Искусственный интеллект стал быстрее, умнее и опытнее, но люди по-прежнему хитрее. В общем, все как в кино
На The International 2018 было полно сюрпризов, главным из которых стала победа OG — европейской команды, в успех которой не верили ни фанаты, ни аналитики, ни букмекеры. Еще одной неожиданностью оказалось полное поражение во время шоу-матчей команды ботов OpenAI Five, созданной исследовательской компанией Илона Маска OpenAI. Искусственный интеллект не смог составить конкуренцию профессиональным человеческим командам и проиграл обе катки. Планировалась и третья игра, но разработчики от нее отказались.
Запись матча OpenAI против китайской сборной
Интерес к этим матчам был нешуточным: в прошлом году бот OpenAI обыграл в двух матчах самого известного русскоязычного игрока в Dota — Даниила «Dendi» Ишутина из команды Natus Vincere. До этого бот обыграл еще двадцать профессиональных игроков — но это тоже были матчи «один на один». Разработчики тогда заявили, что будут работать над командной игрой в формате «пять на пять» и что в будущем бот сможет играть на уровне топ-команд.
О создании командного бота OpenAI Five мы уже подробно рассказывали в этой статье. В результате к маю 2018 года OpenAI Five играл на любительском уровне, а уже через месяц стал показывать результаты полупрофессиональных команд. В августе боты смогли обыграть команду бывших профессиональных игроков в Dota 2 и, казалось, были полностью готовы к блестящему выступлению на The International. Первый матч был против бразильской команды paiN Gaming, второй — против сборной, состоящих из суперзвезд китайской Dota. Оба завершились победой человеческих команд — и мы решили расспросить профессионалов Dota 2, почему так вышло.
Запись матча OpenAI против бразильской команды paiN Gaming
В первые 25-30 минут матчей искусственный интеллект держал преимущество по фрагам, показывая очень высокий класс игры. «Преимущество ботов — нечеловеческая реакция», — делился впечатлениями комментатор RuHub Ярослав «NS» Кузнецов во время трансляции матча. Другой комментатор, Алексей «Lex» Филиппов, отмечает агрессивный стиль игры OpenAI: «[боты] не стесняются зайти под башню, не боятся лишний раз пойти за противником до конца. Если бот пошел за игроком до конца, значит он это посчитал и уверен в успехе».
Проблемы возникали в финальной части матча, где боты начинали часто ошибаться. Как отметил на послематчевой аналитике комментатор Dota 2 Андрей «Dread» Голубев, у OpenAI есть пробелы в понимании стратегии — например, боты не понимают, что прокачиваться в первую очередь должен самый важный для матча игрок, а не все сразу: «У них фарм и опыт забирает тот, кто ближе к нему стоит. Но это в итоге не сработало».
Коллектив OpenAI на The International 2018
В некоторых случаях боты OpenAI начинали вести себя нелепо. Например, они могли бросить все силы на одну из трех линий карты и устроить там максимально топорную атаку. Поскольку остальные линии оставались открытыми, соперники просто шли туда и спокойно набивали себе опыт и золото. А иногда боты могли потратить ультимативные способности для уничтожения крипов, затем проигрывая поединки с живыми игроками.
Отдельная история связана с вардами — предметами, которые позволяют получить преимущество в обзоре карты. OpenAI наконец-то в принципе начал пользоваться этим инструментом, но расставлял их совсем не так, как нужно. «Когда они купили варды, я сначала подумал — ага, это новый уровень… И поставили они их так, чтобы их нельзя было разбить. А потом я подумал — зачем их вообще покупать тогда?», — объясняет NS (от редакции: речь о том, что поставленные в безопасное место варды особо не увеличивают обзор).
Наконец, людям часто удавалось подкидывать OpenAI неприятные сюрпризы с помощью нестандартных маневров и заранее заготовленных тактик. Здесь игроки явно учли прошлогодний опыт: бот отлично играет в ситуациях, с которыми уже знаком, но теряется, если происходит что-то новое — в дуэлях один на один бота, например, какое-то время побеждали, просто выбрасывая предметы на землю. Комментатор студии RuHub Георгий «Lumist» Андропов отмечает, что игроки стали привлекать ботов к Рошану (нейтральному монстру, за убийство которого даются ценные предметы), затем устраивая там засаду.
А вот так выглядело «рабочее место» команды OpenAI. Пять пустых компьютеров — пугающее зрелище
Комментатор RuHub Рустам «Adekvat» Мавлютов считает, что OpenAI в целом повторяет историю шахматных компьютеров: в Dota 2 компьютер уже хорошо научился играть в начале матча, но пасует к концу, так как там количество вариантов событий куда больше, и AI просто не успел их все изучить. «По этому же пути шел и искусственный интеллект в шахматах. Если на старте партии он быстро адаптировался, просчитывая лучшие дебюты, то в эндшпиле, конце игры, боты «плавали» еще очень долго и гроссмейстеры побеждали. В «Доте» просчитывать варианты еще сложнее — переменных куда больше, чем 32 фигуры на 64-клеточной доске», — считает он.
В конечном счете, опрошенные нами эксперты уверены, что искусственный интеллект еще не скоро сможет победить на The International. Пока что OpenAI не смог победить даже в «тепличных» условиях, с ограниченным количеством доступных героев и некоторыми отключенными способностями. «Думаю, что профессиональная слаженная команда с парочкой неожиданных тактических трюков в рукаве еще долго будет обыгрывать искусственный интеллект. Добавьте сюда вечные правки баланса, нововведения от Valve… Даже миллионы сыгранных ботом виртуальных игр в день — это не так уж и много», — отмечает Adekvat, добавляя, что человечество будет стоять до последнего и в ближайшие годы AI-бот точно не сможет обыграть чемпионов The International.
Сенсации не случилось: OpenAI удалось сделать бота, играющего на очень хорошем любительском уровне — даже команда бывших профи, которые вряд ли особо сыгрывались перед матчем, это все-таки любители. Но против топовых киберспортсменов шансов пока нет. Команду, где все понимают друг друга с полуслова, на ходу меняют тактику, подгоняя ее под конкретного противника (из записи матчей с OpenAI видно, что некоторые ходы были заготовлены специально против бота), уже не обыграешь за счет быстрой компьютерной реакции и хорошего понимания базовых принципов игры.
А если учитывать, что OpenAI пока умеет играть только в упрощенную Dota 2 с минимумом героев и некоторыми отключенными навыками, то становится ясно — чтобы победить на полноценном The International, предстоит проделать огромную работу. С другой стороны, год назад никто не верил, что OpenAI вообще смогут создать бота, играющего в команде, поэтому не исключено, что следующий сюрприз нас ждет куда раньше, чем мы думаем.