Сложно начинать писать эту статью, потому что многое должно быть сказано, но еще большее останется за кадром. Для среднестатистического западного игрока имя этой компании, скорее всего, мало что скажет. Одни недоуменно пожмут плечами, другие начнут готовить толерантные шуточки про радугу. А меж тем, это одна из старейших игродельческих компаний в мире, специализирующихся на RPG-играх, которая не превратилась в бездушную корпорацию по зарабатыванию денег. Более того, именно благодаря Nihon Falcom, мы обязаны появлению жанра jRPG.
Сама компания была основана в далеком 1981 году. И являлась одной из трех главных студий разработчиков ролевых игр, наряду со Square и Enix. Первым проектом Falcom стала ролевая игра Panorama Toh. Довольно хардкорная (даже по тогдашним меркам) ролевая игра, заложившая основы фирменного почерка разработчиков, который будет заметен на протяжении их последующих проектов. В частности, вниманием к мелочам.
Игрок мог исследовать остров, наслаждаясь динамической сменой дня и ночи, взаимодействовать с NPC, уничтожать агрессивную фауну. На все действия требовалась энергия, которая вместе со здоровьем пополнялась только за счет еды, которую можно было приобрести у NPC. При этом последние вполне могли вас обмануть и удрать с вашим честно нажитым добром в закат. Также имелись на острове и ядовитые змеи, чей укус вызывал мгновенное отравление и лечился только инъекцией антидота, который могли изготовить и принести только NPC, с которыми стоило прокачивать отношения, плюс остров просто кишмя кишел ловушками разной степени извращенности.
В общем, даже заядлые любители серии Dark Souls с воплями бы разбили мониторы и стали убежденными казуалами. Но игра народу понравилась и разработчики продолжили свою деятельность.
Так, трудясь в поте лица, компания постепенно произвела на свет три своих главных игровых серии. Dragon Slayer, отпочковавшаяся от нее серия The Legend of Heroes и конечно же, Ys.
Dragon Slayer оказала существенный вклад в развитие и первооснову жанра action/RPG в целом и как минимум заслуживает уважения. Кроме того, именно Falcom в этой знаковой серии отказались от привычного многим пошагового боя и активно внедрила hack-and-slash механику, щедро разбавив ее головоломками. Влияние Dragon Slayer заметно и в вышедшей позднее Legend of Zelda, и в собственной серии Falcom Ys.
Впоследствии же серия Dragon Slayer отошла в тень, уступив место своим отпрыскам. И в Nihon Falcom стало действовать негласное правило. Игры серии The Legend of Heroes — это именно сюжетно-ориентированные jRPG с пошаговой боевкой в старых добрых традициях, где приключения на одной локации, бой на другой. Серия же Ys — это именно реалтаймовые action/RPG, где нет времени строить долгие и сложные многоходовые комбинации и все решает быстрота реакции и рефлексы вкупе с тактическим мышлением. Так, собственно, серии живут и делят место под солнцем и поныне.
К слову, Falcom знакова не только тем, что заложила основы жанра jRPG и action/RPG. У этой компании одной из первых появилась внутренняя музыкальная группа, которая писала саундтреки к выходящим играм, и даже давала концерты. Не всегда, конечно, там рождаются гениальные шедевры, но мелодии группы JDK вполне на слуху фанатов серий игр радужного разработчика, и могут заинтересовать людей, любящих хорошую музыку, но далеких от игр.
Многие, наверное, уже удивляются. Почему же такая компания, у которой учились уму-разуму и будущие Square Enix и даже большая N, так слабо известна за рубежами Японии. Ответ весьма прост — неверные управленческие решения и вектор развития. В то время, как Enix сориентировались на консольный рынок в 90-е годы, Falcom упорно верили в персональные компьютеры и избрали их основной целевой платформой. Шанс выйти на мировой уровень был упущен и студия переживала не лучшие времена. Был риск даже закрытия, но во многом благодаря помощи преданных фанатов и щепотке магии, Nihon выжила и продолжила радовать фанатов отличными играми.
Возможно, тот факт, что компания не превратилась подобно Square Enix в большую корпорацию, помог сохранить ту душевность и тепло, царившие в старые добрые времена. Ибо даже сейчас, когда повсюду царят ААА+ многомиллионные проекты, когда реклама игр стоит порой во много раз дороже их разработки, а во главе угла стоит графика и толерантность, Falcom продолжает делать хорошие, качественные игры, в которые интересно играть.
Да зачем далеко уходить в дебри — чтобы не конкурировать с Falcom на азиатском рынке, Square Enix банально сместила даты релизов своих продуктов. С развитием интернета и повышения интереса Nihon Falcom к западному рынку, все чаще стали появляться западные локализации знаменитых серий игр компании. И чтобы погрузиться в захватывающие приключения в этих игровых мирах, больше не нужно знать японский язык и уметь читать иероглифы.
И вот тут-то, как говорится, запад и накрыло. Внезапно оказалось, что целый пласт качественных и интересных игр стал доступен, подобно ящику Пандоры, причем основной принцип Falcom при выпуске локализаций, отличных от японской — это всегда дополненная и улучшенная версия игры, с увеличенным количеством озвучки, подтянутым уровнем графики и выбором языка озвучки и субтитров отдельно. И они следуют ему постоянно и неукоснительно.
Пытаться подробно рассказать о каждой из игр этого разработчика — неблагодарное занятие, ибо читатели рискуют уснуть, не достигнув даже трети списка. Я уже промолчу про хронологическую чехарду, вызванную разнобоем между выходом оригинальных версий игр и их англоязычных локализаций. Поэтому для желающих начать свое знакомство с творениями Nihon Falcom предложу избрать серию The Legend of Heroes.
Начать стоит с :
The Legend of Heroes: Trails in the Sky