«Институт развития интернета» (ИРИ) предложил Министерству просвещения Российской Федерации внести занятия по киберспорту в факультативную программу школ для подростковой и юношеской возрастных групп.
Речь идёт о пилоте в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Цифровая образовательная среда». Предполагается, что эксперимент может быть реализован в период 2020-2025 гг. в нескольких школах в каждом субъекте РФ (на усмотрение региональных министерств).
Инициатива подготовлена в продолжение обсуждаемого в Минпросвещении РФ дополнения к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) — расширение курса математики на начальной ступени основами программирования и компьютерной грамотности, внесение изменений в традиционный предмет «Информатика». Также рассматриваются варианты трансформации предмета «Технология» в занятия по робототехнике, виртуальной реальности. В ИРИ считают, что формат аккумулирования интересов детей и подростков может быть расширен и оперативнее внедрён за счёт факультативных школьных занятий.
Эксперты ИЛИ выбрали киберспортивные дисциплины, преподавание которых, по их мнению, необходимо ввести в школах. Среди них — Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame, сообщает РБК со ссылкой на письма ИРИ, направленное в Минпросвещения.
В приложении к письму указано, что большинство из этих игр — общепризнанные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся как турниры на уровне отдельных стран и регионов, так и крупные международные чемпионаты. В списке представлены игры различных жанров: стратегии в реальном времени (RTS), многопользовательские онлайн-арены сражений (MOBA), коллекционные карточные онлайн-игры и различные симуляторы — футбольные, танковые.
В списке также содержатся игры, не имеющие отношения к киберспорту, — Minecraft и CodinGame. Первая представляет собой строительный симулятор, наиболее популярный среди детей школьного возраста. CodinGame в свою очередь не является игрой в прямом смысле слова: это специальная платформа для изучения программирования в игровой форме.
В ИРИ отмечают важность согласования методических основ факультатива не только с руководством органов образования, школ, родительской общественностью, педагогическим коллективом и кафедрами учителей информатики, но и с Федерацией киберспорта России. И Федерация, заинтересованная в развитии своего направления и уже предпринятых инициатив по организации школьной лиги, может помочь с объединением школьников на собственной платформе.
Эксперты отмечают, положительный международный опыт. Киберспорт является учебной дисциплиной в скандинавских странах: с 2016 года он включён в обязательные программы в ряде школ в Швеции и Норвегии. В Дании Совет по киберспорту ориентирован на взаимодействие с государством, а в школах США с 2018 года проводятся официальные киберспортивные турниры. Республиканское общественное объединение киберспорта в Казахстане, скоординировавшее деятельность разрозненных киберакадемий и тренеров по киберспорту, получило в прошлом году всестороннюю поддержку от Министерства культуры и спорта страны.
На территории Российской Федерации уже действует ряд киберспортивных школ и обучающие онлайн-сервисы. Возможна кооперация факультативных занятий с действующими в регионах компьютерными и киберспортивными объединениями, гейм-ассоциациями, стартапами и молодыми предпринимателями, продвигающими киберспорт. А навыки, полученные факультативно в школе могут быть применены в системе высшего образования. В РГУ физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) открыта специальность «Теория и методика компьютерного спорта», в ВШЭ разработана образовательная программа профессиональной переподготовки «Управление киберспортом».