«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Очень непросто написать про спектакль, объединивший с десяток драматургов, несколько режиссёров и практически всю труппу Театра ЦДР. Как обозначить «Москву» на сегодняшней театральной карте города? Кому-то она нравится и попадает в список обязательных к просмотру каждый сезон, кто-то выходит из зала разочарованным или недоумевающим. Как описать очень живой и очень разный спектакль? Если вспомнить про истоки ЦДР и те смыслы и цели, которые вкладывали в своё детище в 1998 году Алексей Казанцев и Михаил Рощин, всё становится на свои места.

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Алексей Казанцев и Михаил Рощин

Хотите увидеть срез современной отечественной драматургии, неровной, неоднозначной, с разным индексом таланта и релевантности времени и месту? Хотите познакомиться с режиссёрами, которые, возможно, будут (а возможно, и нет, кто знает?) задавать планку в нашем общем театральном «завтра»? Или открыть для себя немедийных (за некоторым исключением), но действительно хороших актёров, честно и талантливо проживающих свои роли? Тогда «Москва-Открытый город. Переход», пожалуй, самое правильное решение.

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Как и много лет назад, когда появились его предшественники («Москва – открытый город» А.Казанцева и «Переход» В.Панкова). И, наверное, лучше всего понять этот спектакль (и вообще, посмотреть на ЦДР под другим углом) поможет «прямая речь» – мысли непосредственных участников – актёров, музыкантов, поэтов и сотрудников театра.

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Когда Александр Антипов, Евгений Бархатов, Ника Гаркалина, Александр Занин, Алексей Лысенко, Ксения Макарова, Ирина Молева, Данила и Павел Рассомахины, Анастасия Сычёва, Сэсэг Хапсасова, Алла Шуленина ответили на наши вопросы, оказалось, что это материал для целого эссе – не только о конкретном спектакле, но и «о времени и о себе», о любимой работе и любимом городе. Большой текст, в котором столько искренности, глубины и радости от того, что делаешь.

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Как вам кажется, переход от тех легендарных постановок к новой «Москве» случился? И в чем сильнее всего проявилась взаимосвязь? 

            ◦        В первую очередь, спектакли связывают сами имена Алексея Казанцева и Владимира Панкова – один заложил, а другой сохранил и передал нам те традиции и знания. Панков протягивает нити от прошлого к дню сегодняшнему и завтрашнему. (Александр Занин)

            ◦        Общая идея этих спектаклей: попытка выявить как лакмусовой бумажкой – какая среда сегодня вокруг нас, в Москве? И не только в Москве. Из чего, точнее кого, эта среда состоит. (Данила Рассомахин)

            ◦        Я знаком с той «Москвой» скорее по воспоминаниям и газетно-журнальным статьям. Но хочется верить, что наличие некой внутренней атмосферы того спектакля, как отправной точки, сохранилось. По моим внутренним ощущениям атмосфера – важнейший элемент двигателя спектакля.(Александр Антипов)

            ◦        В новом спектакле веет духом старого «Перехода». У этих двух различных по форме спектаклей одно содержание, одна душа. (Алексей Лысенко)

            ◦        Переход между спектаклями случился, он был знаковым и значимым для всех, ведь оба спектакля о жизни людей, о Москве, о вечных переходах, которые меняют нас, как и в спектакле, так и в жизни. (Ксения Макарова)

            ◦        Старый спектакль был проектом, открывающим путь молодому поколению художников. Новая «Москва» продолжает эту линию, ведь она создана лабораториями молодых режиссеров, хореографов и драматургов, собранными вместе Владимиром Панковым. (Алла Шуленина)

            ◦        Обе «Москвы» – две самостоятельные, но крепко связанные постановки. И их связь – в нас. (Анастасия Сычева)

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Когда-то с аббревиатурой ЦДР ассоциировалось едва ли не всё самое интересное, происходившее в театральной жизни. Казанцев с Рощиным открывали новые имена, «растили» не только будущих театральных звёзд, но и другое поколение зрителей. Именно там появились «Облом off» Михаила Угарова, «Пластилин» Кирилла Серебренникова, «Половое покрытие» Ольги Субботиной, «Пленные духи» Владимира Агеева, «Красной ниткой» Владимира Панкова. Только от одного перечисления фамилий и названий постановок становится ясно – даже по краткой биографии ЦДР можно изучать историю российского театра «нулевых».

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Владимир Панков

С тех пор слишком многое изменилось и слишком многих, увы, просто не стало. Владимир Панков, придя в 2016 году в ЦДР уже в качестве худрука, начал именно собновлённой «Москвы», населив её новыми, но очень знакомыми лицами: прекраснодушные провинциалы и чересчур ушлые полицейские, влюблённые и разлюбившие, молодые и старые. Наркоманы, пациентки роддома, уличные зазывалы, офисные клерки… Конечно, нам было интересно узнать о персонажах что называется «из первых рук».

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Вы часто встречаете в реальной жизни «героев» спектакля? И кого – чаще всего?

            ◦        Да, они все живут среди нас. Мы их видим всё время, постоянно. (Ника Гаркалина)

            ◦        Очень часто встречаю разных и необычных персонажей из нашего спектакля и не только. Особенно во время поездок в электричках. Про это можно целый фильм снять. (Александр Занин)

            ◦        В магазине продавщицы, вот точно, совершенно похожи. И девушки, ищущие любви и находящие, увы, только страсть. (Алексей Лысенко)

            ◦        В своей жизни мне довелось наблюдать всех героев из спектакля. (Ирина Молева)

            ◦        А я своего персонажа – наркомана не видел никогда. И это очень хорошо! Хотя… Если смотреть на героя моего отрывка без ярлыков, а как на человека, который борется с болью/желанием/страстями и в этом всем пытается найти и вернуть свою личность — то таких людей вижу довольно часто. Отчасти сам таковым и являюсь. (Павел Рассомахин)

            ◦        Мне кажется и сами артисты, занятые в спектакле, воплощают не только образы, но и сами являются ими. Это живой механизм, имя которому Москва. Любой встреченный человек в любом месте нашего города – герой этого спектакля. (Александр Антипов)

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

В околотеатральной тусовке в последнее время часто спорят: есть ли такое понятие «национальный театр»? Есть ли что-то особенное в российском театре и чем он отличается от театра британского, к примеру. Мысль о том, что географические координаты для современных постановок не важны, гораздо важнее – время и контекст, не нова и оспаривать её сложно (хотя можно). И уж конечно глупо думать, что спектакль, в названии которого упоминается Москва, будет непонятен и не близок зрителям, живущим за её пределами. Не о городе же речь, о людях. Но и оставить без внимания слова участников спектакля о Москве мы не смогли – всё же она больше, чем просто мегаполис. Странный многоголосный самостоятельный персонаж в жизни каждого из нас. Оборачивающийся то душным кошмаром, то местом силы. 

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Что лично для вас Москва и жизнь в этом Городе? 

            ◦        Жизнь в Москве – это ЖИЗНЬ. (Евгений Бархатов)

            ◦        Если и пытаться сделать некий срез населения или социальный эксперимент, Москва – наилучший вариант. Это – лабиринт. И каждый раз, идя по одному и тому же маршруту, можно открыть для себя что-то новое или встретить очень неожиданного персонажа, потерявшегося в Москве. Это даёт свободу для фантазии. (Данила Рассомахин)

            ◦        В переходах Города не заблудиться могут либо знающие, как и куда идти, либо смелые. Истории героев нашего спектакля как раз про смельчаков, но которых подвела удача и они заблудились в переходах темного и тесного Города. (Павел Рассомахин)

            ◦        Москва – это целая планета, и изучать её можно всю свою жизнь. (Анастасия Сычева)

            ◦        Место, где родился и живу. И откуда никуда не хотел бы уезжать надолго. (Александр Антипов)

            ◦        Москва для меня – одно большое сердце, с бешеным темпоритмом, а жизнь здесь заключается именно в этом сердцебиении, с любимой работой и с любимыми людьми. (Ксения Макарова)

            ◦        Для меня Москва – это, прежде всего, женщина, которую я вот уже лет десять добиваюсь, узнаю ее, и я не в состоянии пока постичь ее глубину. (Алексей Лысенко)

            ◦        Конечно, все, что происходит в Москве – происходит и везде. Но здесь московская перенаселённость, конкуренция, желание покорить столицу –мощные катализаторы, ускорители и «обострители» взаимоотношений. (Данила Рассомахин)

            ◦        Москва – это мой родной город, я его очень люблю. Особенно теплыми летними вечерами. Есть абсолютно родные для меня места, места моего детства и юности: Маяковка, Новослободская, Цветной бульвар. Это места, где я выросла, где я знаю каждый дом, даже несмотря на то, что они стремительно меняются, я чувствую, что это мой дом. (Ника Гаркалина)

            ◦        Московский ритм жизни для меня комфортен, мне нравится существовать на высоких скоростях. Я не могу не замечать всех проблем нашего города и его жителей, но все-таки продолжаю верить в силы людей, способных своими поступками, хотя бы понемногу, менять жизнь к лучшему. (Алла Шуленина)

            ◦        Сейчас я уже 10 лет связан с Москвой, но до сих пор не видел большинство достопримечательностей, так как сейчас для меня Москва – это, прежде всего, место любимой работы. И я совсем не против пожертвовать тем, что не увижу полностью Москву, ради того, чтобы Москва увидела работы нашего театра. (Александр Занин).

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Каждый из актеров успевает сыграть за время спектакля несколько ролей. «Москва» как раз интересна ещё и тем, что самая незначительная роль или образ – словно маленькая жизнь. И можно успеть раскрыться и сказать залу всё, что ты можешь. Но кажется, театр тоже отвечает взаимностью и своей команде, и зрителям. Непросто было объединить несколько площадок (Сокол, Беговая, Поварская), совершенно разных режиссеров и ярких личностей. Сейчас в репертуаре спектакли SounDram’ы Владимира Панкова, лаборатории Клима, активно развивается хореографический проект «Процесс», продолжает свои эксперименты со словом «Театр поэтов». ЦДР даёт возможность ставить спектакли резидентам и вчерашним выпускникам. К примеру, сюда «переехал» «Генрих IV. Сцены», поставленный Кириллом Пироговым (актер и режиссер Мастерской Петра Фоменко) с выпускниками курса А.Коручекова. Или «Калека с острова Инишмаан» (Андрей Кузичев с курсом Е.Писарева). А ещё сюда стоит бежать за отличными современными детскими спектаклями («Спасти Супербелку», «Сказки роботов о настоящем человеке», «Школа сна»). Или просто – зайти в театральное кафе, в любое время – пить кофе, болтать с друзьями.

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

ЦДР Кафе

Что стало для вас самым ярким и значимым событием в театральной жизни (в масштабах ЦДР, города,страны, планеты или в собственной системе координат)?

            ◦        Выходишь вечером с репетиции, идёшь в наше ЦДР-Кафе что-нибудь съесть, и бац! А там какой-нибудь концерт! Кстати, это тоже одно из знаковых событий – открытие нашего собственного кафе! В общем, процесс идёт! (Александр Занин)

            ◦        В оглавлении прошлого сезона в театральной среде для меня стоит слово Свобода. Во всех возможных смыслах. А если лично, то это Мой «Переход». И прямо сейчас я по нему иду. (Анастасия Сычева)

            ◦        Это был очень тяжелый, сложный театральный год (2017-2018). И только возможность быть вместе, быть объединенными общим делом – развитием ЦДР, дает все больше сил и энергии двигаться вперед несмотря ни на что. (Алла Шуленина)

            ◦        Я очень рада, что театр ЦДР обрёл новую жизнь, которая бурлит разными красками, и что я частичка её. Вместе мы сила! (Ирина Молева)

            ◦        Очень радостно, что наш Московский театр поэтов активно живёт в ЦДРовском пространстве. И вот это объединение поэзии, театра, артистов, профессиональных актёров, режиссёров и большой команды,включающей всех, кто работает на сцене и за ней, под таким волнительным названием «Театр» – это ежеминутное дыхание свежайшим и чистейшим воздухом! (Александр Антипов)

            ◦        Я обрела семью, театральную семью, и каждый день в этом театре событие, яркое, значимое, жизнь, любовь, вдохновение и душа. (Ксения Макарова)

            ◦        За этот сезон мы выпустили какое-то огромное количество премьер: это спектакли Владимира Панкова «Старый дом», «Кеды», «Однорукий из Спокана», спектакль Алексея Золотовицкого «Клятвенные девы», несколько премьер лаборатории Клима «Театральная Касталия» на Беговой, целую череду танц-спектаклей создала хореографическая лаборатория «Процесс. Сказка» под руководством Екатерины Кисловой, мы запустили проекты «ЦДР. Старт» и «ЦДР. Диалог», отметили 15-летие студии SounDrama. В общем, мы набираем высоту, полет нормальный! (Алла Шуленина)

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Мы попробовали рассказать о «Москве» через монологи её участников и историю самого ЦДР – как спектакль рассказывает нам про нас же самих через зарисовки из жизни нашего Города. И напоследок – почему же все-таки «Москва-открытый город. Переход» заслуживает зрительского внимания (и, надеемся, любви).

«Москва. Открытый город. Переход» в ЦДР. Сохраняя традиции

Представим, что в условном переходе на долю секунды остановится спешащий московский житель (или гость столицы, неважно), увидев афишу вашего спектакля. Что вы ему скажете, буквально в одном предложении – почему стоит сходить на «Москву»?

            ◦        Это первый проект Владимира Панкова в качестве художественного руководителя ЦДР, такое точно нельзя пропускать! (Алла Шуленина)

            ◦        Я бы позвал на спектакль всех одиноких и ищущих любви: сядьте вместе и влюбитесь, и идите по Арбату гулять! (Алексей Лысенко)

            ◦        Приходите, чтобы понять, как сильно вы любите Москву! А она – вас. (Анастасия Сычева)

            ◦        Не упустите возможность за два с половиной часа почувствовать всю палитру своих эмоций от ненависти до любви. (Александр Занин)

            ◦        Устал? Загнался? Заходи, пообщаемся! (Данила Рассомахин)

            ◦        Посмотрите на Москву, какой она видится нам. И давайте сравним наши общие впечатления. (Александр Антипов)

            ◦        В спектакле столько «живой» хорошей музыки! Она никого не оставляет равнодушным. (Ирина Молева)

            ◦        Это спектакль о нас, о герое нашего времени. (Ника Гаркалина)

            ◦        Приходите – вдруг вам необходим щенок? (Сэсэг Хапсасова)

А вот почему щенок и где его взять – понятно только посвящённым. Тем, кто «Москву» уже видел. Впрочем, остальным это легко можно исправить.

Оцените статью