Считанные дни остались до премьеры спектакля, придуманного и поставленного режиссером и хореографом Аллой Сигаловой. История ХХ века, рассказанная без слов, в жанре пластической драмы.
Десятилетия, стремительно сменяющие друг друга. Век, который для каждого зрителя отзовётся своими личными воспоминаниями. Перешагнув из одного столетия в другое, мы до сих пор часто оглядываемся назад со страхом, непониманием и болью. Но и с восхищением, с любовью к ушедшим уже навсегда. К своим близким и совсем незнакомым людям, жившим тогда, к великим соотечественникам и неизвестным солдатам. Век потрясений, революций, страшных войн и великих побед, террора и оттепели, прорыва в науке и искусстве. Век, в котором многие из нас родились.
Алла Сигалова для своего рассказа об ушедшем столетии выбрала привычный для себя способ – воспоминания и ассоциации возникают благодаря жесту, движению, эмоциям. В этой пластической драме исторические события переплетаются с культурными кодами эпох, истории обычных людей – с биографией знаковых и значимых героев ушедшего века. Важные события, музыка, литература, спектакли, личности – всё соединилось в едином вихре. Есенин встречает Айседору, Марина Басманова провожает Бродского – или это просто влюблённая пара, случайные прохожие, чья история близка и понятна каждому? НЭП, война, репрессии, первый полет в космос и Олимпиада, Афганистан и рынок размером в целую страну. Всё это сопровождается удивительно точным, ювелирно и бережно подобранным музыкальным рядом, короткими, но узнаваемыми репликами из фильмов, спектаклей, книг. «Три сестры», «Оптимистическая трагедия», «Утиная охота», «Ностальгия» – можно перечислять бесконечно цитаты, ремарки и реминисценции, возникающие на протяжении спектакля и складывающиеся в причудливый прекрасный калейдоскоп.
Танец в какой-то момент становится не только способом донести до зрителя «свой» ХХ век, но даже элементом групповой психотерапии – когда мы все вместе, с режиссером, актерами пытаемся осмыслить и понять (а где-то мучительно отпустить) это время.
Алла Сигалова:
Для меня это совершенно личная история, которая выражена в воспоминаниях. Вспомнить ХХ век. Это мое детство, моя юность. Мама, бабушка, мои родители. Из огромного количества воспоминаний мы отобрали лишь малую часть. Я поставила перед собой задачу, что на каждое десятилетие в спектакле отводится около 10 минут. Было довольно непросто, всегда же хочется рассказать больше. Но это уже будет не формат спектакля, а многосерийный документальный фильм.
В спектакле используется более 500 костюмов, причем в некоторых актёры появляются на сцене всего на несколько секунд. Это своеобразный рекорд: больше костюмов (около 700) было только в знаменитом спектакле «Так победим», поставленном Олегом Ефремовым здесь же, на мхатовской сцене, почти 40 лет назад.
Алла Сигалова привлекла к работе двух выдающихся художников по костюмам – Александра Васильева и Марию Данилову.
У каждого из них своя часть спектакля, свои временные отрезки. И свой подход к созданию сценической одежды для «Бала»: Александр собирал свою коллекцию в винтажных магазинах и на блошиных рынках, костюмы Марии сшиты по эскизам специально для постановки.
Мария Данилова, художник по костюмам:
Какие у меня ассоциации с этим веком? Странное ощущение, когда сильная ненависть и отторжение, неприятие и отрицательные эмоции в результате переходят в любовь.
При создании костюмов я отталкивалась от синопсиса и музыки. Тот музыкальный ряд, который подобрала Алла – он же потрясающий совершенно. Я очень доверяю Алле Михайловне, её видению, она очень чувствует «картинку». И даже когда костюм мелькает на сцене в буквальном смысле какую-то долю секунды – нет ощущения, что работа была проделана зря или костюм менее значительный. У Сигаловой вообще ничего не бывает зря.
Все костюмы до начала 70-х у нас в черно-белой и серой гамме – это же эпоха черно-белого телевидения. И только потом появляется цвет (но это уже период, который «одевал» Александр Васильев).
Мне кажется, только в оперные спектакли сравнимы по количеству костюмов с «Балом», да и то далеко не все. Сложность не только в большом объеме, но и в том количестве переодеваний за сценой – как это всё разместить, развесить и организовать пространство таким образом, чтобы актеры всё нашли и успели переодеться. И, конечно, пластический спектакль – это дополнительная задача для художника по костюмам — надо сделать так, чтобы одежда не мешала двигаться.
Александр Васильев, художник по костюмам:
Все мои костюмы – подлинные, я искал их специально для спектакля в винтажных магазинах, на блошиных рынках разных стран. Самое трудное, что не только одежда, но и обувь, аксессуары, сумки – всё должно соответствовать выбранному отрезку времени. К сожалению, в России винтажной торговли как таковой не существует, и искать здесь сложнее, чем в Европе. Там есть сеть магазинов Красного Креста с огромным количеством одежды разных эпох. И вышло так, что самый большой магазин-склад, в котором около миллиона винтажных костюмов, находится в Литве, а его директор – моя поклонница. Она сказала «Для Вас – что угодно! Куда? В МХТ? Тем более». Я привёз оттуда более 700 костюмов, в итоге отобрал для спектакля 250.
Я так много шил, что сейчас считаю, что в ХХI веке шить негуманно: так много уже сделано другими, что просто стыдно выкидывать это на помойку. Я работаю в театре 44 года, у меня 120 постановок и я уверен – нельзя сейчас тратить время на подбор тканей, раскрой, примерку и пошив. И потом, разве можно сравнить новые вещи из современных синтетических тканей, с «пожившими», сшитыми вручную? Всегда будет вылезать наружу этот контраст. Новый костюм даже по фигуре никогда сразу не садится, нет ощущения, что он живой, настоящий.
Сегодня я впервые посмотрел целиком прогон и был тронут этим спектаклем. Он очень правдивый и важный с исторической точки зрения. Для меня это еще и история про вечное соперничество во всех нас Востока и Запада. Я очень благодарен МХТ и Алле Михайловне за возможность сотрудничества и желаю работе огромного успеха.
Алла Сигалова:
Все актеры – в прекрасной форме, большинство из них – мои ученики и кроме радости работать с ними, счастья видеть, как они выросли, какими стали профессионалами, никаких других эмоций у меня нет. Они молодцы, они потрясающие. Счастье, признательность и благодарность — вот, что я испытываю, делая с ними этот спектакль.
В постановке «Бала» занято более 40 актеров, с некоторыми из них нам удалось поговорить в перерывах между репетициями.
Алексей Агапов, актёр:
Работа такого масштаба в МХТ – первая на моей памяти. Почти нет текста, и в основном всё выражено через тела актёров, звук, свет. Плотный процесс, потому что сложно охватить всё столетие за короткое время. Думаю, Алла Сигалова многим пожертвовала, отобрав именно эти события.
Алла Михайловна при подготовке советовала много читать, смотреть документальные хроники. Я сейчас стал перечитывать много литературы, которую читал раньше, фильмы интересно вспомнить. Знаю, что девочки изучали, например, биографии и характеры дягилевских балерин. Это – внутренняя работа, которая всегда была в МХТ, еще со времен Станиславского и Немировича-Данченко.
Интересно, как зритель всё поймёт? Многие же ничего не знают про эти времена. Я уверен, что поможет наша точность. Для меня это главная сложность – передать за такое короткое время, кто ты, что за характер, персонаж. Это замысел Аллы Михайловны: быстрая смена и максимальная точность попадания в персонажа. Приходится вырабатывать такой язык, архетип, который максимально включает в себя огромное количество смыслов. В этом сложность: придумать, собрать, чтобы в зрителя попало. Думающий, чувствующий зритель наверняка захочет многое повторить, у большинства возникнет ностальгия. Это – прекрасный яд, который нас отравляет, мы всегда возвращаемся к каким-то детским воспоминаниям.
Маруся Пестунова, актриса:
Я не разбиваю спектакль для себя на фрагменты и отдельные части. Хотя, конечно, они меняются, каждый выход на сцену – это другая я, другая роль, но тем не менее, мы как раз из этих кусочков, фрагментов создаем нечто целостное, единое. И в этом, как мне кажется, заложен успех спектакля, его эффект.
Безусловно, ближе всего мне 90-е – я родилась тогда и помню, как это было. Но благодаря Алле Михайловне, мы не только физически и актёрски, но и духовно прониклись историей ХХ века, узнали очень много нового. Мы все вместе создавали своих персонажей, привносили что-то новое, искали, обсуждали.
Для меня это первый опыт участия в пластическом спектакле. Два часа без слов рассказывать со сцены историю только своим телом, эмоциями, движениями. Сначала было страшно – получится ли, выдержу ли чисто физически. Но сейчас пропал страх, появилась уверенность. Усталость тоже есть, но она, скорее, приятная. Мы ждем премьеры, ждем реакции зала – это будет одновременно точка в постановке спектакля и его старт.
Алексей Варущенко, актёр:
Новое направление для нас, новый жанр. Для кого как, но лично для меня это затратно не столько физически, сколько морально, потому что мы не привыкли разговаривать через тело. Драматический артист обучен этому с института, но такие работы – редкость. Тут основной инструмент – слово в теле. Я очень надеюсь, что нам получится существовать в драматической форме в этом пластическом спектакле. Это – очень интересная проба, когда драматический артист пытается что-то рассказать телом, потому что у нас есть ряд сцен, которые абсолютно драматически построены.
Сюда надо окунуться, потому что спектакль – смесь тела и текста. Каждое движение – это какой-то текст. Мы еще в пути, у нас не всё пока складывается, но я очень хочу, чтобы зрители нас читали как книгу и слышали, потому что мне бы хотелось, чтобы это не было только пластической постановкой.
Моё любимое здесь – шестидесятые, когда молодые люди встречаются в телефонной будке. Может быть, это мои личные ощущения, но это искренне, относит нас, каждого, в какое-то своё время, юношество, первые отношения. Времена первой любви, трепета, искренности. Того, чего нам сейчас крайне не хватает в жизни. Я почти каждый раз со слезами на глазах её смотрю.
Ольга Воронина, актриса:
Честно говоря, тяжело, физически. Неожиданно. Хотела попасть в эту работу, потому что это для меня новое направление. Сначала было так сложно и хотелось отказаться, но сейчас уже всё нормально. Самое тяжелое – сделать точно. Эти короткие фразы, высказывания. Хочется, чтобы было именно точно и ярко, совпало внутренне. Я танцевальный человек, но не в спортивном смысле. Танец мне нравится. Когда идёт какая-то музыка, сложная сцена, ты её чувствуешь, хочется сразу на сцену выйти и показать драйв танцем.
Наташа Швец, актриса:
Это моя первая работа с Аллой Сигаловой. Я занималась с детства хореографией, люблю танец, мне близка эта форма и, конечно, мне очень интересно было поработать с Аллой Михайловной. Не могу сказать, что легко, потому что сильный человек, сильная женщина – это всегда непросто. Она невероятно красивая и талантливейшая, видит то, чего ты сначала не понимаешь, не видишь. Как всё продумано! Десятилетия, игра цвета, костюмов. Восхищаюсь Аллой Михайловной и очень уважаю её.
Самое замечательное в постановке то, что это – пластическая драма. Хотя танцы без драматизма не существуют (если взять любой балет, национальный танец). Когда происходит этот синтез, мне становится интересно. Я счастлива, думаю, это будет невероятно красиво. В спектакле мне очень нравятся сцены с «Оптимистической трагедией», времена НЭПа и «Бродячей собаки». И конец войны: постаревшие девочки, тряпки, оставшиеся после людей… Я на каждой репетиции в этот момент не могу справиться с эмоциями, плачу.
Мне не было очень сложно физически. Хотя шучу, что на премьеру мы выйдем все стройные и спортзал теперь не нужен.
Алла Сигалова:
То, что вы видели сейчас – лишь половина работы. Когда мы перейдем из репетиционного зала на сцену, начнутся постановочные репетиции, связанные с визуальным рядом (а он очень насыщенный) – это будут тяжелые, «кровавые» дни.
Премьера пластической драмы «ХХ век. Бал» состоится 5 декабря 2018 года.
Инсценировка воспоминаний: Алла Сигалова, Константин Эрнст
Режиссёр-постановщик: Алла Сигалова
Художник: Николай Симонов
Художники по костюмам: Александр Васильев, Мария Данилова
Художник по свету: Оскарс Паулиньш
Саунд-дизайн: Яна Лобахина, Илья Елисеев
Продюсер: Константин Эрнст
Помощник режиссёра: Наталия Кольцова
Фото: Людмила Сафонова и Мария Никифорова