Краткое описание и принцип работы
На первый взгляд кажется, что это нечто несерьезное, ведь пластиковые трубы не выдерживают высокого давления. В действительности его и не будет. По предостережению самого автора самоделки безопасное рабочее давление не должно превышать 3Бар или атмосфер. Два электрических компрессора безмасляного поршневого типа дополнены двумя ресиверами из замкнутых пластиковых труб, соединенными между собой. С торца одного из ресиверов имеется выход быстросъемного переходника под эластичный воздушный шланг. Агрегат рассчитан на питание 12V от аккумулятора. Отключение ручное принудительное.
Подбираем необходимые материалы и инструментарий
Материальная база для данного устройства следующая:
- ПВХ труба диаметром 110 мм;
- Четыре наружные ПВХ заглушки для ресиверов;
- Стандартный компрессорный манометр;
- Шланги кислородные;
- Спиральный шланг с быстросъемным соединением;
- Штуцер компрессорный – 2 шт;
- Ниппель от старой велосипедной камеры – 2 шт;
- Шаровой кран с переходом на быстросъемное соединение;
- Автомобильный компрессор для подкачки шин на 12V – 2шт;
- Отрезок доски для станины;
- Несколько полосок металла для стоек под ресиверы;
- 2-х или 4-х контактная кнопка-выключатель;
- Фум-лента, клей для ПВХ, термоусадочные трубки;
- Метизы: хомуты, болты, гайки, саморезы, шайбы;
- Пистолет-распылитель с запасной иглой-насадкой для проверки агрегата.
Набор инструментов для сборки понадобится следующий:
- Шуруповерт или дрель;
- Штангенциркуль
- Ножницы или малярный нож;
- Набор рожковых ключей;
- Набор сверл, перьевое сверло на 12мм;
- Отвертка, плоскогубцы, кусачки, ножницы по металлу;
- Паяльник с флюсом и припоем;
- Рулетка, маркер, ножовка по металлу.
Приступаем к выполнению работ
Берем ПВХ трубу диаметром 110мм, и размечая ее, отрезаем два отрезка по 40см каждый. Это будут наши ресиверы.
Далее подготавливаем заглушки. Всего их у нас четыре штуки.
Две из них мы оборудуем ниппелями для непосредственного соединения с компрессорами. Их мы заблаговременно вырезаем из старых велосипедных камер. Сделать эту процедуру легче всего ножницами.
Подбираем сверло ориентировочно под диаметр ствола ниппеля. Просверливаем сквозные отверстия шуруповертом или дрелью. Вставляем ниппеля в отверстия, и поджимаем гайкой через смягчающую прокладку с наружной стороны к заглушке.
Берем наш манометр, и обматываем фум-лентой резьбовое соединение. Закрепляем его в одной из наших «ниппельных» заглушек, смещая посадочное отверстие от центра к краю. Отверстие под него необходимо сделать перьевым сверлом на 12мм. Поджимаем его через самодельную резиновую прокладку, которую вырезаем из остатков велосипедной камеры.
В следующие две заглушки по центру монтируем штуцера. Обмотав фум-лентой резьбовое соединение, просовываем штуцера в отверстия. Крепим штуцера с тыльной стороны заглушки гайкой. Резиновую прокладку стоит проложить широкой шайбой и поджать соединение рожковым ключом.
Замыкает работу с пластиковыми заглушками монтаж шарового крана. Он необходим для того чтобы сдерживать давление постоянно поступающего воздуха, нагнетаемого компрессорами, и подавать его по необходимости. Его наружный размер мы подбираем под внутренний диаметр быстросъемного переходника для шланга. Размещаем кран на заглушке с ниппелем. Смещаем отверстие под него от центра, и просверливаем перьевым сверлом.
Герметизируем кран фум-лентой и монтируем в заглушку, прокладывая резиновой самодельной прокладкой. Проверить исправность крана можно повернув барашек до упора.
Приклеиваем заглушки к трубам наших ресиверов в следующем порядке: с одного края ниппельные, с другого – штуцерные. Манометр с краном должны оказаться с одной стороны. Клей используем для ПВХ изделий типа Тангит или Марс. Излишки клея убираем тряпкой.
Изготовление подставки
После того как мы сделали ресиверы, необходимо их закрепить устойчивом на основании. Проще всего это сделать, взяв кусок доски шириной не менее 25см, и достаточной длины чтобы поместились два компрессора. Можно дополнительно прокрасить ее с лицевой стороны, защитив от влаги, как это сделал автор самоделки.
Установка ресиверов и подключение компрессоров
Следующий шаг – изготовление и закрепление металлических пластин-стоек для ПВХ труб. Изгибаем их как показано на фото, и закрепляем на деревянной подставке саморезами. На болты садим манжеты, которые делаем из той же трубы, разрезав ее стенку.
Помещаем наши ресиверы в манжеты, и соединяем штуцера кислородными шлангами. Соединения со штуцерами закрепляем на хомуты.
Примеряем компрессоры на месте монтажа. Необходимо убедиться, что они свободно помещаются на подставке и не мешают друг другу. Разбираем их для того, чтобы подключить параллельно. Распаиваем контакты с помощью паяльника. Используем для этого родной кабель от компрессоров.
Собираем компрессоры заново, и закрепляем их на станине с помощью саморезов. Чтобы снизить вибрацию от их работы, можно дополнительно проклеить их корпуса двойным скотчем.
Чтобы стянуть два кабеля от компрессоров вместе, можно по совету автора нарезать термоусадочных кембриков, и прогреть их зажигалкой.
Кнопку-выключатель выводим сбоку от компрессоров, поближе к ниппельным соединениям. Пропаиваем контакты, и приклеиваем кнопку к подставке на горячий клей.
Проверка работоспособности агрегата
После того, как все соединения выполнены, можно подключить оба компрессора их штатными шлангами к ниппельным разъемам. Подключив аккумулятор на 12V, можем произвести пробный запуск и проверить работу нашего сборного устройства по манометру. Не забываем перед этим перекрыть шаровый кран. Вставляем через быстросъемный разъем спиральный шланг с пистолетом-распылителем, и наслаждаемся работой самодельной компрессорной установки. Удачи всем самоделкиным!
Практические советы
Не стоит забывать об элементарной технике безопасности в работе с даже такой компрессорной установкой. Необходимо постоянно контролировать разрешенное давление, не допуская превышения, иначе ресиверы может попросту разорвать. В данной сборке электрическая схема предусматривает это делать только в ручном режиме.
Все соединения, резьбовые или клеевые, нужно также тщательно проверять на герметичность. Любое подтравливание воздуха, особенно со стороны торцевых заглушек, может привести к нарушению адгезии клеевого соединения и его последующей разгерметизации.
Поскольку корпуса всех элементов – компрессоров и ресиверов – пластиковые, избегайте ударов по установке, чтобы не нарушить целостность хрупкого пластика.
Выбирайте ПВХ трубы как можно более толстостенные, поскольку их срок службы будет более продолжительным.
Несмотря на то, что такое оборудование не претендует на звание проф. инструмента, его можно использовать для нанесения красок или лаков распылителем. Обеспыливать рабочее место, не расходуя мощности обычного компрессора, тоже можно делать. А для аэрографии такое устройство возможно будет более удобным нежели громоздкий штатный компрессор. Весит она немного, поэтому для полевых условий это самое подходящее оборудование. В любом случае, она вполне заслуживает звание технической самоделки, и сможет выручить при отсутствии основного инструмента.