Портал Gamesindustry.biz провёл исследование на предмет насилия в играх, показанных на Е3 2019, и пришёл к следующему выводу: только в 17% виртуального насилия нет ни в каком виде, то есть в 41 из 239 видеоигр. Мало того, лишь 17 из них выпускаются крупными издателями. И наконец, половина из них создаётся инди-разработчиками, попавшими под крыло именитых паблишеров.
Что из этого следует? Как ни крути, а насилие в видеоиграх — один из ключевых элементов, без которого виртуальное времяпрепровождение по сути лишено смысла. С чем это связано? Сложно судить. Возможно, с тем, что в повседневной жизни человеку приходится решать 99,9% вопросов ненасильственно — ходить на работу, собирать какие-то справки, заботиться о здоровье, ответственно вести себя в транспортном потоке и т.д.
Проще говоря, распутывать, а не разрубать бесконечный Гордиев узел. Разумеется, возникает естественное желание позаимствовать решения из Postal и Carmageddon. Более-менее нормальный индивид делает это в виртуальном пространстве, без угрозы для общества. Клинический психопат — в реальном, и попадает в хроники “Петровки 38” или “Дежурной части”. Однако несмотря на доказанный эффект подушки безопасности, видеоигры продолжают демонизировать.
А почему тогда не литературу, не кино? Возьмём две книги, фундаментальные в вопросе воспитания ребёнка: “Винни-Пух” и “Алиса в Стране Чудес”. В первой насилия нет, во второй — есть. Да и вообще, написал её наркоман с нездоровым интересом к детям. Тем не менее, даже сейчас, на фоне стремительно нарастающей глобальной истерии, никто не требует запретить “Алису”.
Ещё древние греки знали, что в основе стоящего творчества почти всегда лежит конфликт. Зрителя и читателя — а теперь ещё и геймера — надо увлечь, напугать или хотя бы рассмешить. Комедии сегодня рассматривать не будем, поговорим о конфликтах. Любая обострённая конфликтная ситуация подразумевает насилие и агрессию, и насколько мне известно, фундаментальные правила не изменились с каменного века.
С незапамятных времён во всём творчестве доминирует конфликт и насилие. “Война и мир”, “Преступление и Наказание”, “Гамлет”, “Терминатор”, “Матрица” — попробуйте-ка назвать хоть одно по настоящему великое произведение искусства, в котором тот или иной вопрос не решался бы без грубого нарушения интересов действующих лиц или даже групп лиц. Франция VS Россия, топор в голове, придворные интриги, геноцид — кажется, здесь попахивает насилием.