Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

Предлагаем вашему вниманию гид по спектаклям самого известного независимого российского театра. В репертуаре маленького театра, расположенного на улице Ленина в Екатеринбурге более 60 постановок. Даже на гастроли, которые каждый год проходят в Москве и Петербурге с неизменными аншлагами, Коляда-театр привозит от 30 до 50 спектаклей! Николай Коляда ставит спектакли и по классике, и по своим собственным пьесам. Важно понимать, что они очень отличаются друг от друга. В спектаклях по собственным пьесам режиссер погружает зрителя в повседневную обстановку: действие происходит в обычной квартире, шиномонтажке, на улице… Сквозь юмор веет русской тоской и житейской безысходностью. Надеемся, что все собранные здесь впечатления помогут разобраться тем, кто еще только собирается познакомиться с этим уральским феноменом. А что думает о своем театре (и не только) сам Николай Коляда, вы можете узнать из нашего интервью.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

Н.Коляда по мотивам Н.Гоголя, реж.Н.Коляда (2018)

Вольный перевод Гоголя на язык Коляды. Неоконченная история про отставного поручика, мечтавшего об ордене, в этой постановке обрела вполне четкий финал.Сначала зал сотрясают приступы хохота, потом случается сеанс коллективной медитации, когда все завороженно наблюдают за «картинкой» на сцене (резиновые рыбы, веники, сакура и прочая визуально-оглушающая пестрота), а в конце вдруг накрывает тоска и безысходность. Остается лишь глотать ртом воздух вслед за превратившимся в рыбу Шпонькой-Ягодиным и аплодировать.

 

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Дыроватый камень»

Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2016)

Три учительницы на пенсии собрались у одной из них на даче. Веселятся, ссорятся, грустят о былом и флиртуют с соседом. Здесь много динамики, нелепых перепалок и комичных эпизодов. Однако временами от этого юмора можно зарыдать. Это история о том, что жить хочется в любом возрасте, и любить хочется и в 40 лет, и в 60, а время неумолимо летит… «Живите! Здесь и сейчас! Иначе будет поздно», – будто кричат в зал герои спектакля. 

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Трамвай «Желание»

Т.Уильямс, реж. Н.Коляда (2009)

Возможно, не самая мрачная пьеса Теннеси Уильямса, но точно самая известная. Алкоголь, безумие, насилие и разбитые надежды — если перенести действие из рабочего американского квартала в условный Вторчермет (название района Екатеринбурга, ставшее нарицательным), смотреть на сцену становится совсем невыносимо.

Олег Ягодин в роли Стенли отвратителен просто на уровне рецепторов, Бланш (В.Маковцева) невротична и несчастна, как ей и подобает быть. Все второстепенные персонажи очень убедительны. Хочется поскорее сбежать от этой беспросветности и безысходности, но почему-то остаёшься…

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Горе от ума»

А.С. Грибоедов, реж. Н. Коляда (2018)

Грибоедовские персонажи шагнули во времена сегодняшние и составили парад новых архетипов. Фамусов – ленив и ездит в магазинной тележке с самогонным аппаратом в обнимку. Скалозуб стал завзятым спортсменом. Молчалин – лихой мачо. А Чацкий – подвижный как ртуть чудак с заграничными замашками. Эти новые обитатели Москвы также сплетничают, таскают за собой ждунов и их хороводы вызывают к жизни Ленина. (В труппе есть актер, который вылитый Ильич. Без грима). В постановке много остроумных находок, драйва и энергии молодых актеров. Зал хохочет до слез и на зеркало, поставленное перед зрителями, никто не обижается. А видят ли?

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Гамлет»

У.Шекспир, реж.Н.Коляда (2007)

Никого не жалко. Ярмарка уродцев, среди которых бродит растерянный Гамлет (О.Ягодин). Клавдий пытается отмыться от крови, стоя в огромной пластиковой ванне, Гертруда гадает на свиных ногах, Офелию тащит на дно поводок, намотанный на гамлетовское запястье. Грим методично размазывается по лицам, костюмами служит диванная обивка, мусор и грязь на сцене…И лишь тень отца Гамлета (сам Николай Коляда) безуспешно пытается спасти этот мир, прилаживая перья из своих крыльев на картины на стенах.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Между небом и землей жаворонок вьется»

По пьесам Н. Коляды «Бесы» и «Дудочка», реж. Н. Коляда (2018)

Две истории – церковная и светская, но от обеих веет сюрреализмом (трудно представить, что в наши дни где-то подобное может случиться). Четыре человека, воплощённые двумя блестящими актёрами (Олег Ягодин и Константин Итунин). Натурализм до омерзения, экспрессия до бросания грязью, клиническое сумасшествие до оцепенения. Но земля словно уходит из-под ног и у тебя больше нет незыблемой веры в бога, в семью, в человека…

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Оптимистическая трагедия»

В.Вишневский, реж.Н.Коляда (2018)

В советские годы эта пьеса была чем-то вроде агитки, воспевающей трудные, но прекрасные революционные годы (юная комиссар, попавшая на военный корабль, погибает в финале, но знамя партии и революции уже гордо реет). Николай Коляда попытался показать, что же стало «с Родиной и с нами», задуматься над происходившим тогда и расставить другие акценты. Впечатляющая сценография (волна, превращающаяся в каток), коллективные шаманские танцы, хозяйственное мыло, как символ 70летнего существования советской власти. Быдловатые матросы и комиссар с плюшевым зайцем-брелоком. Оглушающее и яркое режиссерское высказывание.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Вишневый сад»

А.П.Чехов, реж. Н.Коляда (2009)

Излюбленная сценой пьеса в постановке Николая Коляды – про прошлое, современное и будущее, а главное – про очень русское. Этот «Вишнёвый сад» настолько гротескный, яркий и настоящий, что становится душно и жутковато от всей этой правдивости на сцене. Здесь нет какой-то иерархии в героях – все равные и какие-то до одури несчастные, никчемные и порочные. В этом, казалось бы, обличительном спектакле очень много любви и нежности к героям. Жесткий фарс граничит с ласковым обращением, порой выливаясь в абсолютно прекрасные трогательные сцены. Это самый настоящий «Вишневый сад». Он «здесь и сейчас», а не когда-то там, в начале 20 века.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Ревизор»

Н.Гоголь, реж. Н.Коляда (2005)

РевИзор, инкогнИто с предпИсаньем и прочие раздражающие неправильные ударения. Олег Ягодин (Хлестаков) валяется в грязи и спит в кастрюле. Калоши, телогрейки, тряпки, ведра и грядки с луком. Но Гоголь узнаваем – грязь, пьянство, нищета и дураки-чиновники.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Большая Советская Энциклопедия» 

Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2012)

В квартире умершей старушки встречаются трое, которые при других обстоятельствах вряд ли бы встретились и тем более вряд ли бы выворачивали друг перед другом душу. Житейские склоки перетекают в размышление, что ждёт человека после смерти. На стопках узнаваемой БСЭ разбиваются мечты и рушатся надежды, а смерть порой выглядит куда привлекательней жизни. Жадность и подлость, любовь и одиночество, отношение к юродивым, взаимоотношения полов и простое сострадание – основные темы этого спектакля.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Змея золотая» 

Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2017)

Деньги как змей-искуситель в лице несчастной богачки вползают в убогий мир шиномонтажной мастерской и губят морально и физически невинных детей. Эта шиномонтажка выглядит как крохотный макет страны, где повзрослели дети лихих 90-х. Они хотят лучшей жизни и стремятся к побегу как крысы с тонущего корабля. Однако все ли в жизни можно купить? Тут есть русская попса, завораживающие несуразные танцы с автопокрышками, «падающие» с видеопроектора на сцену слова пьесы и отрезвляющие слова тети Любы о том, что и с самого дна можно подняться и дальше жить.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Капсула времени» 

По пьесам Н. Коляды «Капсула времени» и «Трёхглазка», реж. Н.Коляда (2018)

Молодые актеры Алиса Кравцова и Антон Макушин играют сначала пожилую супружескую пару, потом – бывших супругов лет 40, которые встретились при случайных обстоятельствах лет через 20 после расставания. Однако и старики, и ещё достаточно молодые герои этого спектакли устали от жизни. Они осознают свои ошибки и понимают, что ничего изменить нельзя. И в чем смысл жизни тоже не понимают. У них вопросов больше, чем ответов. Возможно, их найдут зрители, или просто узнаю себя в героях.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Долорес Клейборн»

С. Кинг, реж. А. Сысоев (2006)

Сильный моноспектакль Веры Цвиткис без привычных ужасов, к которым нас приучили экранизации Стивена Кинга. Тут обычная женщина просто рассказывает о себе. Жизнь подкинула Долорес непростую задачку, и она совершила преступление. Но анализировать ситуацию её заставила совсем другая история. Бельевые верёвки, намокшие газеты и невероятный свет трепетно передают шёпоты и крики её жизни.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Научи меня любить»

Е. Бронникова, Р. Дымшаков, реж. Н. Коляда (2018)

Спектакль затрагивает очень осуждаемую общественным мнением тему – роман учительницы и ученика. Но у героев этой истории в итоге ничего не вышло. В форме телевизионного ток-шоу с характерными аплодисментами, негодованием и смехом в студии показан женский монолог. Из откровенного диалога с долго отсутствовавшим братом выстраивается мужская «версия» произошедшего. Где-то смешно, где-то грустно, местами не совсем правдоподобно, но мило.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Крест, кладбище, камея»

По пьесе Н. Коляды «Моцарт и Сальери», реж. Н. Коляда (2018)

Успешный бизнесмен приходит в гости к известному кинорежиссёру якобы обсудить кинопроект. На самом деле молодой человек решил закрыть гештальт – отмстить за обиду, полученную в этой квартире несколько лет назад. Битая посуда, разбросанные книги, стрельба, выброшенные ключи накаляют обстановку как в хорошей мелодраме, а создаваемая на истерике интерпретация истории о Моцарте и Сальери не даёт ни на минуту расслабиться. 

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Маскарад»

М. Ю. Лермонтов, реж. Н. Коляда (2012)

Н. Коляда когда-то сказал, что немного подправил 21-летнего автора, что правда. Фирменный прием разделения постановки на две части в этот раз ненатужно уравновесил балаган/стеб и драму/трагедию. На это сработали и музыка из «Любовного настроения» Вонга Кар-Вая, под которую начинается закручиваться действие и удачно найденная тема Макса Раабе «Oops … I did it again». И все, что делает светская толпа как действующее лицо – звериные морды на фотографиях, покрывающих сцену; марионетки со злыми лицами, проникающие даже в кринолин Нине. И, конечно, О. Ягодин (Арбенин), который может все, в маске и без. Его герой – не литературный, а живой характер, и да, – это романтический герой (в 2019 году!!)

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Фальшивый купон»

по мотивам повести Л.Н. Толстого, реж. Н. Коляда (2016)

В соавторах у Льва Николаевича – Н. Коляда и его ученица Е. Бронникова. На сцене «великий русский народ», которого граф недолюбливал, а режиссер не любит, когда артисты его изображают. Обработанный сюжет и дописанный положительный герой живут уже четыре года. В незаконченной повести Толстой мучительно писал положительного героя из народа – кающегося душегуба, в границах сюжета о передаваемом фальшивом купоне. Толпа на паперти, она же/такая же – на этапе, поет каторжные песни, как молитвы, но ударяя кулаком в пол. Муторно и страшно. На сцене черти, единственный душевный человек проститутка, а тот, кто должен быть положительным героем – повесился. Такой большой русский ужас.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Пиковая дама»

А.С. Пушкин, реж. Н.Коляда (2016)

Короткая повесть солнца русской поэзии стала 3-х часовым действием в духе «что русскому хорошо, то немцу смерть» – буквально. Практически все произносится по-немецки и по-русски, по два раза. Петербургский анекдот превратился в карикатуру на западников (точнее, на германофилов). Плейлист включает Oh, du lieber Augustin (Ах, мой милый Августин), Wenn die Soldaten (Дойче солдатен), «Ночь светла» и «Утро туманное» – и до 7-й симфонии Бетховена. 100 штук трех-литровых банок на сцене с чем-то разноцветным и пенистым и чуть ли не единственный спектакль, где есть занавес (на самом деле это балдахин).

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«12 стульев»

Ильф и Петров, реж. Н.Коляда (2017)

Кисы, кошки, коты и котята заполоняют сцену. В песнях, в декорациях, в реквизите, в костюмах персонажей. Два бродячих кота – Киса и Ося проживают всем известную историю под бесконечную череду песен: советских и эмигрантских, фольклорных и эстрадных, здесь вам и шимми, и «Яблочко», и оперетта, и романс, и Кальман, и Моцарт. Странным образом (без отступления от текста) история поиска сокровищ переплетается с историей самого Николая Коляды.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Женитьба»

Н.Гоголь, реж. Н.Коляда (2007)

Русская-народная охота на невесту, даже не охота, а птичье токование. Потенциальные женихи – Анучкин, Жевакин и Яичница – в павлиньих перьях, с привязанными к животу и спине подушками, и крышками от самоваров на головах, пытаются завлечь бедную птичку Агафью Тихоновну. Среди этого птичьего царства бродит Подколесин, периодически падая в обморок от громких звуков. На сцене всё в рушниках, самоварах, бюстах и портретах русских классиков. Слуги поют оперные арии и, конечно, танцуют все.

Самый известный из независимых. Гид по спектаклям «Коляда-театра»

«Суп-театр»

Николай Коляда собственноручно готовит суп, угощает зрителей и рассказывает о своем театре. А актеры показывают что-то вроде капустника: танцуют, поют, показывают небольшие сцены из спектаклей и играют со зрителями в ладушки. Вы узнаете как кого зовут, кто играет какие роли, кто снимает свой фильм, а кто ждет прибавления в семействе. Это забавно, здорово и чрезвычайно заразительно. Все это называется «Суп-театр».


В составлении гида принимали участие: Алейнова Наталия, Гуковская Анастасия, Замятина Юлия, Мануйлович Наталия, Смолякова Анна.

Оцените статью