Проверка версии адаптера и его подключение к автомобилям имеющим редкие, «нестандартные» протоколы
Давненько хотелось посмотреть «работу своего авто» сканером, но все время не получалось.
Брал несколько разных у знакомых на пробу, но они упорно не видели мои автомобили (авто хоть и имеют OBD II, но c относительно «редкими» протоколами).
И если работу одного из них (корейца), кое-как, удалось посмотреть у товарища (мастер по авто, имеющий кучу софта и оборудования), то мой основной автомобиль не «увидела» ни одна из имеющихся в наличии программ! 🙁 — у него в основном лицензии по ВАГу и другим распространенным авто, а для моего требуется понимать daihatsu k-line
Сразу оговорюсь, я не ездил по всем подряд «незнакомым» СТО, вероятно на каком-нибудь из них возможно найти поддержку моего автомобиля, но проблема не той важности, что бы из любопытства кататься искать подходящее оборудование, без уверенности в квалификации и честности работающего на нем персонала.
А тут еще и подозрения появились в корректной работе двигателя… Скрепка вставленная в диагностический разъем (для проверки ошибок) ничего не показала, как впрочем и постоянно подключенный БК Multitronics, умеющий их распознавать и сбрасывать (по крайней мере некоторые из них).
Короче прикупил вот такой вариант, не столько даже для «проверки» своих подозрений, сколько просто «поиграться» — стало любопытно попробовать во всем этом разобраться (ранее с этим никаких дел не имел) ну и отчитаться перед присутствующими ;).
Купленный адаптер
В заказ положили диск с кое-каким программным обеспечением (в описании товара написано что диск не идет в комплекте)
Список записанного на диск (вдруг кому любопытно:)
Имеются подробности «установки» некоторых программ…
Внешний вид и размеры
Вид на разъем
Характеристики адаптера (из магазина):
Версия аппаратного обеспечения: V1.5
Работает со всеми совместимыми транспортными средствами obd-ii
Беспроводной (Bluetooth)
программное обеспечение для Андроид, Windows PC, Windows-смартфона
поддерживает ISO 9141, KWP2000, может применяться для автобусов
Поддерживаемые протоколы:
0. Автоматический
1. SAE J1850 PWM (41.6 КБО)
2. SAE J1850 VPW (10.4 КБО)
3. iso9141-2 (5 бод init, 10.4 кбод)
4. ISO14230-4 KWP (5 бод init, 10.4 кбод)
5. ISO14230-4 KWP (Fast init, 10.4 КБО)
6. ISO15765-4 может (11бит ID, 500 кбод)
7. ISO15765-4 может (29бит ID, 500 кбод)
8. ISO15765-4 может (11бит ID, 250 кбод)
9. ISO15765-4 может (29бит ID, 250 кбод)
A. SAE J1939 может (29bit ID, 250 * Kbaud)
B. User1 CAN (11 * бит ID, 125 * kbond)
C. User2 CAN (11 * бит ID, 50 * kbond)
* Настройки по умолчанию (регулируются пользователем)
Функции Bluetooth Mini ELM327
• Чтение диагностических кодов (ошибок), как общих, так и конкретных от производителей, отображение их значения (более 3000 общих определений кода в базе данных).
Начать рассказ наверное стоит с того, что большая часть (если не бОльшая) продаваемых китайцами сканеров очень сильно урезаны по функциям, из-за использования дешевых вариантов чипов, не понимающих значительную часть используемых при опросе команд. Особенно все плохо с редкими протоколами. Поэтому выбрать ПРАВИЛЬНЫЙ (полностью работоспособный) сканер это еще тот квест!
Немного информации о хороших и плохих вариантах адаптера
ELM327 был разработан канадской компанией ELM Electronics. В течение нескольких лет были выпущены версии с 1.0 по 1.4b. После выпуска версии 1.4b ELM Electronics «перепрыгнула» сразу на версию 2.0+ (более продвинутую). Она никогда не выпускала ELM327v1.5.
Микропрограмма ELM327 работала на чипах PIC и изначально не имела защиты от копирования.
Поэтому через время прошивка была скопирована, и с ней начали собирать адаптеры под видом версии 1.5. Получившийся клон оказался довольно удачным и стал «в какой-то степени» эталоном качества китайских ELM327.
Позже китайские производители разработали собственный вариант ELM327, для работы на более дешевых микропроцессорах, который не достиг даже уровня клонированного 1.5, но стал именоваться версией 2.1, которая в итоге заслужила плохую репутацию.
Один из вариантов 2.1, собранный на «кляксе».
Вполне понятно, что «продвинутые» пользователи, выбирали вариант 1.5. Первоначально, можно было довольно легко идентифицировать полный/урезанный вариант по маркировке чипа.
Продавцы довольно быстро сообразили, что покупатели не хотят покупать сканеры версии v2.1 (урезанная разновидность) и стали «хитрить»- перемаркировывая микросхемы под более покупаемую версию. Кроме того эти адаптеры научили отзываться на запросы как версия 1.5, и отличить настоящий от поддельного стало значительно сложнее. Даже проверенные продавцы, иногда, отсылают поддельные версии (трудно сказать специально, или сами попадаются).
В 2017 году появились поддельные сканеры, изготовленные на чипе QBD327, перемаркированном как PIC18F25K80 и полностью совпадающие с ним по размерам. Отличия этой подделки от «оригинала»:
Логотип (М) на поддельном чипе обычно смазанный (на «оригинале» — четкий)
Третья строка маркировки содержит 14309MP или 1643URE- в «оригинальном» там расположена дата производства.
Недалеко от чипа находится кварцевый генератор с указанной частотой 16.000MHz (оригинальный PIC18F25K80 работает с 4.000MHz)
Поддельный сканер не поддерживает команду ATPPS (по крайней мере пока)- сканер с оригинальным чипом, в ответ на команду ATPPS выдает длинную строку
Поддельные варианты сканеров не понимают отдельные команды для соединения с ЭБУ и выдают неправильный ответ, например:
SendCommand:ATAL
HandleReply:? — должно быть ОК
-> EXTRAINIT
SendCommand:ATIB10
HandleReply: ELM327 v2.1 — должно быть ОК
-> EXTRAINIT
SendCommand:ATSH8111F1
HandleReply: OK
-> EXTRAINIT
SendCommand:ATST32
HandleReply: OK
-> EXTRAINIT
SendCommand:ATSW00
HandleReply:? — должно быть ОК
То есть, для проверки необходимо послать следующие команды:
ATAL
ATIB10
ATSH8110F1
ATSW00
и посмотреть на ответ адаптера.
Если на команды запроса приходят ответы ОК, то этот адаптер будет работать с нестандартными протоколами.
Если на команды запроса (хотя бы некоторые из них) приходят ответы "?" (на ATIB10, кстати, должен быть ответ ОК, а не версия elm адаптера), то такой адаптер нестандартные протоколы не поддерживает.
На первый взгляд проверка может показаться слишком сложной!? Не пугайтесь, ниже покажу как можно довольно просто его проверить
Какие последствия могут наступить при попытке использования поддельного сканера?
В большинстве случаев, Вы просто не сможете использовать редкие протоколы (подключиться к блоку управления двигателем через программы, оптимизированные для работы с двигателем). Может не работать часть функций из-за аппаратных ограничений урезанных сканеров.
В редких случаях, после подключения адаптера к диагностическому разъему (даже без запуска диагностических программ) автомобиль откажется заводиться и может включить несколько контрольных ламп с неисправностями в разных блоках одновременно. После отключения сканера все восстанавливается. В памяти блоков управления могут сохраниться неактивные коды неисправностей начинающиеся с буквы U (коды U#### ).
В очень редких случаях, некачественный сканер может влиять на тягу (при движении). При отключении нормальная работа восстанавливается.
Разборка устройства
Первым делом, естественно, полез смотреть начинку (и проверять работоспособность) полученного устройства
Разбирается легко- саморезы под наклейкой
но не на этом фото :))) Когда фотографировал, вероятно наклейку на другую сторону приложил -плиз простите, исправлюсь 🙂
Если судить по маркировке чипа и кварца, адаптер версии 1.5
Обратная сторона…
Порадовало наличие резистора R2 между 3 и 4 выводом OBD разъёма и конструкция разъемов, облегчающие доработку данного адаптера (при необходимости).
Дело в том, что у авто использующих CAN шину часть модулей находится на высокой (HS-CAN), другая – на средней (MS-CAN) шинах, и для того, что бы увидеть максимальное количество блоков бывает необходимо доработать адаптер переключателем типа шины
Без доработок китайские адаптеры работают только на скоростной шине HS-CAN (pin 6,14), а контакты шины MS-CAN (pin 3, 11) не используются.
Для возможности переключения скорости шины необходимо установить переключатель:
Кроме того, довольно распространенная проблемка китайских адаптеров связана со способом включения CAN — использование лишь одного резистора 120 Ом (R2), подключенного между шинами CAN, в то время как по спецификации ELM327 должно быть по одному 100 Ом на каждой, подключенному через конденсатор 560 пФ на землю.
Поэтому может понадобиться его включатьотключать (некоторые типы ЭБУ могут отказываться работать с ним, а некоторые без него(веселуха;)) — можно установить переключатель или попробовать доработать схему до спецификации, тем более что это совсем несложно.
Конструкция разъема очень удобная для этой доработки.
Крепление разъема симметричное, при необходимости можно повернуть его на 180 градусов. Я сразу это сделал- в моем автомобиле индикация работы была повернута от меня (не была видна)
Теперь выглядит так
Проверка версии сканера
Самая простая проверка, что бы не «запариваться» с терминалами, использование программки http://hobdrive.com/ — это бортовой комп для авто.
Я себе, кстати, прикупил его уже, правда руки не доходят потестировать по-серьезному.
Покупал потому, что на момент покупки, только эта программа «без танцев с бубном» понимала мой автомобиль + понравилась работа поддержки (на форуме)+ цена по акции была совсем смешная
Для проверки вполне подойдет бесплатный вариант программы, который доступен и на маркете и на сайте производителя.
После установки программы:
~ в системных настройках изменить уровень системных логов с error на trace
~ в параметрах авто выбрать шаблон строки инициализации elm: VAZ Yanvar
~ подсоединиться к елм, результат ответов посмотреть в log.txt (находится в папке с программой)
Полученный лог, свидетельствующий о поддержке KWP2000 (нестандартных протоколов).
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.848[OBD2Engine] -> INIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.858[OBD2Engine] -> ATZ
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.871[OBD2Engine] SendCommand:ATZ
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.727[OBD2Engine] HandleReply:
ELM327 v1.5
[INFO] 13.05.2018 10:31:13.727[OBD2Engine] VersionInfo: ELM327 v1.5
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.728[OBD2Engine] -> ATE0
[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.739[OBD2Engine] SendCommand:ATE0
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.814[OBD2Engine] HandleReply: ATE0
OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.814[OBD2Engine] -> ATL0
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.819[OBD2Engine] SendCommand:ATL0
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.892[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.892[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.903[OBD2Engine] SendCommand:ATSP5
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.979[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.980[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.992[OBD2Engine] SendCommand:ATAL
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.067[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.067[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.072[OBD2Engine] SendCommand:ATIB10
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.145[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.145[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.154[OBD2Engine] SendCommand:ATSH8110F1
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.230[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.230[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.243[OBD2Engine] SendCommand:ATST32
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.319[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.319[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.326[OBD2Engine] SendCommand:ATSW00
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.399[OBD2Engine] HandleReply: OK
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.399[OBD2Engine] -> EXTRAINIT
[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.412[OBD2Engine] SendCommand:ATFI
[TRACE] 13.05.2018 10:31:15.869[OBD2Engine] HandleReply: BUS INIT: OK
более развернуто о проверках тут
Есть и другие программы, для проверки, но под многие из них уже имеются «заплатки-обманки»- китайцы не стоят на месте 😉
Использование сканера с редкими протоколами
Ну что, посмотрели/протестировали адаптер (более-менее)? Но покупался-то сканер для работы с автомобилем, а не для самотестирования! 🙂
Давайте теперь рассмотрим, как заставить его работать в популярной программе Torque Pro (OBD2 / автомобиль) с автомобилем, имеющим нестандартный протокол, который программа «из маркета» тупо не видит.
Вообще, по-логике, если хоть одна программа работает через адаптер, то можно запустить и любую другую (необходимую нам)- все зависит от возможностей настройки программы (куда нас пустил разработчик).
Покажу на примере своего авто, использующего протокол K-Line Daihatsu (это целый ряд автомобилей от Daihatsu и Toyota) — думаю как раз типовой пример получится, заодно проведем более детальную проверку автосканера.
Для соединения Torque с автомобилем, который не определяется изначально программой, необходимо прописать «правильную» строку инициализации. Для этого заходим в настройки профиля и включаем «Show advanced settings» (находится в самом низу). И все так же, в самом низу дополнительных настроек, находим строку, куда можно прописать собственную строку инициализации.
Сразу же возникает вопрос — где взять эти «правильные» настройки? Варианта два- «рыть интернет», или скопировать с другой программы, в которой уже есть прописанная «правильная» строка инициализации для Вашего автомобиля (или совместимого близкого аналога).
Я скопировал настройки с вышеупомянутого HobDrive…
В нем достаточно войти в шаблоны автомобилей, выбрать Вам необходимый и скопировать оттуда полностью строку (на скриншоте видна только часть ее)
Заменяем в скопированной строке ";" на "n" (чуть иной синтаксис) и вставляем в Torque
Что бы наш автомобиль не только мог соединяться, но и получать необходимую информацию с датчиков, нам необходимы так называемые PID для нашего автомобиля (список датчиков с формулами пересчета получаемых данных), их тоже ищем в интернете, например
Скачать дополнительные PID или вот тут, на 4pda, имеется приличный каталог.
скачанный файлик «сбрасываем» в папку Torque — .torque/extendedpids.
Иногда папку extendedpids требуется создать самостоятельно (у меня, например, ее не было)
Папка .torque находится в корне карты памяти или андроид-устройства и является скрытой, для того чтобы получить к ней доступ необходимо включить отображение скрытых папок в Вашем файловом менеджере. Например так
После этого в «настройках» выбираем «Управление дополнительными PID/Датчиками», жмем в правом верхнем углу три точки и «добавить набор» Из выпавшего списка выбираем нам необходимое… и получаем список с новыми датчиками и формулами пересчета
… Перемещаемся в панель с приборами, удаляем неиспользуемые датчики стандартного набора -они нам не нужны и ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляем хотя бы один датчик/прибор из добавленной нами схемы (они и подписаны и видны по информации в списке). Если мы не добавим не одного датчика из нового набора, соединение с ЭБУ может не произойти (по крайней мере по индикации) — такой вот «косяк» или фича имеется у Torque (сначала тоже не мог понять, что сделал не так, пока не добавил новые приборы)
Ну и результат! 🙂
Все работает (ну относительно все- видны лишь прописанные датчики в PID).
Не хватает (мне, для полного счастья) датчика детонации, для диагностики, но однако — то что есть работает нормально! Если найти PID с бОльшим количеством датчиков, можно получить и лучший результат.
В примере показана лишь часть доступных графиков/датчиков.
Некоторые по нулям, т.к. авто непрогретое и без нагрузок, близко к ХХ.
Скрины разных датчиков делались не одновременно!, поэтому рассматривать можно только для ознакомления.
Давайте промоделируем неисправность! 🙂
Отключаем первый датчик кислорода, на него обычно отрабатывает сигнализация сразу, т.к. там идет проверка сопротивления нагревателя и… ошибка срабатывает без задержки 🙂
Следующим «заголосил» Мультитроникс 🙂 Голосом проговаривает расшифровку ошибки «Неисправность нагревателя ДК1»
Отключаем его от кормушки разъема и подключаем сканер.
Запускаем Хобдрайв, почти сразу после инициализации выскакивает ошибка и мигающее предупреждение вверху!
Оп-па! А ошибка-то другая!
Удаляю и она появляется снова, ну все правильно, датчик то отключен.
Написал в поддержку Хобдрайва с приложением лога, через полдня получил ответ, нашли баг с неправильным определением номера ошибки- пообещали исправить! Вот за что мне понравилась эта программка, и почему я ее купил 🙂
Подключаю датчик, стираю ошибку — все нормально!
Через пару дней, кстати, выложили обновление файлика к Хобдрайву — теперь ошибку опознает корректно!
То же самое проделал с Торком, тут оказалось несколько сложнее 🙁 Сам Торк «приборная панель» работает нормально, но по какой-то причине, при выходе в плагин поиска ошибок предлагается или переподключиться к ЭБУ, или просто не находятся ошибки (хотя они есть — лямбда то отключена).
Проверка ошибок
Разобраться в проблеме помог камрад «cintakc» с 4PDA. Он по логу BT соединения определил, что для моего двигателя используется «команда на чтение ошибок» 13 (в Торке она не используется), а для стирания ошибок 14.
Вопрос решается относительно просто: добавляем на панель две кнопки с ручными настройками использования этих команд, чтение ошибок и удаление ошибок. Через костыли, но работает.
Жмем кнопку, переходим в плагин проверки ошибок и видим там в журнале нашу ошибку
Возвращаемся в приборку, жмем кнопку очистить ошибки, при следующем сканировании больше ошибок нет (подключил разъем лямбды)
Можно конечно и по графику показаний датчиков (без сканирования и «костылей») сделать вывод о неисправности, если знать что именно смотреть 🙂
После всех этих тестов и проверок можно делать выводы о работоспособности данного адаптера с нестандартными протоколами и о его «честной» версии 1.5. Использовать или нет подобное устройство для поверхностной диагностики/сброса ошибок, или в качестве БК (с соответствующим софтом) лично дело пользователей. По мне, так это все-таки «игрушка», хотя и позволяющая сделать отдельные выводы о работе автомобиля. На самом деле, что бы «что-нибудь» понять в показаниях датчиков, необходимо прилично полистать литературы или интернета — не всем это нужно!
Покупать подобное, в надежде что сэкономите деньги на диагностике (не нужно будет никуда ездить, разберетесь сами) — не стоит!
Поскольку в описанном Выше обзоре я «ни разу не профессионал», поэтому ошибки и дополнения с удовольствием выслушаю, и дополню/подправлю обзор (по необходимости).
Вышеописанный адаптер я покупал за $6.11 здесь Но на текущий момент они все проданы.
После общения с другим продавцом, купил подобный адаптер здесь за $ 7.15 — там были несколько вариантов.
Рядом оба, для сравнения…
разобрал, посмотрел начинку- «Найдите пять отличий!» 😉
Даже промыты плохо в одних и тех же местах! 🙂
Проверил поддержку «редких» протоколов- все нормально! Можно покупать 🙂
Искренне надеюсь, что эта информация может оказаться кому-нибудь полезной. Всем удачи и хорошего настроения!