Мировые рекорды, десятки наград и безумная прибыль – как Rockstar создала самый успешный развлекательный продукт в истории
17 сентября экшен Grand Theft Auto 5 отмечает пятилетие. Хотя серия всегда пользовалась успехом, этот выпуск превзошел все возможные ожидания — побил несколько рекордов Гиннесса, собрал множество наград и разошелся тиражом почти в 100 млн копий. Мы решили вспомнить историю хита Rockstar — от первых известий о разработке до всемирного признания.
Строить предположения насчет очередного выпуска Grand Theft Auto поклонники начали чуть ли не сразу после выхода Grand Theft Auto 4 в 2008 году, но Rockstar не стала торопиться с анонсом. О разработке Grand Theft Auto 5 компания объявила 25 октября 2011 года, а спустя неделю опубликовала первый трейлер, в котором показала игровой мир. После этого разработчики на целый год замолчали, лишь изредка публикуя новые скриншоты.
По словам руководителя Rockstar Сэма Хаузера, разработчики отнеслись к проекту предельно серьезно. «Одни только поездки по Лос-Анджелесу для сбора материала заняли у нас не меньше 100 дней. Мы сидели ночи напролет с разными странными типами, полицейские нас водили повсюду», — вспоминает Хаузер. — Мы говорили с агентами ФБР, которые в свое время работали под прикрытием, с мафиози, с уличными бандитами — даже в настоящую тюрьму посреди пустыни успели съездить. Вот уж где по-настоящему тоскливо».
В октябре 2012 стала известна дата релиза — весна 2013 года. Стартовали предзаказы, а в ноябре вышел второй трейлер. Вдобавок, журнал Game Informer опубликовал многостраничный материал о новинке. Именно тогда выяснилось, что в игре будет сразу три главных героя, между которыми можно в любой момент переключаться, а главной темой станут ограбления, которые так понравились игрокам в GTA 4.
В январе 2013 года фанатов ждали грустные новости: Rockstar не успела доделать игру в срок и перенесла релиз на осень. Разработчики понемногу делились подробностями: сначала в сети появилась обложка игры, в апреле вышел ролик о главных героях, в июле — геймплейный трейлер, а 15 августа был анонсирован многопользовательский режим — Grand Theft Auto Online.
За несколько дней до релиза кто-то выложил на торрентах пиратскую версию GTA 5 для Xbox 360 и PS3. За активацию игры на консоли можно было получить бан, но самых ярых фанатов это не останавливало — настолько им не терпелось прикоснуться к новинке.
17 сентября игра наконец вышла на Xbox 360 и PS3, и практически сразу стало понятно, что пятую часть ждет невероятный успех. Ведущие игровые издания не скупились на «десятки» — даже сейчас средняя оценка GTA 5 на Metacritic составляет 97 баллов из 100. Старт продаж сопровождался безумными историями. Одного из покупателей в Лондоне, например, подкараулили три грабителя. Они дважды ударили его ножом, оглушили кирпичом и отобрали игру. А в Нью-Йорке трое фанатов купили на аукционе списанную полицейскую машину, достали форму, вошли в магазин и купили игру без очереди. Прокололись хитрецы во время выезда со стоянки — они неправильно развернулись на глазах у настоящего полицейского патруля.
Высокое качество игры обошлось создателям в копеечку. По приблизительным оценкам, бюджет выпуска составил $265 млн с учетом маркетинга — это один из самых высоких показателей в индустрии. Но риск того стоил: вскоре после выхода новинка побила сразу несколько рекордов Гиннесса. За первые 24 часа она заработала больше любого приключенческого экшна, игры или другого развлекательного продукта, а также быстрее всех в индустрии (за 3 дня с начала продаж) принесла создателям миллиард долларов. Кроме того, трейлер игры вышел в лидеры по количеству просмотров.
GTA 5 даже сумела вывести американский игровой рынок из кризиса. В сентябре 2013 года продажи игр и игрового оборудования в США впервые за девять месяцев выросли на 27%, достигнув 1,08 млрд долларов. Локомотивом роста стала Grand Theft Auto 5 — ее продажи составили целых 50% от общей суммы.
Что касается наград, то только звание «лучшей игры года» GTA 5 получила примерно от 30 изданий. Правда, в этом плане экшену несколько помешала The Last of Us, которая пользовалась у критиков гораздо большей популярностью — у нее наград было почти в четыре раза больше.
Через месяц после релиза заработал онлайн-режим. Поначалу он выглядел как приятное дополнение к основной игре, однако Rockstar каждые пару месяцев добавляла в него новый контент — транспорт, дома, одежду и оружие. Открывать это все можно было либо долгим фармом внутриигровой валюты, либо за реальные деньги. Как выяснилось позже, пользователи охотно тратили свои кровные на виртуальные особняки и машины: на микротранзакциях компания заработала больше миллиарда долларов. Предположительно, именно из-за GTA Online фанаты игры не увидели одиночных дополнений — слишком уж легко разработчики делали деньги на простых DLC для мультиплеера.
Впрочем, к GTA Online вышло и по-настоящему отличное расширение — «Ограбления». По сути, это набор из нескольких больших миссий в духе сюжетной кампании, только проходить их предлагается командой из четырех человек. На высокой сложности задания требуют четкой согласованности действий, и заканчивается каждая миссия эпично — масштабными перестрелками на земле, воде и в воздухе с толпой полицейских, бандитов, а порой и всеми сразу. В начале 2018 года вышло еще одно ограбление, но оно получилось слишком уж безумным: с летающими машинами, взрывами и спасением мира. «Прямо экранизация самого тупого американского блокбастера, — заключили поклонники проекта.
Отдельного упоминания заслуживает PC-версия. Хотя все номерные выпуски GTA появлялись на компьютерах, в промежутке между GTA 4 и GTA 5 вышел вестерн Red Dead Redemption, рассчитанный только на консоли. Такую же судьбу некоторые фанаты начали предсказывать и пятой части GTA.
Замешательством игроков воспользовались злоумышленники, которые распространили на торрент-трекерах вирус, замаскированный под PC-версию Grand Theft Auto 5. Программа вымогала у пользователя деньги, предлагая для окончания установки отправить сообщение на короткий номер — якобы для получения ключа. На самом деле после отправки сообщения со счета жертвы раз в день списывалось 1 евро.
В июне 2014 года Rockstar все же анонсировала вариант для PC, а также переиздания игры для новых тогда приставок — PS4 и Xbox One. Консольные версии вышли в срок, но вот порт для компьютеров задержался надолго. Сначала релиз перенесли с осени 2014 на зиму, потом на март 2015, а затем — на апрель. Долгое ожидание игры стало поводом для ожесточенных пикировок между фанатами приставок и PC: консольщики смеялись над «ждунами», а ПК-игроки в ответ благодарили их «за бета-тест». В итоге GTA 5 все же добралась до PC, где тут же обзавелась множеством модов — фанаты по сей день улучшают графику, меняют карту, превращают персонажей в супергероев и устраивают массовые сражения. Кто-то занимается более безумными вещами — о самых странных модах мы тоже писали.
Кстати, с фанатскими дополнениями связано несколько неприятных для разработчиков случаев, из-за которых у игры до сих пор «смешанные» отзывы в Steam. Во-первых, у GTA 5 оказался не самый лучший античит, который частенько банил всех подряд. Мошенники устанавливали расширение для накрутки денег, заходили в онлайн, после чего многие оказавшиеся с ними на сервере игроки незаслуженно получали блокировку. Rockstar так и не решила эту проблему, игнорируя все жалобы в сети.
Во-вторых, создатели умудрились сильно поссориться с фанатами-мододелами. Издатель одно время требовал закрыть OpenIV, платформу для создания расширений, поскольку она якобы позволяет обходить защиту игр и модифицировать программное обеспечение. Поклонники GTA 5 потребовали оставить создателей модов в покое и обрушили рейтинг игры в Steam, после чего издатель отступил.
Хватало и других неприятных историй — многим захотелось заполучить хотя бы часть прибыли Rockstar от GTA 5. Разработчиков пытались засудить музыканты, актеры, игроки, мафия и даже коллеги — подробнее обо всех важных инцидентах мы рассказали в отдельном материале.
По состоянию на август 2018 года тираж GTA 5 превысил 95 млн проданных копий, а заработала игра больше $6 млрд — столько денег не приносил ни один развлекательный продукт. Неудивительно, что в графике Rockstar, которая до того каждый год выпускала новинки, с 2013 года образовалась пятилетняя дыра: проще выпускать обновления для GTA Online, зарабатывая на микротранзакциях, чем рисковать, вкладывая огромные деньги в разработку следующей игры.
GTA 5 стала культурным феноменом. Можно по-разному относиться к ее жестоким персонажам и местами слишком абсурдной истории, но экшен тут — на высшем уровне. «GTA 5 — это самый насыщенный опыт, который только может предложить игровая индустрия здесь и сейчас. Она вмещает в себя сразу все: погони, перестрелки, убийства, смех, слезы, сцены собачьего секса, торговлю оружием, наркотические трипы, йогу, социальную сатиру и лучшую музыку на любой вкус», — отметили мы в рецензии.
Даже спустя пять лет игра регулярно появляется в новостях: то ее где-нибудь запретят из-за суицида детей, то спидраннеры поставят новый рекорд, то очередной забавный мод выйдет. Rockstar продолжает обновлять сетевой режим, но скоро фокус компании сместится на Red Dead Redemption 2, которой тоже обещают успех — пускай и не такой глобальный, как у GTA 5. Впрочем, компания уже наверняка занимается GTA 6 — слухов о новой игре хватает, но ее релиза в ближайшие пару лет ждать не стоит.