Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

Новый сезон «Скороход» открыл тотальным перформансом metadada за авторством режиссёра Владимира Кузнецова и композитора Ильи Селецкого. Эпиграф события — слова идеолога дадаизма Рихарда Хюльзенбека «Дада нельзя понять. Дада надо пережить», по субъективному впечатлению автора статьи, оправдался только наполовину: это было переживание, яркое, но довольно просто трактуемое. Возможно, это и есть то самое «мета» — колебание между наивностью и цинизмом, между серьёзностью и иронией, ловушка для самодовольного интерпретатора?..

Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

Мужчина в пиджаке и брюках тянет на себя пожарный шланг: он перекинут через потолочную балку и обвязан вокруг деревянной кабельной катушки. Женщина в чёрном обнимает фикус. Босой человек в тренче шуршит включенным микрофоном о бумажный пакет, потом прячет микрофон в карман, несколько раз уронив, выворачивает тренч, а пакет надевает на голову. Описывать перформанс — гиблое дело. Не менее гиблое — его логически толковать. Слишком это летучая субстанция: главное — ощущения и эмоции, а все логические умопостроения на такой зыбкой почве — это та самая мысль изречённая, которая есть ложь. Ложь тем более коварная, что извечное желание все на свете увязать в историю необоримо, да еще и история кажется такой точной, четкой и логичной!

Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

А это уж и вовсе выглядит кощунством на территории дада — авангардистского течения, которое век назад провозгласило бессмысленность существования и отказ от рационализма и логики. Хотя нет, чувство бессмысленности всё же накатывает с самого начала, у кофемашины под названием metadada: конструкция из импровизированной стойки, палатки и микрофона для клиента распознаёт речь, общается забавным синтезированным голосом, принимает перфоденьги и сообщает последние новости. А заказанный кофе из закрытой палатки подаёт завёрнутая в фольгу рука: вот он, киберпанк, который мы заслужили, прости, Айзек, мы все про***ли. И это ощущение будущего, которое наступило, но не сбылось, нанизывает остальные перформансы как бусины на леску. Получается круг взрослой жизни: работа и творчество с личным пополам.

Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

В дальнем углу Артём Томилов бросает игральную кость и в соответствии с выпавшей цифрой перекладывает с места на место на полу распечатанные скриншоты из собственных переписок по поводу своих и чужих проектов. А переложив, застывает над ними сосредоточенной асане. Получается мощнейше про сохранение равновесия в гуще разнонаправленных процессов, которые продвигаются со скрипом, идут не туда, куда нужно, мучают ожиданием, отнимают силы, мотают нервы. А ещё — про попытку сложить из букв А, Ж, П и О слово «счастье». На эту же тему, кажется, шланг и катушка Романа Хузина — то ли метафорическое укрощение технологической стихии с сопутствующим тушением пожаров, то ли сизифов труд, окупающийся парой секунд полёта. Илья Селецкий с микрофоном и бумажным пакетом предпринимает грохочущую, огорошивающую попытку найти собственный голос, который отнимают у человека дела, работа, вещи, стремление соответствовать неким стандартам. Надежда Мошкина танцует странное, вжимаясь то в пол, то в стену, обитые воздушно-пузырьковой плёнкой. Да уж, стресса сейчас столько, что хоть всё вокруг ею оклей — не поможет.

Рецензия на тотальный перформанс metadada, площадка «Скороход». Ловушка для интерпретатора

Из плоскости профессионального и творческого вечер плавно перетекает в личностное, за которое отвечают Дарья Букштай — женщина с яйцами (куриными, но от параллели никуда не деться), Максим Каверзин — белый воротничок, декорирующий фастфудом тесную конурку из фрагмента строительных лесов, Варя Светлова, героиня которой мечтает то ли о любви, то ли о ребёнке, пара в ванне с белой жидкостью (сообщающиеся сосуды, единое целое, варящееся в собственном соку, одновременно красивое и уродливое, неестественное и бесконечно гармоничное).


Отклик на происходящее начинается в теле — оно будоражит, пугает, пронзает, вызывает сочувствие или дискомфорт. Всё вместе бодрит не хуже кофе из пресловутой машины. Наверное, можно не идти дальше ощущений — но инерцию установления причинно-следственных связей не так просто затормозить, да и интересно это: как описывать отражение, глядя в зеркало. Ведь в конечном итоге мы видим в перформативном искусстве больше себя, чем его создателя. 

Авторы: Владимир Кузнецов, Илья Селецкий.

В ролях: Варя Светлова, Дарья Букштай, Александра Якухина, Денис Дерябин, Станислав Белозёров, Максим Каверзин, Надежда Мошкина, Илья Селецкий.

Место: площадка «Скороход».

Продолжительность: 1 час 30 минут.

 

Оцените статью