Даже спустя десятилетие после своего релиза фильм «Начало» имеет одну из самых лучших концовок в истории кинематографа, и особое значение в ней играет скрытое значение.
В ошеломляющем мире научной фантастики Кристофера Нолана время во снах идёт быстрее, чем в реальности. Британский режиссёр с самого начала своей карьеры разбирался в идее сюжета, связанного со сном, но решил поступить мудро и набраться опыта при создании блокбастеров.
После того, как Нолан показал миру Бэтмена в исполнении Кристиана Бэйла, попутно установив несколько рекордов кассовых сборов, режиссёр вернулся к идее фильма «Начало» и собрал звёздный актёрский состав во главе с Леонардо Ди Каприо. Выпущенный в 2010 году, фильм оказался успешным по всем направлениям – отлично проявил себя в кассе, собрал массу положительных отзывов от критиков и оказался в восьми номинациях на «Оскар», в четырёх из которых удалось победить. Одним из главных особенностей блокбастера является концепция слоистых реальностей, существующих во снах, которая внедрилась в культурное сознание.
Причины популярности «Начала» предельно просты: оригинальный сюжет, невероятная игра актёров и впечатляющие визуальные эффекты. Однако, ключевым моментом в фильме является его финал. Одновременно завораживающий и приводящий в бешенство, «Начало» заканчивается на неоднозначной ноте, которую обсуждают даже 10 лет спустя. Большая часть дискуссий сосредоточена на том, действительно ли тотем Кобба немного качнулся, или был ли волчок вообще его тотемом. При этом, истинное значение сцены часто упускается из виду, и именно этот подтекст делает завершающие моменты фильма идеальными даже спустя десятилетие.
КОНЦОВКА «НАЧАЛА» НЕ ТАКАЯ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ
Кобб в исполнении Ди Каприо успешновыполняет свою, якобы, невозможную миссию внедрения идеи через общие сны, в результате чего Роберт Фишер, которого играет Киллиан Мёрфи, обдумывает альтернативы по захвату бизнес-империи своего отца. Выполнив свою задачу, персонаж Сайто, в исполнении Кена Ватанабэ, предоставляет награду Коббу – чистую запись и возможность ещё раз увидеть собственных детей. Кобб рад их видеть, но помнит о том, что у него есть тотем, помогающий убедиться в том, что он находится в реальном мире. Впервые он уходит до того момента, как тотем начинает вращаться, даже не удосужившись подождать и увидеть, остановится ли он. И вот, зрители узнают правду.
Как упоминалось ранее, этот финал анализировался множество раз и обсуждался на протяжении многих лет, и практически любое интервью Нолана не обходится без вопроса про судьбу Кобба. Очевидно, намерение режиссёра заключалось в том, чтобы поощрить определённое количество толкований и дискуссий, но реальное значение концовки фильма часто затуманивалось. В некоторых случаях Нолан подчёркивал, что остановка тотема не является главной деталью; реальный месседж состоял в том, что Коббу уже было всё равно. Он отошёл, не зная ничего, и идея состоит в том, чтобы переосмыслить то, что аудитория воспринимает как «реальность». На протяжении всего фильма, Нолан представляет два совершенно разных плана существования: реальный мир и мир сновидений. Финальная сцена предназначена для размытия границ – реальность Кобба – это то, что он выбирает, и к концу истории он решает остаться со своими детьми. Суть в том, что Нолан настаивает на том, что сцена была сделана, дабы продвинуть субъективность впереди объективности в клеветническом порядке реальности.
ПОЧЕМУ ФИЛЬМ ВСЕ ЕЩЕ АКТУАЛЕН
Нет сомнений в том, что «Начало» и дальше закрепиться в статусе классики кино, потому что фильм – это действительно очень качественная работа. И особым фактором является философская и острая концовка. Как признаёт сам Нолан, отсутствие чётких ответов на вопросы всё ещё имеет значение.
Главный вопрос относительно концовки может заключаться в том, действительно ли Кобб воссоединился со своими детьми, но не потому что «Начало» заставляет зрителей говорить о скрытом сообщении Нолана по поводу субъективности реальности. Даже если аудитория не воспринимает это, идея просачивается в её подсознание. В течение 10 лет люди пытались раскрыть загадку о вращающемся тотеме, несмотря на то, что они прекрасно знали, что Нолан не придумал чёткого варианта ответа. Причина, по которой концовка «Начала» остаётся такой горячей темой для обсуждения, заключается в том, что зрители хотят знать, имеет ли значение реальность или был ли Кобб прав, уходя и не оборачиваясь.
Ударяя о своём ключевом аспекте существования, концовка ленты затрагивает самую суть человеческой психики, а именно, гораздо более вечный предмет, чем просто «находился ли Кобб во сне». И точно так же, как люди всегда будут размышлять о реальности вокруг них, фильм «Начало» будет также находится где-либо – будь то, диск на DVD или на жестком диске, чтобы напомнить этим же людям, что на самом деле важно то, как они воспринимают реальность, а не то, что им кто-то говорит, как всё есть на самом деле. В этом и заключается истинная мощь концовки фильма «Начало», и тот факт, что это до сих пор актуально в 2020 году, даёт о себе знать.
КОНЦОВКА «НАЧАЛА» БЫЛА БЫ ХУЖЕ, ЕСЛИ БЫ ЗАГАДКА С ТОТЕМОМ БЫЛА БЫ РАЗГАДАНА
Фильму Кристофера Нолана удаётся избежать того, чтобы погасить то самое чувство любопытства. Если бы тотем Кобба остановился или продолжал вращаться бесконечно, зрители наверняка бы вышли из кинотеатров, почёсывая свои головы чуть меньше. Тем не менее, усилия, проделанные режиссёром, всё ещё будут рассматриваться как пример великого кино и проницательного рассказа истории.
Кино проявляется в своём лучшем виде, когда оно отражает правду о реальном мире, и это происходит не из-за того, что тотем просто останавливается, а из-за вопроса, почему Кобб уходит, почему ему всё равно – а потому что его решение определяется его собственной точкой зрения. Будучи преступником в реальном мире, он никогда не сможет увидеть своих детей, но в концовке фильма, не важно, сон это или нет, персонаж Ди Каприо наконец обретает жизнь, которую он всегда желал. Основной аргумент, выдвигаемый для обоснования судьбы Кобба в фильме, всегда заключался в том, чтобы дать ему «правильный» конец. Но, как часто утверждал сам Нолан, нахождения реальности, где он доволен, и является его настоящим концом. «Начало» – это история, которая намеренно поднимает вопросы без чётких ответов и побуждает зрителей к мыслям.