Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Спектакль по пьесе английского драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе и одного из самых влиятельных драматургов своего времени Гарольда Пинтера «Возвращение домой».

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Драматургия Пинтера до сих пор вызывает горячие споры театроведов всего мира, пытающихся найти определение творчеству писателя. Его пьесы называют то «комедиями угроз», то «драмами ожидания», но единого мнения не существует. В его пьесах можно увидеть и метафизическую драму, и комедию «социального абсурда», и антибуржуазный памфлет, и фантазию на извечную тему «мужское-женское», и политический манифест.

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Его герои – обычные люди из низшего или среднего класса, а действие разворачивается в небольших помещениях. Находясь в замкнутом пространстве, персонажи постепенно разоблачаются и обнаруживают в себе скрытые социальными нормами тёмные стороны натуры.

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Впервые пьеса «Возвращение домой» была сыграна Royal Shakespeare Company в Aldwych Theatre 3 июня 1965 года, и была воспринята публикой неоднозначно. Сюжет вкратце таков: глава семейства – старый мясник Макс живет в одном из бедных районов Лондона. Помимо него в доме еще трое мужчин: два его сына — Ленни и Джо, и брат Макса Сэм, 60-летний частный шофер. Ночью в доме появляются старший сын Тедди с женой Рут приехавшие из Америки после долгого отсутствия. Дальше начинается что-то совершенно неприемлемое с точки зрения нормального человека. Начинается борьба за единственную женщину, одновременно восполняющую в сознании мужчин тоску по матери и становящуюся объектом их сексуальных фантазий. В результате, после откровенных сцен сначала с Ленни, а потом с Джо, Рут остается в доме Макса, в котором ей готовят карьеру проститутки, а Тедди уходит.

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

В своей нобелевской лекции Гарольд Пинтер говорил, что пьеса «Возвращение домой» родилась всего из одной фразы: «Куда ты дел мои ножницы?». Этой фразой и начинается спектакль «Не становись чужим».

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

На сцене железный решетчатый занавес с граффити лондонских подворотен, на котором виднеется логотип мясной лавки «MAX & SONS». В пространстве за занавесом дом Макса (Михаил Ефремов). Этот дом – симбиоз несовместимых людей и их увлечений. На заднем плане стена мясной лавки с топорами, ножами и крюками. Там же вотчина Сэма (Владислав Ветров) – кухня. По периметру канаты, как на боксерском ринге. Это часть Джо (Дмитрий Смолев), он боксер. Посредине огромный стол на котором все время валяется Ленни (Илья Древнов/Иван Стебунов), странный, дерганый тип неопределенной профессии. Лестница на второй этаж и кресло отца, в которое он запрещает садиться.

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

С вопроса о ножницах начинается обычный день этой семейки. Все орут друг на друга. Глава семейства неадекватный тиран и деспот, постоянно грозящий расправой своим домашним, унижающий и оскорбляющий всех. Лицо Михаила Ефремова так страшно краснеет, что опасаешься за его здоровье. Детки в долгу не остаются, ругань сыплется как из рога изобилия. Персонажи вроде бы и ведут диалог, но на самом деле это отдельные монологи, которые произносятся в пустоту, не сливаясь и не становясь разговором. Так и проходят их дни.

Рецензия на спектакль «Не становись чужим», театр «Современник». Кровные чужие

Неожиданно в этот странный дом после шестилетнего отсутствия приезжает старший сын Макса – Тэдди (Иван Стебунов/Александр Хованский). Он не один, с ним его жена Рут (Елена Плаксина/Наталья Ушакова). Дальше на сцене разворачивается бытовой абсурд (с точки зрения обычного человека). Мадам начинает приставать ко всем мужчинам в доме, кроме собственного мужа. Мужчины в долгу не остаются и планируют зарабатывать на прекрасном теле Рут.


События пьесы не хочется представлять реальностью, Хочется списать все на плод воспалённого воображения. Но на сцене выписаны такие бытовые подробности, что в это можно поверить. Опыт подсказывает, что в жизни возможно всё. А чувства кричат, что так жить невозможно. Если немного отойти от первоначального шока, начинает проступать истинный смысл пьесы. Эти жуткие люди никому не нужны. Они растеряны и разобщены. В них есть есть какая-то скрытая беда, выходящая наружу потоком агрессии. Они все беспредельно одиноки, и причины этого не столько в социальных проблемах, сколько в самой природе человека, в адской смеси звериного начала и детской потребности в матери. Все показанное презрение к женщине оборачивается поклонением ей же и осознанием того, что в ней сконцентрирован весь мир.

Режиссер: Сергей Газаров

Сценография: Евгений Митта

Костюмы: Регина Хомская

Пластика и хореография: Леонид Тимцуник

Стрип-пластика: Наталья Михайлова

Художник по свету: Антон Стихин

Музыкальное оформление: Софья Кругликова

Помощник режиссера: Гулшан Олейникова

В ролях:

Михаил Ефремов, Илья Древнов, Иван Стебунов, Владислав Ветров, Дмитрий Смолев, Александр Хованский, Елена Пласкина, Наталья Ушакова

Место: театр Современник

Продолжительность: 2 часа 50 минут

Оцените статью