После первых роликов Diablo 3 среди фанатского сообщества произошел раскол: одни считали, что она утратила мрачную готическую атмосферу, другие посмеивались над первыми и говорили, что визуальный стиль — не самое главное.
А в это время в далекой Новой Зеландии небольшая группа единомышленников занималась делом: вместо того чтобы дожидаться релиза от Blizzard, они разрабатывали свою собственную ролевую игру мечты. Наконец, в январе 2013 они дали возможность всем желающим опробовать результат их многолетних трудов: Path of Exile вышла в открытое тестирование.
По духу она ничем не отличается от столпов жанра: вы выбираете одного из шести героев и отправляетесь с ним в долгое путешествие по лесам и пещерам, джунглям и замкам, морскому побережью и горным тропинкам. На пути придется перебить тысячи врагов и регулярно возвращаться в поселения, чтобы сбыть трофеи и получить новые задания. Там же при желании можно объединяться в небольшие отряды с другими игроками или поучаствовать в боях один на один или три на три.
Отличия начинаются в деталях, взять хотя бы развитие героя. Первоначальный выбор архетипа не столько ограничивает, сколько задает направление, и из каждого персонажа вы можете вылепить кого угодно: воина-некроманта, лучника с огненной магией, ведьму с двумя мечами и так далее.
Развитие идет по двум фронтам: во-первых, это запутанная схема пассивных навыков, напоминающая карту токийского метро, по которой можно двигаться в любом направлении. Улучшить силу или ловкость героя, повысить скорость восстановления здоровья или маны, сопротивление стихийному урону и так далее. Вкладываться в эти «проходные» пункты нужно для доступа к действительно интересным умениям: допустим, чтобы от ударов персонажа нельзя было увернуться, но сам он не мог наносить критический урон. Или чтобы на спецатаки он тратил здоровье, а не ману — актуально для воина с низким запасом магической энергии, но бешеной регенерацией.
Второй метод — камни умений, которые вставляются в предметы экипировки и дают герою спецудары, заклинания, полезные бонусы и так далее (и это кардинальное отличие от Diablo — никаких врожденных способностей у персонажа нет). При использовании камни также накапливают опыт и становятся мощнее — в общем, сущий рай для любителей просчитывать всевозможные варианты правильной прокачки.
Хватает тут и других необычных решений, например, отсутствие денег: вся торговля ведется только по принципу натурального обмена, а в дальнейшем игроки смогут вступать в различные «лиги» с уникальными наборами правил. Например, такие, где герой гибнет раз и навсегда, или где разрешены нападения на пользователей и вас могут грохнуть и обобрать прямо на рыночной площади.
Но при этом сложно избавиться от ощущения, что многие из этих особенностей сделаны не потому, что так лучше, а чтобы быть «не как все»; ландшафты унылы и однообразны, и ни один из боссов в первых двух актах не запоминается. Path of Exile — игра в первую очередь для ветеранов Battle.net, недовольных тем, что происходит с известной серией. Для них и сделаны переусложненная система прокачки, доступные сразу на старте дуэли между пользователями и депрессивные тона. Интернет-подключение все равно требуется, но нет аукциона с легендарными топорами за 300 долларов.
Тем самым разработчики сужают возможную аудиторию, и игра понравится далеко не всем, в отличие от яркой и дружелюбной Torchlight 2. Зато скачать ее можно бесплатно, а микроплатежи сугубо добровольны: забавный питомец, увеличение числа персонажей и расширенное хранилище для всех них и так далее. Так что поклонникам жанра попробовать все же стоит.
Где купить Path of Exile? Игра работает по условно-бесплатной модели, так что можно просто скачать ее с официального сайта.