Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

Свет. Сначала есть свет.

Потом он исчезает среди серых мертвых стен. 

Трагедия античного масштаба другого не допускает. Ничего хорошего здесь не случится.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

В истории Лукреции, жены римского патриция Коллатина, изнасилованной царским сыном Секстом Тарквинием и не желающей жить с этим бесчестьем, столько смыслов – религиозных, экзистенциальных, философских идей, темы власти и насилия (не только физического насилия мужчины над женщиной, но метафизического, вселенского), темы страдания и искупления.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

Бенджамин Бриттен великий композитор. Утонув однажды в этой музыке и услышав её гармонию, пропадёшь навсегда. А ещё на музыку Бриттена идеально «ложится» английский. Каждая фонема кажется продолжением ноты.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

«Поругание Лукреции» – знаковое его сочинение, в котором сдержанность соединяется с мощнейшей эмоциональной драмой. При помощи камерного оркестра (13 музыкантов) он с точностью ювелира изображает сложнейшие нюансы, тревогу и ожидание, бахвальство и отчаяние. Арфа вторит чистоте Лукреции, а валторна грубо поддерживает похотливость Тарквиния. Сильнейшая музыка передаёт насилие яркой и страшной звуковой волной, а позже – не менее страшно отвечает на него.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

Хора здесь тоже нет. Есть два солиста – Он и Она. Каждый на своей половине трактует разворачивавшуюся на наших глазах трагедию. Эти люди в черно-белых одеждах – и хор, и глас народа, и внутренний голос героев, и крики судьбы, и слово Божие.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

Нельзя не сказать о фигуре дирижёра. Ян Латам-Кениг прекрасен. Но с Бриттеном у него своя история (ещё мальчиком Ян пел в хоре под руководством Бриттена). Он любит эту музыку и обращается с ней настолько бережно и искусно, насколько это возможно.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

В режиссуре Екатерины Одеговой за этим минимализмом трагедия становится ещё масштабнее, ещё сильнее заставляет переживать и страдать вместе с обесчещенной Лукрецией. Чистая, неразбавленная высокая трагедия. И помня, какой избыточной и сочной умеет быть режиссура и сценография тандема Одегова-Йошпа (просто посмотрите на фотографии их «Пряничного домика» или «Фауста» здесь же, в «Новой опере»), решение «Лукреции» говорит о таланте и многогранности.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

В костюмах воинов-патрициев то ли шипы, то ли копья, то ли петушиные перья. Мужчины – завоеватели, носители силы и разрушения. Вода – проекция на заднике стены. То спокойная полноводная река, то темная бездна, то дно. Тибр – как действующее лицо в тексте, остаётся таковым и на сцене. Белые рубашки. Цветы, словно пришедшие с полотен прерафаэлитов (об этом же рассказывает Этель Йошпа, художник спектакля). Никакой крови. Металл и вода.

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

В премьерном блоке все солисты безукоризненно справились с исполнением (как вокальным, так и актёрским). В их голосах были и глубина, и чистота, и трагедия. Всего 8 исполнителей соединяются в уникальные созвучия – бас и баритон нежно оттеняют меццо-сопрано и контральто, порой возвышаясь, а порой сливаясь в удивительно чистые и аккуратно исполненные дуэты.  

Рецензия на оперу «Поругание Лукреции». Театр Новая Опера. Никакой крови. Металл и вода

В «Поругании Лукреции» в Новой опере прекрасно всё – музыка, режиссура, вокал и сценография. Текст либретто хочется разобрать на цитаты. Не упускайте возможность услышать на московской сцене умную, тонкую и очень глубокую оперу, один из шедевров ХХ века. И что важно – услышать в достойном исполнении.


Историческая справка про оперу «Поругание Лукреции»:

  • Автор либретто на английском языке – поэт, писатель Рональд Дункан
  • Премьера состоялась 12 июля 1946 года в Глайндборне (Англия)
  • Сюжетная линия оперы основана на одноименной повести Андре Обе, поэме Шекспира «Лукреция», а также известной римской легенде о Лукреции из «Историй Рима от основания города» Тита Ливия. В свое время опера была подвержена цензуре. Об этом свидетельствуют документы ведомства лорда-камергера, сохранившиеся Британской библиотеке. Тогда этот орган власти осуществлял надзор за английскими театральными постановками. Оказалось, что композитор создал сцену, по замыслу которой Лукреция не сопротивлялась половому акту. В либретто Рональда Дункана присутствовали строчки, по которым становится понятно, что женщина оказалась «ранена желанием». Именно из-за этих строф ведомство посчитало оперу непристойной и потребовало переписать произведение.
  • Это первая «камерная» опера Бенджамина Бриттена.
  • Произведение было написано для выдающейся английской оперной певицы Кэтлин Ферье, которая исполнила в пьесе главную роль.
  • 29 декабря 1948 года опера «Поругание Лукреции» впервые поставлена на Бродвее.

Оцените статью