Многие думают, что картина – о молодости самого Козакова. Ведь он не только снимал ее, но и сыграл Костика в зрелости.
Сюжет действительно автобиография, но писателя и драматурга Леонида Зорина.
Фото: киноконцерн «Мосфильм»
Три Дзержинских за мечту
— Я переехал в Москву из южного города, как сказано в «Покровских воротах», в сентябре 1948 года, – вспоминает Зорин. — Снял проходную комнату в запущенной перенаселенной квартире в доме на Петровском бульваре. Там прошла моя молодость, а в год своего 50-летия вознамерился вновь пережить ее и написал элегическую комедию, в которой воскресил тот пчельник и всех, кто в нем тогда обитал. Ничего не придумывал, разве что сдвинул время действия почти на десяток лет вперед и поселил героев в непосредственной близости от Покровских ворот. Камуфляж был обязателен, так как в ту пору все еще были живы. Все же имел место и вымысел: мой Костик вместо реальной хозяйки обзавелся аристократической теткой. Это было единственным отступлением от строгой, почти протокольной точности. В том же году мою комедию сыграл Театр на Малой Бронной. Поставил ее Михаил Козаков, и поставил отменно. Спектакль имел многолетний успех, возникла мысль о телеверсии. Сценарий был принят, а Козаков ради него отказался от экранизации «Пиковой дамы». Но ему пришлось пойти на уступку. Он не хотел в третий раз играть Дзержинского в картине «20 декабря», но руководство «Мосфильма» считало, что после фильмов «Синдикат-2» и «Государственная граница» главу ЧК может исполнить только он. В результате была заключена сделка: Козаков играет Дзержинского, а ему разрешают снимать «Покровские ворота».
Какой из Миронова житель коммуналки?
На «Мосфильме» хотели, чтобы в картине был звездный состав. Считается, что на Хоботова прочили Андрея Миронова, на Савву Игнатьевича – Никиту Михалкова, но он якобы отказался, потому что ему не понравился сценарий, на Маргариту Павловну – Наталью Гундареву, Людмилу Гурченко и Барбару Брыльску.
Фото: киноконцерн «Мосфильм»
— Я часто слышал разговоры, которые не имеют отношения к действительности, – поделился директор фильма Леонид Вульман.- Но Михалкову никогда не предлагали эту роль. Как может Никита, рафинированный интеллигент, играть рабочего человека? В его фильмографии никогда такого не было. И у называемых актрис совсем другие амплуа. Козаков дружил с Мироновым, но совершенно точно не хотел его снимать в этой картине. Ну какой из него житель коммуналки! Как-то я вез на машине Мишу и Марка Захарова, зашел разговор о фильме и Миронове, и Козаков сказал: «Нет, Марик, вопрос не обсуждается». Для Миши в пробах не было необходимости. Он один из немногих режиссеров, который, приступая к съемкам, точно знал, кто кого сыграет. Но в советское время необходимо было проводить пробы. Для телевизионной картины все утверждалось несколькими инстанциями: «Мосфильмом», объединением «Экран» и Центральным телевидением.
Другой финал
Но одна проблема все же существовала. Козаков не знал, кого снимать в главной роли. На Костика пробовались Валерий Сторожик, Андрей Ургант, Сергей Колтаков, Николай Денисов и сын режиссера Кирилл Козаков. Но это делали скорее, чтобы было что показать худсовету. И вдруг жена Козакова Регина по телевизору в эпизодической роли увидела молоденького Меньшикова, записала его фамилию и посоветовала мужу на него посмотреть. «Когда Козаков показал мне Олега, минуты хватило, чтобы понять: это тот, о ком мечталось, – вспоминает Зорин. — Он был еще вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый ум. Козаков сказал, что рано радоваться: Меньшиков уже утвержден на роль в картине Юлия Райзмана „Частная жизнь“. Я был не в силах смириться, что могу потерять его. Написал благородному Юлию Яковлевичу о связи меньшиковского героя с биографией сценариста, о том, что фильма без него не вижу. И Райзман с королевской щедростью отдал артиста.
Хотя Олег рубаха-парень на экране, в жизни совершенно другой, достаточно закрытый, сложный, некомпанейский. Уже тогда был таким, как сейчас. А работать с ним было очень легко. После фильма многие актеры стали известными. Миша считал, что, кроме актрисы, играющей любовь Костика Риту (Валентина Воилкова), все на месте. С ней он не угадал. У нее ничего не получалось, поэтому ее роль здорово сократили. В финальной сцене Рита должна была с Костиком петь и танцевать полечку, но Козаков не смог от нее этого добиться, поэтому вместо нее поет и танцует Лена Коренева». А вот сценаристу Воилкова-Рита нравилась, потому что внешне была похожа на его покойную жену. Когда подруги его супруги пришли на премьеру фильма и увидели актрису, разрыдались. Воилкова еще сыграла роль фрейлины в «Обыкновенном чуде» и главную в «Колье Шарлотты», а в 1991 году с мужем-французом уехала во Францию, где живет до сих пор и занимается дублированием фильмов в семейной кинокомпании.
Серьезных сложностей с картиной не было. Миша знал, что ему нужно, и ничего не переснимал. Лет через 20 мы с ним говорили по телефону, и он спросил: «Ты мог представить, что у картины будет такой успех?» Конечно нет.