Популярные вирусные мемы, видео и картинки используются в распространении дезинформации в ходе организованных манипулятивных кампаний в социальных сетях, сообщают исследователи из Оксфордского университета.
В ежегодном отчете о трендах сетевой дезинформации, подготовленном Институтом интернета Оксфордского университета работающими над проектом по исследованию пропаганды (Computational Propaganda Research Project, CPRP), отмечается, что Facebook остается самой популярной платформой для манипулирования социальными сетями из-за своих размеров и глобального охвата.
Однако акцент на визуальный контент (картинки, видео, гифки), которым чаще всего обмениваются в интернете, означает, что пользователи видеоплатформы YouTube и Instagram все чаще становятся объектами ложных или вводящих в заблуждение сообщений, говорит Саманта Бредшоу, один из авторов отчета.
«В Instagram и YouTube мы можем наблюдать развитие природы фейковых новостей — теперь на веб-сайтах меньше текстовых статей и больше о видео с быстрым для потребления контентом, — сказала Бредшоу. — Мемы и видео особенно просты в потреблении в условиях нехватки внимания».
Выводы доклада подчеркивают проблемы, с которыми сталкиваются Facebook, Google и другие компании социальных сетей в борьбе с распространением политической и финансово мотивированной дезинформации по мере разработки и изменения тактики и технологий.
Представитель Facebook заявил, что для соцсети главный приоритет — предоставление пользователям точной информации.
«Мы разработали более интеллектуальные инструменты, большую прозрачность и более прочные партнерские отношения, чтобы лучше выявлять возникающие угрозы, останавливать злоумышленников и сокращать распространение дезинформации в Facebook, Instagram и WhatsApp», — сообщил представитель компании.
YouTube заявил, что вложил средства в сервисы для борьбы с дезинформацией на своем сайте и регулярно удаляет контент, который нарушает условия использования. Но прокомментировать сделанные Оксфордским университетом выводы пресс-секретарь отказался.
Брэдшоу считает, что переход на визуальный контент затруднит для владельцев ресурсов выявление и искоренение манипулируемой активности. Исследователь сослалась на мартовскую стрельбу в Новой Зеландии, когда инцидент транслировался в прямом эфире в Facebook, а после распространился как видеоролик по сети.
«Проще автоматически анализировать слова, чем изображение. И образы чаще оказывает более мощный эффект, чем слова, и с большей вероятностью становятся вирусными», — заявила Брэдшоу.
В докладе Оксфордского университета говорится, что в настоящее время манипулятивная деятельность в соцсетях выявлена в 70 странах мира по сравнению с 28 странами в 2017 г.
«Цифровая пропаганда стала обыденностью в современной публичной сфере, — говорится в отчете. — Эти техники [пропаганды — прим. ред.] также будут продолжать эволюционировать, по мере того как новые технологии…. будут коренным образом менять общество и политику».