Очень непросто написать про спектакль, объединивший с десяток драматургов, несколько режиссёров и практически всю труппу Театра ЦДР. Как обозначить «Москву» на сегодняшней театральной карте города? Кому-то она нравится и попадает в список обязательных к просмотру каждый сезон, кто-то выходит из зала разочарованным или недоумевающим. Как описать очень живой и очень разный спектакль? Если вспомнить про истоки ЦДР и те смыслы и цели, которые вкладывали в своё детище в 1998 году Алексей Казанцев и Михаил Рощин, всё становится на свои места.
Алексей Казанцев и Михаил Рощин
Хотите увидеть срез современной отечественной драматургии, неровной, неоднозначной, с разным индексом таланта и релевантности времени и месту? Хотите познакомиться с режиссёрами, которые, возможно, будут (а возможно, и нет, кто знает?) задавать планку в нашем общем театральном «завтра»? Или открыть для себя немедийных (за некоторым исключением), но действительно хороших актёров, честно и талантливо проживающих свои роли? Тогда «Москва-Открытый город. Переход», пожалуй, самое правильное решение.
Как и много лет назад, когда появились его предшественники («Москва – открытый город» А.Казанцева и «Переход» В.Панкова). И, наверное, лучше всего понять этот спектакль (и вообще, посмотреть на ЦДР под другим углом) поможет «прямая речь» – мысли непосредственных участников – актёров, музыкантов, поэтов и сотрудников театра.
Когда Александр Антипов, Евгений Бархатов, Ника Гаркалина, Александр Занин, Алексей Лысенко, Ксения Макарова, Ирина Молева, Данила и Павел Рассомахины, Анастасия Сычёва, Сэсэг Хапсасова, Алла Шуленина ответили на наши вопросы, оказалось, что это материал для целого эссе – не только о конкретном спектакле, но и «о времени и о себе», о любимой работе и любимом городе. Большой текст, в котором столько искренности, глубины и радости от того, что делаешь.
Как вам кажется, переход от тех легендарных постановок к новой «Москве» случился? И в чем сильнее всего проявилась взаимосвязь?
◦ В первую очередь, спектакли связывают сами имена Алексея Казанцева и Владимира Панкова – один заложил, а другой сохранил и передал нам те традиции и знания. Панков протягивает нити от прошлого к дню сегодняшнему и завтрашнему. (Александр Занин)
◦ Общая идея этих спектаклей: попытка выявить как лакмусовой бумажкой – какая среда сегодня вокруг нас, в Москве? И не только в Москве. Из чего, точнее кого, эта среда состоит. (Данила Рассомахин)
◦ Я знаком с той «Москвой» скорее по воспоминаниям и газетно-журнальным статьям. Но хочется верить, что наличие некой внутренней атмосферы того спектакля, как отправной точки, сохранилось. По моим внутренним ощущениям атмосфера – важнейший элемент двигателя спектакля.(Александр Антипов)
◦ В новом спектакле веет духом старого «Перехода». У этих двух различных по форме спектаклей одно содержание, одна душа. (Алексей Лысенко)
◦ Переход между спектаклями случился, он был знаковым и значимым для всех, ведь оба спектакля о жизни людей, о Москве, о вечных переходах, которые меняют нас, как и в спектакле, так и в жизни. (Ксения Макарова)
◦ Старый спектакль был проектом, открывающим путь молодому поколению художников. Новая «Москва» продолжает эту линию, ведь она создана лабораториями молодых режиссеров, хореографов и драматургов, собранными вместе Владимиром Панковым. (Алла Шуленина)
◦ Обе «Москвы» – две самостоятельные, но крепко связанные постановки. И их связь – в нас. (Анастасия Сычева)
Когда-то с аббревиатурой ЦДР ассоциировалось едва ли не всё самое интересное, происходившее в театральной жизни. Казанцев с Рощиным открывали новые имена, «растили» не только будущих театральных звёзд, но и другое поколение зрителей. Именно там появились «Облом off» Михаила Угарова, «Пластилин» Кирилла Серебренникова, «Половое покрытие» Ольги Субботиной, «Пленные духи» Владимира Агеева, «Красной ниткой» Владимира Панкова. Только от одного перечисления фамилий и названий постановок становится ясно – даже по краткой биографии ЦДР можно изучать историю российского театра «нулевых».
Владимир Панков
С тех пор слишком многое изменилось и слишком многих, увы, просто не стало. Владимир Панков, придя в 2016 году в ЦДР уже в качестве худрука, начал именно собновлённой «Москвы», населив её новыми, но очень знакомыми лицами: прекраснодушные провинциалы и чересчур ушлые полицейские, влюблённые и разлюбившие, молодые и старые. Наркоманы, пациентки роддома, уличные зазывалы, офисные клерки… Конечно, нам было интересно узнать о персонажах что называется «из первых рук».
Вы часто встречаете в реальной жизни «героев» спектакля? И кого – чаще всего?
◦ Да, они все живут среди нас. Мы их видим всё время, постоянно. (Ника Гаркалина)
◦ Очень часто встречаю разных и необычных персонажей из нашего спектакля и не только. Особенно во время поездок в электричках. Про это можно целый фильм снять. (Александр Занин)
◦ В магазине продавщицы, вот точно, совершенно похожи. И девушки, ищущие любви и находящие, увы, только страсть. (Алексей Лысенко)
◦ В своей жизни мне довелось наблюдать всех героев из спектакля. (Ирина Молева)
◦ А я своего персонажа – наркомана не видел никогда. И это очень хорошо! Хотя… Если смотреть на героя моего отрывка без ярлыков, а как на человека, который борется с болью/желанием/страстями и в этом всем пытается найти и вернуть свою личность — то таких людей вижу довольно часто. Отчасти сам таковым и являюсь. (Павел Рассомахин)
◦ Мне кажется и сами артисты, занятые в спектакле, воплощают не только образы, но и сами являются ими. Это живой механизм, имя которому Москва. Любой встреченный человек в любом месте нашего города – герой этого спектакля. (Александр Антипов)
В околотеатральной тусовке в последнее время часто спорят: есть ли такое понятие «национальный театр»? Есть ли что-то особенное в российском театре и чем он отличается от театра британского, к примеру. Мысль о том, что географические координаты для современных постановок не важны, гораздо важнее – время и контекст, не нова и оспаривать её сложно (хотя можно). И уж конечно глупо думать, что спектакль, в названии которого упоминается Москва, будет непонятен и не близок зрителям, живущим за её пределами. Не о городе же речь, о людях. Но и оставить без внимания слова участников спектакля о Москве мы не смогли – всё же она больше, чем просто мегаполис. Странный многоголосный самостоятельный персонаж в жизни каждого из нас. Оборачивающийся то душным кошмаром, то местом силы.
Что лично для вас Москва и жизнь в этом Городе?
◦ Жизнь в Москве – это ЖИЗНЬ. (Евгений Бархатов)
◦ Если и пытаться сделать некий срез населения или социальный эксперимент, Москва – наилучший вариант. Это – лабиринт. И каждый раз, идя по одному и тому же маршруту, можно открыть для себя что-то новое или встретить очень неожиданного персонажа, потерявшегося в Москве. Это даёт свободу для фантазии. (Данила Рассомахин)
◦ В переходах Города не заблудиться могут либо знающие, как и куда идти, либо смелые. Истории героев нашего спектакля как раз про смельчаков, но которых подвела удача и они заблудились в переходах темного и тесного Города. (Павел Рассомахин)
◦ Москва – это целая планета, и изучать её можно всю свою жизнь. (Анастасия Сычева)
◦ Место, где родился и живу. И откуда никуда не хотел бы уезжать надолго. (Александр Антипов)
◦ Москва для меня – одно большое сердце, с бешеным темпоритмом, а жизнь здесь заключается именно в этом сердцебиении, с любимой работой и с любимыми людьми. (Ксения Макарова)
◦ Для меня Москва – это, прежде всего, женщина, которую я вот уже лет десять добиваюсь, узнаю ее, и я не в состоянии пока постичь ее глубину. (Алексей Лысенко)
◦ Конечно, все, что происходит в Москве – происходит и везде. Но здесь московская перенаселённость, конкуренция, желание покорить столицу –мощные катализаторы, ускорители и «обострители» взаимоотношений. (Данила Рассомахин)
◦ Москва – это мой родной город, я его очень люблю. Особенно теплыми летними вечерами. Есть абсолютно родные для меня места, места моего детства и юности: Маяковка, Новослободская, Цветной бульвар. Это места, где я выросла, где я знаю каждый дом, даже несмотря на то, что они стремительно меняются, я чувствую, что это мой дом. (Ника Гаркалина)
◦ Московский ритм жизни для меня комфортен, мне нравится существовать на высоких скоростях. Я не могу не замечать всех проблем нашего города и его жителей, но все-таки продолжаю верить в силы людей, способных своими поступками, хотя бы понемногу, менять жизнь к лучшему. (Алла Шуленина)
◦ Сейчас я уже 10 лет связан с Москвой, но до сих пор не видел большинство достопримечательностей, так как сейчас для меня Москва – это, прежде всего, место любимой работы. И я совсем не против пожертвовать тем, что не увижу полностью Москву, ради того, чтобы Москва увидела работы нашего театра. (Александр Занин).
Каждый из актеров успевает сыграть за время спектакля несколько ролей. «Москва» как раз интересна ещё и тем, что самая незначительная роль или образ – словно маленькая жизнь. И можно успеть раскрыться и сказать залу всё, что ты можешь. Но кажется, театр тоже отвечает взаимностью и своей команде, и зрителям. Непросто было объединить несколько площадок (Сокол, Беговая, Поварская), совершенно разных режиссеров и ярких личностей. Сейчас в репертуаре спектакли SounDram’ы Владимира Панкова, лаборатории Клима, активно развивается хореографический проект «Процесс», продолжает свои эксперименты со словом «Театр поэтов». ЦДР даёт возможность ставить спектакли резидентам и вчерашним выпускникам. К примеру, сюда «переехал» «Генрих IV. Сцены», поставленный Кириллом Пироговым (актер и режиссер Мастерской Петра Фоменко) с выпускниками курса А.Коручекова. Или «Калека с острова Инишмаан» (Андрей Кузичев с курсом Е.Писарева). А ещё сюда стоит бежать за отличными современными детскими спектаклями («Спасти Супербелку», «Сказки роботов о настоящем человеке», «Школа сна»). Или просто – зайти в театральное кафе, в любое время – пить кофе, болтать с друзьями.
ЦДР Кафе
Что стало для вас самым ярким и значимым событием в театральной жизни (в масштабах ЦДР, города,страны, планеты или в собственной системе координат)?
◦ Выходишь вечером с репетиции, идёшь в наше ЦДР-Кафе что-нибудь съесть, и бац! А там какой-нибудь концерт! Кстати, это тоже одно из знаковых событий – открытие нашего собственного кафе! В общем, процесс идёт! (Александр Занин)
◦ В оглавлении прошлого сезона в театральной среде для меня стоит слово Свобода. Во всех возможных смыслах. А если лично, то это Мой «Переход». И прямо сейчас я по нему иду. (Анастасия Сычева)
◦ Это был очень тяжелый, сложный театральный год (2017-2018). И только возможность быть вместе, быть объединенными общим делом – развитием ЦДР, дает все больше сил и энергии двигаться вперед несмотря ни на что. (Алла Шуленина)
◦ Я очень рада, что театр ЦДР обрёл новую жизнь, которая бурлит разными красками, и что я частичка её. Вместе мы сила! (Ирина Молева)
◦ Очень радостно, что наш Московский театр поэтов активно живёт в ЦДРовском пространстве. И вот это объединение поэзии, театра, артистов, профессиональных актёров, режиссёров и большой команды,включающей всех, кто работает на сцене и за ней, под таким волнительным названием «Театр» – это ежеминутное дыхание свежайшим и чистейшим воздухом! (Александр Антипов)
◦ Я обрела семью, театральную семью, и каждый день в этом театре событие, яркое, значимое, жизнь, любовь, вдохновение и душа. (Ксения Макарова)
◦ За этот сезон мы выпустили какое-то огромное количество премьер: это спектакли Владимира Панкова «Старый дом», «Кеды», «Однорукий из Спокана», спектакль Алексея Золотовицкого «Клятвенные девы», несколько премьер лаборатории Клима «Театральная Касталия» на Беговой, целую череду танц-спектаклей создала хореографическая лаборатория «Процесс. Сказка» под руководством Екатерины Кисловой, мы запустили проекты «ЦДР. Старт» и «ЦДР. Диалог», отметили 15-летие студии SounDrama. В общем, мы набираем высоту, полет нормальный! (Алла Шуленина)
Мы попробовали рассказать о «Москве» через монологи её участников и историю самого ЦДР – как спектакль рассказывает нам про нас же самих через зарисовки из жизни нашего Города. И напоследок – почему же все-таки «Москва-открытый город. Переход» заслуживает зрительского внимания (и, надеемся, любви).
Представим, что в условном переходе на долю секунды остановится спешащий московский житель (или гость столицы, неважно), увидев афишу вашего спектакля. Что вы ему скажете, буквально в одном предложении – почему стоит сходить на «Москву»?
◦ Это первый проект Владимира Панкова в качестве художественного руководителя ЦДР, такое точно нельзя пропускать! (Алла Шуленина)
◦ Я бы позвал на спектакль всех одиноких и ищущих любви: сядьте вместе и влюбитесь, и идите по Арбату гулять! (Алексей Лысенко)
◦ Приходите, чтобы понять, как сильно вы любите Москву! А она – вас. (Анастасия Сычева)
◦ Не упустите возможность за два с половиной часа почувствовать всю палитру своих эмоций от ненависти до любви. (Александр Занин)
◦ Устал? Загнался? Заходи, пообщаемся! (Данила Рассомахин)
◦ Посмотрите на Москву, какой она видится нам. И давайте сравним наши общие впечатления. (Александр Антипов)
◦ В спектакле столько «живой» хорошей музыки! Она никого не оставляет равнодушным. (Ирина Молева)
◦ Это спектакль о нас, о герое нашего времени. (Ника Гаркалина)
◦ Приходите – вдруг вам необходим щенок? (Сэсэг Хапсасова)
А вот почему щенок и где его взять – понятно только посвящённым. Тем, кто «Москву» уже видел. Впрочем, остальным это легко можно исправить.