Последовавшие за известием о рекордной выручке увольнения сотрудников Activision Blizzard, в результате которых около восьмисот человек остались без работы, вызвали полное недоумение. При этом появившаяся информация об огромных доходах руководящего состава компании только стала катализатором для недовольства среди сообщества. Портал Polygon попытался разобраться в сложившейся ситуации, а мы предлагаем всем желающим ознакомиться с полным переводом этого материала.
“Днем во вторник, 12 числа, Activision Blizzard сообщила примерно 800 своим сотрудникам, что на работу они могут больше не приходить.
Компания, состоящая из издателя Activision Publishing, стоящего за Call of Duty, разработчика Blizzard Entertainment, ответственного за World of Warcraft и Overwatch, создателя Candy Crush King Digital, Major League Gaming и многих других студий провела год достаточно успешно. Более того, она «достигла рекордных результатов в 2018 году», как сообщил гендиректор Activision Blizzard Бобби Котик во время собрания инвесторов.
В прошлом году Activision получила выручку в размере 7.5 миллиардов долларов, из которых 1.8 миллиарда оказались прибылью. Однако в глазах начальства успех оказался не достаточно крупным, чтобы сохранить штат компании в полной численности.
Рекордная выручка. 800 человек уволенных. Эти факты не то что вызывают когнитивный диссонанс, тут можно просто сломать себе мозг, пытаясь понять как такое возможно. Увольнения даже вызвали разговоры про создание профсоюзов для разработчиков игр, и осуждение необоснованно высоких зарплат верхушки компании.
Из собрания инвесторов стало понятно, что руководству по большому счету плевать на тех, кто потерял работу. Сожаление по поводу увольнений высказал лишь президент Blizzard Дж. Аллен Брэк.
Когда выяснилось, что куча работников Activision Blizzard лишилась работы, зарплаты, медицинской страховки и стабильности в жизни, социальные медиаплощадки заполыхали.
Там, где игроки и разработчики видели живых людей, Activision видела лишь «траты» и «поголовье», без колебания выставив на улицу 8 процентов всей своей рабочей силы. Даже в сухом языке бизнеса, говорящего о финансовых перспективах и инвестициях держателей акций, должно быть место простому человеческому состраданию. Однако большие начальники говорили о сотнях людей, оставшихся без средств к существованию, лишь как о чернилах на финансовом отчете.
Как же Activision Blizzard дошла до жизни такой, что пошло не так, и что могут почерпнуть другие большие издатели из этой трагедии?
Борьба приоритетов
Главным злодеем этой истории стал Бобби Котик. Зарплата Котика составила 1.75 миллиона долларов, не считая 26 миллионов в акциях и других активов, переданных ему в 2017 году. Деннис Дуркин, недавно вернувшийся на должность финансового директора, был поставлен во главе «развивающегося бизнеса» (определяя, как компания будет зарабатывать деньги в ближайшие несколько лет), получил бонус с размере 3.75 миллионов, плюс еще 11.3 миллиона в акциях, как награду за успешную работу, которую он еще даже не проделал. Многих шокировал контраст между отношением компании к начальству, получившему огромные бонусы, и 800 уволенными работниками.
Некоторые вспомнили, что бывший президент Nintendo Сатору Ивата отказался от части зарплаты, чтобы избежать увольнений простых разработчиков, когда у компании были проблемы в 2014 году. Сравнения понятны, но надо понять, что в Nintendo и Activision ситуации совершенно разные.
Работа гендиректора заключается в том, чтобы постоянно увеличивать ценность акций, которые держат инвесторы. С точки зрения владельцев акций, Котик отлично справляется со своими обязанностями.
Котик конечно мог сократить свою зарплату (которая составляет относительно небольшую часть его общего заработка) или отказаться от акций, но это было бы просто показухой. Люди в любом случае лишились бы своих рабочих мест. Подобный жест был бы чисто символическим, так как 800 человек все равно бы потеряли работу.
Одной из проблем Activision Blizzard является то, что компания плохо справляется с реструктуризацией. Когда Bungie и Activision разошлись, многие сотрудники, работавшие в связях с общественностью, службе поддержки и других второстепенных отделах Destiny 2, тоже остались без работы.
Людей больше нельзя перебросить работать в команду проекта типа Skylanders. Когда-то популярные проекты Activision (вроде Guitar Hero) нынче являются мертвыми франшизами. Весь игровой каталог компании похож на давно высохший ручей. High Moon Studios, выпустившую две отличных игры по вселенной Transformers, поставили работать над Destiny 2. Vicarious Visions, сделавшую Skylanders на пару с другой студией, тоже приставили к Destiny 2. Toys for Bob, создавшая Skylanders, разработала трилогию Spyro the Dragon, вышедшую в 2018 году.
Если смотреть со стороны, то Activision работает крайней медленно. Отчет о прибыли подтверждает это наблюдение, так как прогноз по продажам на 2019 год предсказывает уменьшение числа продаж.
Линейка будущих новых продуктов Blizzard в этом году тоже выглядит небогато. Мы ожидаем выход таких игр, как Warcraft 3: Reforged (ремейк) и World of Warcraft Classic (возрождение игры в ее «ванильном» состоянии), но новых крупных релизов в 2019 у студии не предвидится. Кроме того, компания прервала поддержку киберспортивной сцены Heroes of the Storm и перенесла разработчиков с бесплатной MOBA на другие проекты.
В результате свободных людей много, а работы для них нет. Activision Blizzard годами нанимала разработчиков, а теперь у компании внезапно не оказалось продукта и все эти кадры остались не у дел.
Из недавней статья от Kotaku стало известно, что Blizzard издавала свои игры в Северной Америке и на глобальном рынке через две разные ветви компании. Потом выяснилось, что такой подход не работает и ветви снова слили в одну, из-за чего на одной должности оказалось несколько сотрудников. На всех работы хватать перестало.
Эта проблема создавалась из-за решений, которые верхушка Activision Blizzard принимала на протяжении нескольких лет, а теперь простым работникам приходится за них отдуваться.
Лучшее, на что работники игровой индустрии могут надеяться, так это на то, что Котик, Дуркин, Брэк и остальные начальники Activision Blizzard сделают из всех этой ситуации с увольнениями какие-то разумные выводы. Руководство Activision не сумело правильно распорядиться ресурсами, что могло помочь действовать более гибко и избежать разовых массовых увольнений. Бизнес должен обладать человеческим лицом, особенно когда речь идет о жизни рядовых сотрудников.
А что насчет профсоюзов?
Движение по созданию профсоюза для разработчиков игр набирало обороты весь предыдущий год. Создание профсоюза наверняка обезопасило бы разработчиков и дало бы им дополнительные рычаги давления на работодателей, однако в защите нуждаются не только разработчики, но и работники других должностей, которых тоже затронули увольнения в Activision.
Неизвестно, как создание профсоюза повлияло бы на массовые увольнения в Activision Blizzard и повлияло бы вообще. Кроме того, неизвестно, как подобный профсоюз защитил бы работников отделов, не относящихся напрямую к разработке игр.
Компания предоставляет компенсационные выплаты уволенным, но профсоюз смог бы выдвигать свои условия, требуя более высоких выплат. В то же время стало известно, что работающие по контракту вообще не получили какой бы то ни было компенсации. Потенциальный профсоюз игровых разработчиков должен включать в себя и таких сотрудников.
Исполнительный директор Activision Blizzard Кодди Джонсон разделил штат компании на две части. Во время недавнего отчета о доходах и прибыли он сказал, что Activision «сокращает статьи расходов, не связанных с разработкой» и компания собирается «больше вкладывать непосредственно в разработку».
Мысль предельно ясна. Художники, программисты, аниматоры, звуковые инженеры и дизайнеры уровней относятся к «разработчикам». Те, кто отвечает за существование игры на рынке, то есть специалисты по связям с общественностью, управляющие сообществами, сотрудники службы поддержки относятся к «не разработчикам». Подобное деление работников является наглядной демонстрацией для инвесторов, что ресурсы компании теперь будут больше тратится на тех, кто «делает игры», и меньше — на «административный» сектор. То, что последние необходимы для того, чтобы игры доставлялись на рынок (и задерживались там, продолжая приносить доход), опускается.
Профсоюз игроделов должен взять под свое крыло и подобных работников. Издание и разработка игр должны рассматриваться как часть единого целого, иначе профсоюз не будет эффективен.
Печально то, что вся эта ситуация была предрешена уже очень давно. Обычно увольнения тесно связаны с плохим финансовым состоянием компании. Но в данном случае фоном послужили сообщения о рекордных продажах, и найти оправдание увольнению 800 человек практически невозможно.”
Перевод от Shinimas. Оригинальный материал.