В прошлом году нам поставили новый забор. Не дешёвое удовольствие, надо сказать. Бригадир предложил поставить нам новые ворота, но платить ещё тысяч 20-25 не хотелось. Металл на старых воротах был толстый, я решил съэкономить и реставрировать старые ворота.
Ворота простояли более 20 лет, доски слегка сгнили, а металлический каркас немного поржавел. Но они уже окончательно просели и последние десять лет нормально закрывались с небольшим перекосом. Новые же – дорогие ворота через пару лет могло перекосить, так, что и не закроешь. На нашем фино-угорском болоте всё может быть. И если неприятность может случиться, она обязательно случиться. На первый взгляд работа была проще некуда, заменить слегка сгнившие доски и все.
Приключения начались сразу на ближайшем строительном рынке, рынок закрылся. На другом ближайшем рынке сроганных досок 100 мм на 20 мм не оказалось, струганая еловая доска в России – дефицит.
В следующие выходные поехали на рынок в Новопетровск, там всё есть, даже стекольщик. Доски привезли в тот же день, половина оказалась откровенным браком. Но продавец без лишних разговоров, принял претензию, прислал за браком машину и вернул деньги. Тут же купили доски в другом месте – отбирали каждую доску.
Глобальный проект реставрации старых ворот я начал с покраски досок. Чем лучше доска покрашена, тем дольше простоит. Если есть возможность покрасить в помещении, надо красить в помещении. Доски и брусья для ворот красил под заcтрехой, там места много и помещение хорошо продувается. Покрывал тунговым масло «Древно Крон», у меня с прошлых проектов осталось две начатые банки масла, цвет «Тик». Масло наносил обычной хозяйственной губкой. Доски сохли неделю, хотя даже при большой влажности достаточно и суток, чтобы покрытие нормально высохло.
Непосредственно к реставрации приступил в следующие выходные. Для начала надо было покрасить металлический каркас ворот. Тут особо экономить не стал, купил банку «Хаммерайта», краски по ржавчине медного цвета. Сначала я попытался снять ржавчину используя, шуруповёрт, вставил в него металлическую щётку и попробовал удалить ржавчину. Ржавчина отходила очень не охотно.
Проще, оказалось, снять её частично вручную – пройтиcь по всему каркасу крупной шкуркой. В пятницу меня хватило, на то, чтобы отшкурить каркас с внешней стороны и покрасить его.
Молотковая краска «Хаммерайт» очень мне понравилась, легла ровно, не сильно пахла и схватилась практически за час на солнце при температуре 25 градусов. По закону подлости, дождь пошел через 2 часа. Но краска уже практически высохла.
Старые деревяшки снял на следующий день. Внутреннюю поверхность каркаса отшкурил и покрасил.
Для крепления брусьев внутрь металлического уголка просверлил дополнительные отверстия диаметром 5 мм. 10 мм-м сверлом сделал коничеcкие углубления под головки шурупов.
Теперь следовало прикрепить брусья внутрь металлического каркаса, на них будут крепиться доски. Брусья прикручены к каркасу шурупами 35*4 мм. По 3-4 шурупа на каждый брус.
Но доски ещё не готовы к установке. Сначала я планировал сделать ворота сплошными, как раньше. Но жена с тещей захотели, чтобы ворота повторяли форму забора. В этом, наверное, и есть великая сермяжная правда. То, что доски на ворота будут набиты с промежутком, как штакетник, это сильно снизит их парусность. Раньше ветер их иногда так раскачивал, что петли замка выгибало.
Высота забора 180 см, высота ворот будет соответственно 180 см.
Трафаретом, по которому делал закругление доски, стала банка «Хаммерайта».
Закругление выпиливал лобзиком, получалось не очень ровно.
Неровности сгладил шлифмашинкой.
Cпилы покрыл маслом.
Доски к брусьям сврху и снизу прикреплены шурупами 35*4 мм. Очень пригодилась новая магнитная бита. Она освободила левую руку. Удерживать доску в нужном положении стало удобно.
Доски установлены, как штакетник с промежутком 20 мм, расстояние между ними делала по шаблону. Шаблоном послужил обрезок доки, его толщина и была 20 мм. Вроде ровно получилось.
Все головки шурупов после монтажа закрашены «Хаммерайтом». Вместо кисточки использовал ватную палочку, очень удобно такой палочкой закрашивать мелкие объекты. И бюджетно, кисточку не испортил. Если головки не закрасить, то через год шурупы начинают ржаветь и появляются некрасивые подтёки.
Новые (старые) ворота вид снаружи.
Так ворота выглядят изнутри. Симпатичные ворота получились.
Послесловие
Когда я доделывал ворота, вышел сосед и попросил кувалду. Я, естественно, поинтересовался, а зачем она ему. Оказалось. Что один из столбов его ворот выперло и они стали плохо закрываться. Столб выперло, вместе с большим, залитым бетонным блоком. Теперь надо было сбивать бетон и забивать столб на место.
Обидно, что рельсовые ворота ему установили всего года три назад и стоили ну очень дорого. Около 120000 руб, Так, что ответ на вопрос, реставрировать ворота или заказать новые, очевиден. Я получил подтверждение тому, что реставрация ворот более рациональна и бюджетна.
Смета
Доска струганная 200*10*2 см, 24 шт — 1680 руб.
Брус струганный 300*4 см, 4 шт – 480 руб.
Масло по дереву Drewno Chron, 0,75 л – 900 руб.
Краска по ржавчине HAMMERITE, 0,75 л – 900 руб.
Кисточка 2 шт – 60 руб.
Шурупы – 200 руб.
Итого – 4220 руб.
Заглушки для столбов
Эпопея по реставрации ворот так просто не закончилась. Последним аккордом стало изготовление заглушек для столбов, чтобы вода не попадала внутрь столба. Сейчас можно купить столбы уже с пластиковыми заглушками. Но ворота делал старый хозяин лет 25 назад из подручного материала. Тогда о заглушках и не думали. Столбы он сделал из толстостенных 2-х дюймовых труб, в принципе, они не покрашенные и без заглушек ещё лет 30 простояли бы. Но после реставрации у меня сложилось ощущение, что всё-таки чего-то не хватало.
Самой простой вариант – сделать заглушку из пластиковой бутылки. Бутылка из-под чая «Липтон» ёмкостью 0,5 л подошла идеально. Покрасил «Хаммерайтом» и насадил на столб. То, что эта заглушка не понравится тёще я был уверен.
Второй вариант заглушки выпилил кольцевой пилой из обрезков доски. Маленький кружок выпиливал сверлом (пилой) 50 мм, большой – 70 мм.
По генеральной задумке, заглушка должна была повторять форму досок. Детали конструкции склеены «Тайтбондом».
Сборку немного зашкурил на шуруповёрте.
Заглушка покрашена «Хаммерайтом» под цвет столба.
Торжественная установка второй заглушки. Нижний цилиндр свободно входит в трубу. После примерки он будет обмотан изолентой и заглушка плотно заткнет трубу.
Второй прототип установлен на свое место.