Историческое лицо в качестве героя картины – гарантия того, что она вызовет интерес. Редакция Wday.ru выбрала самые, на наш взгляд, удачные сериалы-биографии. А заодно выяснила, насколько им можно верить.
«Рим», 2005–2007
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о политических интригах во времена Гая Юлия Цезаря и после его смерти.
Интересная деталь. У картины огромный по сериальным меркам бюджет – первый сезон обошелся создателям более чем в 100 миллионов долларов. Масштабы проекта впечатляют: одних сандалий для него понадобилось 1250 пар! На итальянской киностудии была построена огромная декорация, где воссоздали постройки древней столицы – от форума до трущоб. К сожалению, во время пожара на студии спустя несколько месяцев после показа последней серии декорации были уничтожены.
Историческая достоверность. Создатели сериала сделали ставку на максимально точное воспроизведение событий и деталей быта. Но зрители все равно находят ляпы. Например, в одной из серий герои собираются курить табак, который был привезен в Европу веками позже.
«Спартак: Кровь и песок», 2010–2013
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о Спартаке, предводителе восстания рабов в Римской республике.
Интересная деталь. Во втором сезоне был заменен актер, игравший Спартака: на смену Энди Уитфилду пришел Лиам Макинтайр. Это было связано с болезнью Уитфилда, впоследствии умершего от лимфомы.
Историческая достоверность. Историки отмечают некоторые расхождения в трактовке образа Спартака. На момент восстания он уже был не рабом, как в кино, а вольноотпущенником. Кроме того, в фильме он показан только как сильный боец, в то время как древний философ и биограф Плутарх отмечает его высокий интеллект.
«Борджиа», 2011–2013
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Сериал о семье Борджиа, достигшей вершин власти в Италии во времена Возрождения. К ней они пришли путем интриг и в дальнейшем не останавливались ни перед чем.
Интересная деталь. Исполнитель роли Родриго Борджиа (папы римского Александра VI) Джереми Айронс сильно сомневался, стоит ли соглашаться на эту роль. Его смущало то, что внешне у него с героем (который был очень крупным) не было ничего общего. Но режиссер убедил актера, что внешность в этом случае – не главное.
Историческая достоверность. Работа над сценарием заняла 10 лет. В фильме отражены многие факты истории, в том числе невероятные, например, зал с мумифицированными покойниками в Неаполе и расследование дела об импотенции Джованни Сфорца, мужа дочери Родриго Лукреции. В то же время есть расхождения, прежде всего связанные с трактовкой образов. Например, в фильме Лукреция показана относительно нравственной девушкой, но исторические документы говорят о том, что она с раннего детства была развращена семьей, хотя впоследствии каялась и вела аскетический образ жизни.
«Тюдоры», 2007–2010
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм об английском короле Генрихе VIII и его отношениях с женами и любовницами, преследовавшими помимо прочего цель обеспечить трон наследником.
Интересная деталь. Джонатан Рис-Майерс, исполнитель роли Генриха VIII, во многих трюковых сценах, прежде всего связанных с верховой ездой, снимался сам. А вот участвовать в опасных моментах рыцарских поединков ему не разрешили, чтобы он не получил травм, из-за чего актер, любящий спорт, расстроился.
Историческая достоверность. Сериал изобилует вольностями, связанными с именами, фактами биографии и отношениями героев. Кроме того, его создателей упрекали в излишней красоте актеров, прежде всего исполнителя главной роли. В реальности Генрих VIII имел отталкивающую внешность, а к концу жизни и вовсе сильно располнел (по воспоминаниям современников, охват его туловища составлял около полутора метров), в то время как на экране он до конца сохраняет привлекательность. В то же время критики согласились с тем, что харизму короля, а также атмосферу дворцовых интриг создателям фильма передать удалось.
«Великолепный век», 2011–2014
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Главными героями сериала стали султан Османской империи Сулейман Великолепный и его жена Анастасия (по другим источникам Александра) Лисовская, которую называли Хюррем Султан – девушка русского происхождения, попавшая в плен во время набега крымских татар.
Интересная деталь. В финале кастинга на роль Хюррем участвовали три претендентки. Одна из них не стала менять цвет волос с темного на светлый, другая – худеть на 6 килограммов, и в результате роль досталась Мерьем Узерли.
Историческая достоверность. По заявлению Верховного совета турецкого радио и телевидения, к ним поступило более 70 000 жалоб на то, что в сериале искажаются исторические факты. Например, в реальности, когда девушка попала в гарем, Сулейман еще был наследником престола, а не султаном, как показано в фильме. И в его покои она не могла попасть сразу: наложницы готовились к встрече с султаном несколько лет. Высказывались жалобы и по поводу деталей быта. В частности, женщины в Османской империи не носили таких декольтированных нарядов. «Мы с самого начала говорили, что наш фильм – вымысел, вдохновленный историей», – парировали создатели картины.
«Елизавета I», 2005
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о зрелых годах британской королевы Елизаветы I, так никогда и не вышедшей замуж, и ее непростых отношениях с фаворитами.
Интересная деталь. Спустя год актриса Хелен Миррен, исполнившая в фильме главную роль, сыграла в кино действующую королеву Великобритании Елизавету II. Играть венценосных особ (а таких ролей в ее карьере было немало) артистке помогает аристократическая внешность: Хеллен – потомственная русская дворянка.
Историческая достоверность. Некоторые факты в фильме искажены. Например, по сюжету Елизавета мечтает о браке с французским принцем, но этого не происходит по политическим причинам. На самом деле королева всю жизнь противилась желанию парламента выдать ее замуж.
«Королева Марго», 1996
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Экранизация одноименного романа Дюма. Сестра Карла IX Маргарита Валуа из политических соображений выдана замуж за нелюбимого Генриха Наваррского. Ее свадьба заканчивается Варфоломеевской ночью – массовой резней гугенотов католиками. В ходе нее Марго спасает раненого гугенота де Ла Моля. Между ними загорается любовь, которой предстоит существовать в условиях дворцовых интриг.
Интересная деталь. Готовясь к роли, Евгения Добровольская прочитала множество книг о Маргарите Валуа и жизни французского двора того времени. На площадке с ней случился неприятный эпизод: актриса упала с лошади. При этом она умудрилась удержать в руке сокола (снимали эпизод охоты), потому что перед съемкой актеров предупредили: эти птицы очень дорогие и обращаться с ними нужно крайне аккуратно. На озвучании Добровольскую ждал еще один досадный момент: ее заменили (впрочем, как и многих других актеров). Создатели фильма решили, что у Марго должен быть более высокий и женственный голос, и ее озвучила Наталья Казначеева.
Историческая достоверность. В фильме есть анахронизмы. Например, Генрих называет Ля Моля Ромео, намекая на «Ромео и Джульетту», хотя эта пьеса Шекспира была написана лишь два десятилетия спустя. В другом эпизоде астролог упоминает планеты Уран и Нептун, открытые позже. Кроме того, герои игнорируют придворный этикет, который, впрочем, в те времена не особо строго соблюдался.
«Екатерина», 2014
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о жизни Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской до того, как она стала российской императрицей Екатериной II. Немецкая принцесса приезжает в Россию, чтобы стать женой наследника престола Петра Федоровича, и сталкивается с дворцовыми интригами, из которых ей предстоит выйти победительницей.
Интересная деталь. Для роли Екатерины актриса Марина Александрова занималась немецким языком, фехтованием и старинными танцами.
Историческая достоверность. Создатели фильма изучали различные документальные материалы, в частности дневники самой императрицы. Но историки все равно находят в нем несоответствия с реальностью, возможно вызванные художественным замыслом. Например, по сюжету императрица Елизавета I составляет завещание, передающее престол ее фавориту (по некоторым данным, супругу), графу Алексею Разумовскому, чего не было в действительности.
«Наполеон», 2002
Фото: кадр из сериала
О чем кино. В фильме показана жизнь французского императора Наполеона Бонапарта от начала карьеры до смерти. В ней были головокружительные взлеты и падения, громкие победы и поражения, яркие романы и расставания.
Интересная деталь. Французский император и сыгравший его Кристиан Клавье одного роста – 168 сантиметров. Вопреки распространенному стереотипу Наполеон не был коротышкой. В мемуарах его камердинера указано, что рост Бонапарта равнялся «5 пье 2 пусам и 3 линиям», что в переводе на современные меры дает 168,79 сантиметра.
Историческая достоверность. Фильм вызывает доверие, так как снят на основе романа Макса Галло, историка наполеоновской эпохи.
«Достоевский», 2010
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о жизни великого русского писателя охватывает период от приговора к смертной казни за участие в революционном кружке (потом он был отменен) до написания «Братьев Карамазовых». В нем были ссылка в Сибирь и заграница, любовь к женщинам и азартным играм и, конечно, творчество.
Интересная деталь. Евгений Миронов тщательно готовился к роли Достоевского. Например, обошел все места Петербурга, связанные с его именем. «Когда снимали в Бадене, я в перерывах между съемками гулял по городу в гриме, – рассказывает актер. — Однажды услышал из-за угла разговор на русском. Жена говорила мужу: «Смотри: написано, что здесь жил Достоевский. Так и кажется: сейчас повернешь за угол и увидишь его». Я вышел со словами: «Вызывали?» Женщину приводили в чувство». В Бадене писатель, имевший нездоровое пристрастие к азартным играм, спустил все деньги, гардероб молодой жены и даже обручальные кольца. Чтобы проникнуться азартом, Миронов тоже решил испробовать удачу. Выиграл или проиграл в итоге, неизвестно.
Историческая достоверность. По словам создателей фильма, они опирались на многие документальные источники, в том числе малоизвестные, например, воспоминания математика Софьи Ковалевской, которая в детстве была влюблена в Достоевского. Несмотря на это, после выхода на картину обрушился шквал критики. Особое негодование вызвало обвинение Достоевского в педофилии, вложенное в уста Тургенева. Эта сплетня была пущена врагами Федора Михайловича уже после его смерти.
«Сонька Золотая Ручка», 2007
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Софья Блювштейн по прозвищу Сонька Золотая Ручка была королевой воровского мира. Она ездила по всей стране, придумывая аферы поразительной изобретательности и постоянно уходя от полиции. Но в итоге всего равно закончила свою жизнь на каторге.
Интересная деталь. Анастасия Микульчина, сыгравшая Соньку, призналась в интервью, что в детстве папа называл ее Сонька Золотая Ручка. Она росла с двумя старшими братьями и друзьями-мальчишками, и они часто шалили и таскали что-нибудь у взрослых. «Так что к роли я, можно сказать, с детства готовилась», – шутит актриса.
Историческая достоверность. Проверить ее трудно, поскольку о Софье Блювштейн мы знаем в основном по легендам, и эти сведения крайне противоречивы. В то же время авторы изучали материалы уголовных дел начала XX века, так что с этой стороны фильм вызывает доверие.
«Гудини», 2014
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о знаменитом иллюзионисте начала XX века Гарри Гудини, прославившемся фокусами с побегами и освобождениями.
Интересная деталь. По словам Эдриена Броуди, исполнителя главной роли, он сам в детстве мечтал стать фокусником, и Гудини был для него кумиром. «Его храбрость служит для меня вдохновением», – говорит актер.
Историческая достоверность. Неопровержимые факты из жизни Гудини в фильме не искажены. Но личность иллюзиониста еще при жизни обросла множеством легенд, которые до сих пор нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Одна из них о том, что Гарри был британским шпионом, нашла отражение в фильме.
«Григорий Р.», 2014
Фото: кадр из сериала
О чем кино. Фильм о жизни Григория Распутина, приближенного семьи последнего русского императора Николая II.
Интересная деталь. По словам коллег, исполнитель главной роли Владимир Машков и сам проявлял способности, приписываемые его герою. Например, умение общаться с животными так, чтобы те слушались. Постановщик трюков Олег Корытин вспоминает: «Снимали сцену: Распутин ведет продавать лошадь, отдает ее цыгану, тот тащит ее за собой, животное упирается, спотыкается и падает. Цыган начинает бить лошадь плетью, она не может встать. Распутин останавливает руку с хлыстом, шепчет что-то животному на ухо, и оно встает. На съемках мы не хотели использовать медикаменты и усыплять лошадь, просто завалили ее на подготовленный мягкий грунт. Но лошадь постоянно вставала, и была опасность, что, когда Володя будет ей что-то говорить на ухо, она вскочет и травмирует его. Но получилось удивительно: лошадь как будто слушала то, что говорит ей Машков, и когда он вставал, очень плавно и мягко поднималась вместе с ним. У Володи действительно есть энергетика».
Историческая достоверность. По словам создателей фильма, он основан на достоверных материалах, среди которых дневник фрейлины Анны Вырубовой (источник, впрочем, весьма тенденциозный, учитывая лояльность автора к Распутину) и отчет следователя Руднева, прототипа Свиттена – героя, который ведет дело об убийстве Григория. Кроме того, на площадке работали исторические консультанты, которые следили за деталями вплоть до того, как официанты должны подавать вино. Но фильм все равно не избежал обвинений в том, что представляет собой набор анекдотов о Распутине. Впрочем, в случае с такой загадочной личностью, каким был его герой, по-другому и быть не могло.
Продолжение на второй странице.