Этот прелестный спектакль похож на старинную безделушку или тонкую акварель на морскую тему. Маленькую, но необычайно наполненную событиями и настроением пьесу Ивана Тургенева «Вечер в Сорренте» поставил актер и режиссер Кирилл Пирогов для молодых актеров – выпускников ТИ им. Б. Щукина.
Любители русской литературы привыкли к неспешному, основательному, томительно-убаюкивающему, усадебно-пейзажному стилю письма Тургенева. В лаконичном произведении, пронизанном удивительной эфирной легкостью, зыбкостью страстией и неустойчивым психологизмом персонажей, не сразу узнаешь классика. На то он и классик, чтобы быть многогранным и загадочным.
На знаменитом итальянском курорте Сорренто скучает по родине помещик Сергей Платонович Аваков (Лев Малишава). Он бы не прочь уехать в свое поместье, которое видит во сне, но по Европе его гонит любовь к ветреной красотке Надежде Елецкой (Надежда Азарова). В поисках приключений и поклонения она ездит по загранице с восемнадцатилетней племянницей Машенькой (Мария Янушевская). В Сорренто они прибывают вместе с очередным поклонником Елецкой — Алексеем Бельским (Дэвид Пилиа). Уверенная в своей неотразимости, Надежда вдохновенно играет влюбленными мужчинами, даже не задумываясь о том, что однажды ситуация может измениться.
Погрузить зрителей в атмосферу чарующего и исполненного необъяснимой мистики приморского вечера постановщику и актерам удается с первого выхода. Свеча и таинственный чемоданчик в руках странного человека в черном плаще моментально отрывают от реальности и заставляют верить в захватывающие предлагаемые обстоятельства. Пусть потом все обернется прозаическим пробуждением слегка нетрезвого Авакова — атмосфера уже родилась и потустороннее явление бродячего артиста Джузеппе (Гурам Квициниа) впоследствии будет непременно оправдано действием.
Деревянная беседка, пара белых скамеек и пианино на сцене ложатся на общую картину происходящего, как взмахи кисти живописца на мольберт. Плещется, невидимое в темноте море, вспархивают птицы. Кажется, пахнет водорослями и влажным песком. Не хватает, разве что умиротворяющего треска цикад.
Отношения героев, на первый взгляд сложные, под сиюминутным влиянием воздушного настроения звездного вечера, становятся почти невесомыми, связующие персонажей нити с легкостью рвутся и снова завязываются в другие узелки. Это никого не огорчает и не радует по-настоящему, потому что все охвачены удивительной неопределенностью момента, недосказанностью чувств. Несомненно, что в этот единственный миг яркого душевного порыва все искренне верят в счастье, не забывая однако о том, что оно — суть краткое мгновение.
Поразительно, как похожи персонажи тургеневской драматургии на будущих героев Чехова с их рефлексиями, мечтательством, юмором и легкостью бытия. Как истинный творец, писатель в этой крохотной зарисовке точно уловил почти неощутимый переход от барственной, помещичьей тяжеловесности, «обломовщины» в жизни родовитых дворян к желанию деятельного, полного новых впечатлений и перемен существования. Атмосфера пьесы с ее размытостью переживаний и импрессионизмом действия выводит автора и его героев на порог «серебряного века».
В актерской игре ощущается радость от соприкосновения с тонким и свежим материалом. Отчаявшийся Аваков, порхающий мотыльком Бельский, слегка высокомерная в сознании своей неотразимости Елецкая, кукольная, цветущая молодостью Машенька, «волшебник» Джузеппе, он же — хитрован — слуга и уличный художник, карнавальные девицы (Ольга Лаврова, Татьяна Маляревская) —все эти образы полнокровны и необыкновенно живы в своих испостасях.
Гипнотическая аура спектакля удачно поддерживается музыкой Глинки, Листа и Верди и на краткий миг возвращает к отвлеченности мыслей и эмоций от сутолоки и суеты повседневности.
Режиссер: Кирилл Пирогов
Художники: Максим Обрезков, Мария Мелешко
В ролях: Лев Малишава, Надежда Азарова, Дэвид Пилиа, Мария Янушевская, Гурам Квициниа, Ольга Лаврова, Татьяна Маляревская
Место: Московский драматический театр «АпАрте»
Продолжительность: 1 час