Игры, в которых не эксплуатируются темы жестокости существовали давно — достаточно вспомнить аркадный Pong или Tetris. Современные пацифистские игры отличает то, что они имеют дело с вполне зрелыми понятиями, такими, как потеря, горе или межличностные отношения.
Например, в Gone Home 2013 года игровой процесс сосредоточен в исследовании территории дома, нахождении страниц дневника младшей сестры главной героини и восстановлении истории её семьи через записи, письма. В доме много интерактивных элементов, протагонист может активно взаимодействовать с окружением. Игра продалась тиражом почти в миллион экземпляров и получила премию BAFTA в области игр 2014 года в номинации «Debut Game».
Для разработчиков пацифистские игры дают возможность по-другому взглянуть на свою работу. «Мне пришлось отдохнуть от симуляторов убийства», — говорит Лоран Бернье, который работал над такими тайтлами, как Assassin’s Creed и Far Cry, до того как стал одним из основателей студии инди-игр Breaking Walls. «В конце концов вы понимаете, что эти изображения отпечатаются в вашем мозгу. В какой-то момент это всё попадает внутрь вас». Теперь Бернье работает над игрой «AWAY: The Survival Series», в которой игроки исследуют Мадагаскар, принимая форму различных животных.
Крис Чарла, старший директор программы Microsoft ID@Xbox, говорит, что два изменения в игровой индустрии за последнее десятилетие открыли дверь для роста пацифистских игр — или «уютных игр», как он их называет: цифровое распространение и доступ к инструментам для создания игр.
В конце 2000-х годов консольным игрокам стало все проще приобретать и скачивать игры прямо через Интернет. Отсутствие необходимости печатать диски и отправлять их в магазины значительно снизило стоимость производства игр, что привело к тому, что издатели начали экспериментировать с новыми подходами.
Примерно в то же время процесс создания игр упростился благодаря движкам, типа Unity и Unreal Engine от Epic. Инструменты разработки были бесплатными, что значительно снизило стоимость входа в игровую индустрию. В результате, эти изменения привели к созданию большего количества более широкой и разнообразной группой дизайнеров, в то время как игрокам стало легче получить доступ к этим играм.