В Санкт-Петербурге завершилась вторая, осенняя сессия Мастерской современного театра. Это культурно-образовательный проект с амбициозными целями, среди которых развитие современной драматургии, выработка новых подходов к подбору материала и постановочных систем. Кроме мастер-классов и практикумов от режиссеров (Павловича, Лисовского, Туминой) и лекций от критиков и деятелей театра (Давыдовой, Руднева, Волкострелова) в программу мероприятий Мастерской входит режиссерская лаборатория, представляющая на суд зрителей и экспертов эскизы спектаклей. Поучаствовать в ней могут не только люди с профильным образованием, но и какие угодно околотеатральные специалисты – была бы идея.
Эскиз – это еще не готовый спектакль, который показывают с целью получения обратной связи. Это может быть фрагмент (так в рамках проекта «Скороход. Генерация» можно было посмотреть получасовой отрывок «Посмотри на него» по книге Анны Старобинец, который успешно вырос в полноценную постановку). Либо, как в случае с МСТ, это может быть эскиз полной формы – то есть законченное высказывание на стадии наброска.
В каких-то сферах искусства показывать полработы – дурная примета. Но только не в театре, где так многое зависит от зрителя. Изучив его реакцию на начальном этапе, создатели могут скорректировать стратегию и методы, а могут и вовсе отказаться от постановки. Поэтому для них такая форма весьма полезна. А вот зачем вам идти на недоделанный спектакль?
Чтобы лучше понимать современный театр. Особенно интересны в этом плане обсуждения, в которых эксперты формулируют свои впечатления, задают вопросы, отмечают слабые и сильные стороны, находят параллели. Можно сравнить свое восприятие с профессиональным, задать вопросы, поспорить. Оптика для понимания, контрольные точки для оценки и словесный инструментарий для описания своего опыта — вот то, что пытливый зритель с удовольствием почерпнет из этих встреч.
Чтобы изнутри видеть театральные тренды. Вот, например, Сергей Азеев взялся за большой иммерсивный спектакль по Кафке: в осеннюю сессию был показан его эскиз «В исправительной колонии». Иммерсивный театр сейчас в моде, но существует в России по большей части в развлекательном варианте, близком к формату квеста. И, возможно, у Азеева получится нечто по-настоящему серьезное и важное. А пока что мы увидели, как он нащупывает свой путь на непривычном поприще.
Чтобы быть в числе первых зрителей. Многие из этих эскизов уже стали или станут полноценными спектаклями. Например, «Магазин» Семена Серзина, поставленный в рамках весенней сессии, еще до конца сезона вошел в репертуар «Невидимого театра». А ведь кто-то видел его на этапе наброска!
Чтобы понять, как можно, и как не надо. Театр становится популярнее, демократичнее, он все смелее затрагивает важные социальные вопросы, практикует интерактивность и вовлечение зрителей – и определение моральных норм и границ нормального в этой ситуации становится особенно важным. Особенно для неискушенного зрителя. Весной Олег Христолюбский в эскизе «Человек из Подольска» придумал надевать на зрителей наручники и класть их лицом в стол. После поста в фэйсбуке критика Оксаны Кушляевой, которой, собственно, и посчастливилось, в Сети развернулась масштабная дискуссия про допустимость подобных экспериментов.
Мария Галязимова в осеннюю сессию задумала спектакль о том, что аборт – это неправильно, и назвала его «про Choice» (то есть как движение за разрешение абортов): пошла на уловку, чтобы привлечь тех, кого ее детище должно переубедить. Но добилась прямо противоположного эффекта: набор пропагандистских штампов без адекватного противовеса в виде других точек зрения скорее разозлил аудиторию, и даже мощный эпизод с параллелью абортируемого плода и фрукта, из которого делают смузи, общего впечатления не спас.
Чтобы поучаствовать в рождении спектакля.Зрительская реакция – это именно то, чего ждет и (наверное) немного боится каждый режиссер лаборатории, особенно если он новичок. Честные впечатления и пожелания аудитории помогут ему в чем-то изменить и улучшить свое детище, чтобы оно стало более совершенным и увидело свет на серьезной сцене.
Так что на вопрос, стоит ли ходить на эскизы спектаклей, мы отвечаем однозначное «да». Смотрите, оценивайте, критикуйте, участвуйте, исследуйте незнакомые фактуры. Для театралов настали интересные времена!