Rainbow Six, как долго мы тебя не видели! Последняя важная игра в серии, Vegas, вышла в 2006 году, когда консоли седьмого поколения только-только начали подавать признаки жизни. Преданные фанаты приняли ее в штыки. Девять лет спустя Ubisoft дарит им еще одну психологическую травму.
Siege убежала от предыдущих выпусков серии так же далеко, как они — от хардкорных первых частей студии Red Storm. Это не суровый тактический шутер типа Raven Shield и не пострелушки из-за угла наподобие Vegas, а совершенно новая сущность в мире Тома Клэнси. Siege — исключительно сетевое развлечение. Для одиночек здесь есть набор обучающих миссий (очень скучный и при этом сложный) и режим с волнами врагов — больше ничего. Хотите веселиться — стреляйте по живым игрокам.
К счастью, Ubisoft придумала пару идей, освеживших жанр. Взяв из Counter-Strike бои пять на пять и прокачку из любого современного шутера, разработчики двинулись в новом направлении и подарили Siege немного мозгов. Видите ли, здесь ничего не решается кавалерийским наскоком (только если у вас совсем криворукие противники). Играя в нападении, нужно искать неожиданные точки подхода к врагам: карабкаться на вторые этажи по тросу и пробивать окна, взрывать стены, спрыгивать с потолка. Оборона — обратная история: тут, словно в зомби-муви, выживает тот, кто лучше всех забаррикадируется. Дверные проемы заколачиваются деревянными заграждениями, для верности сверху ставятся растяжки. Для хитрецов, решивших пробить потолок и свалиться на голову, раскладывается колючая проволока. В решающий момент разыгрываются лучшие сцены из фильма «Один дома» — если все идет хорошо, то враги попадаются на все ловушки, которые ты для них подготовил. Солидная часть привлекательности Siege строится именно на механиках строительства и уничтожения. Тот факт, что каждый уровень можно немного перекроить на свой лад, увеличивает срок годности игры.
Siege разделена на три дисциплины. Первая — «Операции» — то самое обучение, которое можно пропустить. Вторая — «Сетевая игра» — основное развлечение, разборки пять на пять с живыми людьми. Боевые задачи всегда меняются — дело может крутиться вокруг захвата заложников, разминирования бомб или простого захвата позиций, — но основа всегда одна: одна команда идет в атаку, вторая обороняется. Каждый раунд команды меняются местами. Третье развлечение — «Антитеррор», борьба живых игроков с ботами. Помимо довольно-таки скучной борьбы с волнами врагов здесь спряталась жемчужина Rainbow Six — великая «Охота на террористов» из Vegas, тот самый режим, где у компьютерных врагов неожиданно появляются мозги. К сожалению, выбрать его самому нельзя: карта и правила игры почему-то определяются системой матчмейкинга.
Между боями Siege предлагает отправиться в магазин и потратить там очки славы. Помимо привычных апгрейдов для оружия (прицелы, рукоятки, глушители и так далее) здесь можно открыть новых бойцов. Пять международных подразделений, в каждом по четыре специалиста: двое для атаки, двое для обороны. Например, в нападении у российского спецназа играют снайпер Glaz и здоровяк Fuze, пробивающий стены специальными снарядами, а в защите — Kapkan, ставящий растяжки на двери, и Tachankin, носящий с собой стационарный пулемет. Чем больше оперативников в одном подразделении вы открыли, тем выше стоимость новых — так игра стимулирует к найму спецов из разных стран.
Выпуская Siege, Ubisoft удалось главное: сделать игру, нашедшую собственную нишу на рынке сетевых шутеров. Это не скоростные Counter-Strike или Call of Duty, не масштабная Battlefield и не какое-то умное развлечение типа Insurgency или ArmA, а нечто другое. Очень знакомое и понятное с первых секунд, но при этом свежее. Тот контент, который уже есть в игре, хорош: в игре великолепные карты, необычные бойцы и свежие механики. К сожалению, пока этого слишком мало: как и в случае с недавней Star Wars Battlefront, разработчики выпустили игру, на полное изучение которой уйдет буквально пара недель, а дальнейшие расширения для нее будут выходить уже в рамках сезонного пропуска. В первую очередь я бы порекомендовал Siege старым поклонникам Counter-Strike и Modern Warfare, для которых любимые игры стали слишком простыми и очевидными. Их она точно выбьет из колеи, освежив представления о жанре. Но без сезонного пропуска игры надолго не хватит.