Постановка сделана по произведениям Валерия Брюсова, не самого ныне популярного поэта Серебряного века. События разворачиваются почти сто лет назад, в 1913 году, накануне Первой мировой войны, которую «никто не боится». О ее преддверии – черные декорации и занавес из черных шинелей.
Мелодрама и детектив, декадентская роковая женщина, ее муж, любовники, убийство – и всюду страсти роковые. Мужа убил один любовник, второй застрелился сам, а следователь пал к ее ногам.
Главная героиня, эффектная Наташа, одержима зеркалами (О. Тумайкина) – «зеркала полюбила с самых ранних лет», видит в них другую себя и хочет поменяться с ней местами. В зрительный зал она тоже вглядывается как в зеркало. Не интересуется ничем, кроме себя и своего отражения.
Не любит мужа, всех прочих, как оказалось, тоже. Ее жизненные максимы вроде «в жизни женщины кроме любви ничего нет» – изрекаются в назидание молодым (кузине Лидочке) без всякой иронии.
Один из ее любовников Модест (И. Карташов), оказавшийся убийцей мужа – циничен, саркастичен, то признается в любви, то насмехается над этими признаниями. Он «привык говорить избитые речи о сострадании и о любви, о счастии любить других». Возможно, поэтому его экзальтированное объяснение в финале выглядит неубедительным. «Убил, чтобы в любви дойти до последнего предела и убедится в своей силе».
Самым живым выглядит Володя (Ю. Поляк), тоже возлюбленный Наташи, моложе ее, немножко революционер. Но он застрелился из «революционного пистолета».
Следователь, обещавший найти убийцу мужа Наташи, оказался той же природы. Его наблюдение о том, что «человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного – мучить себе подобных» и желание доминировать сильно подрывают доверие к внезапно вспыхнувшим чувствам.
Персонажи обязаны своими характерными чертами двум новеллам В. Брюсова «В зеркале. Из архива психиатра» и «Теперь, – когда я проснулся… Записки психопата», а сюжет полностью основывается на повести «Последних страницах из дневника женщины». Надо сказать, что это не самые известные и удачные прозаические произведения В. Брюсова.
Роковая женщина начала прошлого века, ее узкий мир и салонный психологизм того же времени на фоне бульварного сюжета, к сожалению, не создают пространства для какого-то серьезного высказывания. Скорее картина нравов. Но убедительные актерские работы, в которых выверен каждый жест и интонация, держат зрительское внимание, даже когда его не держит сюжет.
Красивые продуманные костюмы, декорации (художник М. Обрезков) создают декадендскую атмосферу и это, пожалуй, единственная живая отсылка к миру Валерия Брюсова, отца русского символизма. Да, на этой сцене, могли бы оказаться участники знаменитого любовного треугольника Н. Львова, Н. Перовская и В. Брюсов (в той истории тоже фигурировал револьвер).
Имеются все составляющие театра в традиционном понимании – зрелищность, экзальтация и игра, стремление развлечь зрителя, актуализация материала через реплики типа «ну вы же в России живете». Может, на самом деле этого достаточно и вы эту историю увидите по-другому?
Постановка — Андрей Максимов
Сценография и костюмы — Максим Обрезков
Композитор — Фаустас Латенас
Хореография — Татьяна Докукина
Действующие лица и исполнители:
Наталья, женщина — Ольга Тумайкина
Модест Никандрович Илецкий, немолодой мужчина, художник — Игорь Карташев
Володя, молодой мужчина, революционер — Юрий Поляк
Следователь, государственный мужчина — Виталийс Семёновс
Лида, кузина Натальи — Екатерина Крамзина
Место: театр Вахтангова
Продолжительность 1.5 часа
Фото: Людмила Сафонова