Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

Пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» написана в 2016 году. За три года она облетела сцены многих театров по всей России, а 2018 получила премию «Золотая Маска» в номинации «работа драматурга».

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

Чем же так зацепила режиссеров пьеса о том, как молодого человека задерживает полиция? Правда полиция не простая, а высокоинтеллектуальная. И протокол полицейские составляют, к сожалению, о том, что молодой человек, грубо говоря, унылое… ах, пардон, очень серый, ограниченный, вечно всем недовольный и неинтересный индивид. Но это поправимо, ведь полиция всегда на страже интересов граждан.

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

Атмосферный подвал КЦ «Хитровка» – очень подходящая площадка для этого спектакля – железная клетка отделения полиции, встроенная в старые кирпичные стены, создает двоякое ощущение времени, современность погружается в прошлое, тем более речь в пьесе будет и об истории. Зрителей, досмотренных при входе полицейским, рассаживают по трем сторонам клетки. Как же глубоко въелась в нас неприязнь к полиции, что даже зная, что это спектакль и полицейские ненастоящие, все равно испытываешь настороженность и тревогу «как бы чего не вышло».

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

А между тем в клетке двое: за столом полицейский (Александр Соколов) что-то строчит на компьютере, а в углу жмется странный «человек из Мытищ» (Баграт Мелкумян), в разодранной рубахе и с проводом удлиннителя на шее. Второй полицейский (Евгений Аксенов) обходит дозором зал и обнаруживает в нем весьма подозрительную личность, которую и приглашает пройти в отделение. «Человек из Подольска» (Илья Кожухарь) недоумевает, но подчиняется.

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

И начинается игра, абсолютный бред с точки зрения «условно-нормального» человека. Странные вопросы о, казалось бы, обычных, ничем не примечательных вещах, на которые задержанный не может ответить. Еще более странные танцевально-вокальные упражнения:

Это такой наш специальный полицейский танец для развития мозга. Необычные движения и произнесение трудных звукосочетаний способствуют образованию новых нейронных связей. Тебе мозг надо развивать! Мыслительные способности! Гибкость ума!

Бедный Коля из Подольска ничего не понимает, абсурдность ситуации пугает его до чертиков, но с полицейскими не очень-то поспоришь, приходится танцевать. Даже испуганный нелепостью происходящего, Коля понимает, что эти бравые ребята не очень-то вписываются в стандартный образ полицейских. Они с легкостью рассуждают о постмодернистских произведениях Владимира Сорокина, о «Чёрном квадрате» Малевича, о музыкальных жанрах, от Моцарта до Джона Кейджа : «Знаем мы, что такое нойз и индастриал. Einstürzende Neubauten, все вот эти вот дела…»

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

А женщина-полицейский (Ольга Свободина) пытается объяснить нерадивому ученику, что Подольск и Амстердам одинаково красивы. Актеры играют весело и с азартом, особенно хорош дуэт полицейских Александр Соколов – Евгений Аксенов, танец последнего – просто феерия. Полицейские получились настолько достоверными, что хотелось забиться в угол, только бы к тебе не подошли.

Рецензия на спектакль «Человек из Подольска», КЦ «Хитровка». Личность человека бесконечно шире его паспорта

Камерность пространства и близость актеров целиком погружает зрителя в происходящее, и это вовлечение зрителя в игру приводит к тому, что ты сидишь и судорожно думаешь: «А я? Я знаю ответы на эти вопросы? А вдруг сейчас подойдут и спросят?» И с облегчением понимаешь – Да! Знаю! Знаю какого цвета дверь в подъезде, знаю, что в соседнем дворе маленькая смешная старушка разбила цветник под окном и строго бдит из окна, знаю, что около метро живет хитрый дядька, который у всех стреляет сигареты, но не просто так, а в обмен на разные истории или глубокомысленные афоризмы, знаю, что в одном из дворов самая лучшая детская площадка и вся ребятня сбегается именно туда, знаю, как зовут Моцарта и Малевича, знаю, о чем «Леший» Чехова, знаю, что вокруг меня постоянно происходит столько всего интересного, что глаза разбегаются… знаю!!! 


И пьеса и спектакль несут очень правильный и очень добрый посыл: открой глаза – и ты увидишь огромный и прекрасный мир! А Колю из Подольска не жалко вовсе.

Постановка: Яков Ломкин

В ролях: Илья Кожухарь, Дмитрий Чуриков, Игорь Гудеев, Александр Соколов, Мария Ковальская, Ольга Свободина, Евгений Аксенов, Алексей Викторов, Баграт Мелкумян, Людмила Майорова

Оцените статью