и новые игроки, и ветераны предыдущих игр Фромов учатся, так же жестко и непростительно, как и раньше, новым правилам игры. Те, кто их примут — начнут побеждать. Упертые — пойдут строчить отрицательные отзывы в Steam и жаловаться на форумах. Именно с этого момента игра начинает по-настоящему раскрываться.
Git Gud Noob
Главное отличие Самурая от Шиноби в том, что Самурай — прежде всего дворянин. Человек высокого сословия и уважения. Как следствие, Самурай должен жестко следовать кодексу — как кодексу чести, так и кодексу ведения боя, что ограничивает его в использовании одобренных видов оружия, сделанных по японской методике. Ограничивает в использовании техник и приемов, разработанных японскими додзё и т.д.
У Шиноби нет подобных ограничений. Он может использовать в бою все — любые грязные приемы, любые виды оружия, любые боевые техники. Шиноби — мастера стелса и скрытого убийства. Мастера разведки. Шиноби используют в бою как подручные средства, так и специально разработанные виды оружия и инструментов. У Шиноби нет имени, Шиноби не знакома честь. Для Шиноби существует только их задание. Задание Sekiro — защищать своего мастера до последнего вздоха. Задание игрока — вернуть мастера из плена.
Sekiro — не Dark Souls. Это игра про Шиноби. Как только понимаешь и принимаешь это — все встает на свои места. Открытые локации позволяют получить информацию о том, что ожидает за поворотом, найти секреты и получить преимущество для следующей серьезной битвы — будь то апгрейды, скилпоинты, новые протезы или техники. Битвы с мини-боссами и элитными врагами — это тест мастерства Шиноби. Для победы над ними Секиро должен использовать весь свой арсенал.
После принятия этой точки зрения, тяжкая и бесчестная победа над Пьяницей Джузоу перестает быть таковой. Это была победа Шиноби над одним из препятствий, стоящих на его пути к выполнению задания. С каждой новой смертью Шиноби не проигрывает, а узнает о новых слабостях своих врагов. С каждым новым скиллпоинтом Шиноби расширяет свой арсенал. С каждым новым протезом Шиноби обретает больше и больше способов получить преимущество над своим врагом.
На первый взгляд бесполезный топор наносит огромный урон по стойке врага. С перком на использование протеза в воздухе игрок получает возможности наносить мощные атаки топором с воздуха, разбивающие защиту врагов. Сюрикены сбивают большое количество атак врага и в некоторых случаях на короткий промежуток времени отбрасывают на спину не способных защищаться от атак Шиноби. Правильно подготовленные хлопушки способны оглушить любого врага посреди их атак, открывая возможность для тяжелой контратаки.
И Секиро нападает на фиолетового шиноби, охраняющего пагоду с новым знанием. С каждым промахом шиноби открывает свою защиту для разрушительной атаки топором, который за 3 удара способен полностью разбить стойку грозного оппонента. Попытка восстановить выносливость специальной техникой встречается игроком очередной атакой топора и финальным добиванием. Ветеран Dark Souls не имел ни одного шанса против фиолетового ниндзи. Шиноби воспользовался своим арсеналом для получения необходимого превосходства.
“Крысы” перестают создавать препятствия Секиро, ибо он способен ломать их стойку одним ударом, “Тролли” слишком медлительны и пугливы, как и лошадь великого генерала Gyoubu Oniwa, который не способен ничего противопоставить ловкости Секиро и его атакам с воздуха, в сочетании с умелым использованием протеза.
***
Спустя десять часов игры Sekiro по-настоящему раскрывает свои карты. Игрок начинает думать там, где в Dark Souls приходился заучивать. Каждая смерть преподает игроку новый урок, предоставляет ему новую крупицу информации. Sekiro — ни на что не похожая игра-приключение, которая дает игроку возможность почувствовать себя в роли инвалида-шиноби, как никакая другая игра не может! У From Software получилось то, чего от них мало кто ждал. Они не сделали новый Dark Souls с чуточку измененными скоростями или механиками. Они презентовали абсолютно новую игру, в которой каждый из элементов дизайна дополняет общую картину и создает самую полную, комплексную и законченную игру в их портфолио.