Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

Для исследователей из французской театральной компании Encyclopédie de la parole («Энциклопедия слова») вся жизнь — это музыка, а каждый город — большой оркестр, который звучит по-своему. Фиксируя звуки города и речь его жителей в самых разных ситуациях и форматах, они создают уникальный аудиоландшафт, который ложится в основу спектакля Jukebox. В петербургскую версию, выпущенную в рамках фестиваля «Точка доступа», отобрали 41 фрагмент для случайного воспроизведения. «Музыкальным автоматом», который, используя только свой голос, рисует город звуками по заявкам зрителей, стал актер Городского театра Роман Михащук.

Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

Хотя на автомат, несмотря на название, он похож не очень, скорее — на музыкальный инструмент, в движениях которого самих по себе много грации и экспрессии. На флейте и скрипке играют по-разному, вот и у него для каждого отрывка с тем или иным изначальным тоном, тембром, интонациями — свои жесты: от тягучих пассов с резкой остановкой для исповеди повара-мигранта до боксёрских замахов для детской истерики. Когда он не дирижирует сам собой таким образом, он не стремится играть своих персонажей, но узнаваемые образы всё равно получаются. Артикуляция тянет за собой мимику, мимика — моторику, и вот мы уже можем представить себе говорящего. А ведь вокруг нас столько голосов как бы изначально бестелесных (в рекламе, джинглах, банкоматах) — вы когда-нибудь задумывались, как выглядят эти люди?

Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

Есть в Петербурге такой музей, «Мир на ощупь», в котором экскурсии проходят в полной темноте. И в первые минут десять ты отчаянно паникуешь без основного канала восприятия, а потом с удивлением осознаёшь, что можешь ориентироваться: понимаешь, какого примерно размера помещение и на каком расстоянии стоят твои собеседники, можешь взять в руку положенную на стол вещь, не шаря по нему долго, и так далее. Так и здесь: мы обычно думаем в первую очередь о том, что нам говорят. А музыкальное — в соответствии с оригинальной партитурой — воспроизведение простых бытовых сценок позволяет сосредоточиться именно на том, как это делают, и открыть для себя бездну новой информации!

Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

Внимательное изучение и повторение тоновых переходов, характерных выдохов, пришепётываний, проглатываний слогов даёт интересный эффект: портрет, который мы слышим, оказывается ничуть не менее красноречивым и ёмким, чем тот, который мы видим. А какие-то интонации и вовсе не требуют содержания, чтобы быть опознанными: кажется, что если пойти дальше и заменить на тарабарщину текст комментатора, диктора, экскурсовода или преподавателя, мы всё равно поймём, кто это. Впрочем, содержание здесь тоже представляет интерес — это главным образом чистый, непричёсанный вербатим. Речь не пытается казаться красивой, непридуманные диалоги звучат парадоксально и смешно и особенно хороши в неожиданных сочетаниях (например, когда после выступления политика идёт «выступление» маленького мальчика, недовольного молнией на своей куртке).

Рецензия на спектакль Jukebox'Петербург', фестиваль «Точка доступа». Смотри во все уши!

По названиям часто не очень понятно, о чём фрагмент, «музыку» заказывает зал — и в этот процесс быстро втягиваешься как-то по-детски: чем ещё удивите? Гендерный, национальный, социальный состав спикеров предельно разнообразен: тут и уличный музыкант-балагур, и усталый трудовой мигрант, и библиотекарша, шокированная визитом чернокожего посетителя, и блогер, и фитнес-тренер, и знаменитый бомж-экскурсовод, который трогательно извиняется за саморекламу, и работница института культуры, возмущённая тем, какую культуру в массы могут нести татуированные абитуриенты… Получается очень ненарочито, увлекательно и понятно про город, где «Зенит» и «лопата Беглова», культуру делают классические тётеньки и перформеры с тоннелями в ушах, а уборщица запросто проведёт вам экскурсию по некрополю, пока машина греется. И ещё немного про страну, где многие записи пришлось изменить или вообще вычеркнуть из плейлиста в соответствии с требованиями законодательства.


Спектакль Jukebox'Петербург' в рамках «Точки доступа» покажут 27 и 28 июля. Успейте услышать!

Концепция проекта: «Энциклопедия слова» 

Художественный руководитель: Элиз Симоне 

Режиссер: Жорис Лакост 

Драматург и координатор сбора документов: Олег Христолюбский 

Актер: Роман Михащук

Место: Политехнический университет имени Петра Великого, главный учебный корпус, аудитория 101

Продолжительность: 45 минут

18+

Оцените статью