Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Постановка сделана по произведениям Валерия Брюсова, не самого ныне популярного поэта Серебряного века. События разворачиваются почти сто лет назад, в 1913 году, накануне Первой мировой войны, которую «никто не боится». О ее преддверии – черные декорации и занавес из черных шинелей.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Мелодрама и детектив, декадентская роковая женщина, ее муж, любовники, убийство – и всюду страсти роковые. Мужа убил один любовник, второй застрелился сам, а следователь пал к ее ногам.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Главная героиня, эффектная Наташа, одержима зеркалами (О. Тумайкина) – «зеркала полюбила с самых ранних лет», видит в них другую себя и хочет поменяться с ней местами. В зрительный зал она тоже вглядывается как в зеркало. Не интересуется ничем, кроме себя и своего отражения.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Не любит мужа, всех прочих, как оказалось, тоже. Ее жизненные максимы вроде «в жизни женщины кроме любви ничего нет» – изрекаются в назидание молодым (кузине Лидочке) без всякой иронии.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Один из ее любовников Модест (И. Карташов), оказавшийся убийцей мужа – циничен, саркастичен, то признается в любви, то насмехается над этими признаниями. Он «привык говорить избитые речи о сострадании и о любви, о счастии любить других». Возможно, поэтому его экзальтированное объяснение в финале выглядит неубедительным. «Убил, чтобы в любви дойти до последнего предела и убедится в своей силе».

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Самым живым выглядит Володя (Ю. Поляк), тоже возлюбленный Наташи, моложе ее, немножко революционер. Но он застрелился из «революционного пистолета».

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Следователь, обещавший найти убийцу мужа Наташи, оказался той же природы. Его наблюдение о том, что «человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного – мучить себе подобных» и желание доминировать сильно подрывают доверие к внезапно вспыхнувшим чувствам.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Персонажи обязаны своими характерными чертами двум новеллам В. Брюсова «В зеркале. Из архива психиатра» и «Теперь, – когда я проснулся… Записки психопата», а сюжет полностью основывается на повести «Последних страницах из дневника женщины». Надо сказать, что это не самые известные и удачные прозаические произведения В. Брюсова.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Роковая женщина начала прошлого века, ее узкий мир и салонный психологизм того же времени на фоне бульварного сюжета, к сожалению, не создают пространства для какого-то серьезного высказывания. Скорее картина нравов. Но убедительные актерские работы, в которых выверен каждый жест и интонация, держат зрительское внимание, даже когда его не держит сюжет.

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Красивые продуманные костюмы, декорации (художник М. Обрезков) создают декадендскую атмосферу и это, пожалуй, единственная живая отсылка к миру Валерия Брюсова, отца русского символизма. Да, на этой сцене, могли бы оказаться участники знаменитого любовного треугольника Н. Львова, Н. Перовская и В. Брюсов (в той истории тоже фигурировал револьвер).

Рецензия на спектакль «Брюсов переулок», театр Вахтангова. «И всюду страсти роковые и от судеб спасенья нет»

Имеются все составляющие театра в традиционном понимании – зрелищность, экзальтация и игра, стремление развлечь зрителя, актуализация материала через реплики типа «ну вы же в России живете». Может, на самом деле этого достаточно и вы эту историю увидите по-другому?

Постановка — Андрей Максимов

Сценография и костюмы — Максим Обрезков

Композитор — Фаустас Латенас

Хореография — Татьяна Докукина

Действующие лица и исполнители:

Наталья, женщина — Ольга Тумайкина

Модест Никандрович Илецкий, немолодой мужчина, художник — Игорь Карташев

Володя, молодой мужчина, революционер — Юрий Поляк

Следователь, государственный мужчина — Виталийс Семёновс

Лида, кузина Натальи — Екатерина Крамзина

Место: театр Вахтангова

Продолжительность 1.5 часа

Фото: Людмила Сафонова

Оцените статью