Алоха, народ! Капитан Дитрум на мостике. В СССР снималось не так уж много фильмов в жанре фантастики, но если уже снимали, то делали это максимально качественно, часто рискуя для этого карьерой и даже свободой. Поэтому неудивительно, что большая часть снятых в то время фильмов довольно быстро приобрели статус культовых.
Лично мне в советской фантастике всегда нравилось то, что в ней авторы умели задавать вопросы и не ленились искать на них ответы. Да, было мало экшена, мало спецэффектов и отовсюду сквозила идеология тех лет, но при этом в основу закладывалась мощнейшая философия, заставляющая зрителей наравне с персонажами фильма искать ответы на самые важные в мире вопросы. Советская фантастика была доброй и чуть наивной, мы верили в братьев по разуму, мы верили, что поиск истины и своего места во Вселенной может быть превыше любых войн и склок. Мы верили в победу добра и разума.
Именно поэтому я решил написать две, а возможно даже и три статьи с подборками лучших, на мой взгляд, фантастических фильмов, снятых в Союзе Советских Социалистических Республик.
Важное уточнение номер 1.
Все фильмы старые, спецэффектов там практически нет. Кроме того, многие фильмы построены исключительно на сильных диалогах и поднимают очень серьезные темы. По большей части советская фантастика — это не развлекательное кино. Даже в фильмах для детей можно найти очень серьезный посыл. Поэтому всем, кто ищет именно развлечений, эти фильмы не понравятся.
Важное уточнение номер 2
В обеих частях этой статьи я все же упомяну 1-2 фильма, снятых уже после распада СССР. Они достойны упоминания по той причине, что сохраняют в себе дух советской фантастики и продолжают ее традиции.
Начать я хочу с очень старого и весьма спорного фильма, снятого по мотивам романа Ивана Ефремова.
Туманность Андромеды
Далекое будущее. Звездолет землян «Тантра» вошел в гравитационное поле одной из неизведанных планет. Никто здесь раньше не был, но все знают о «дурном» нраве Железной звезды, Путешественники не в силах выбраться из ее силового поля, потому что топливо на исходе. Членам корабля приходится принять множество трудных решений, пойти на риск и смириться с потерями, прежде чем они смогут продолжить путь домой.
Год выхода на экраны — 1962
Жанр – научная фантастика
Режиссер — Евгений Шерстобитов
Личные впечатления от просмотра:
Первое, что бросается в глаза – фильм очень старый и, несмотря на реставрацию, картинка и звук оставляют желать лучшего. Но в целом смотреть фильм вполне можно. Туманность Андромеды – это первая книга в трилогии Ивана Ефремова «Великое кольцо». Если говорить о самой трилогии и писателе, то можно сказать следующее:
Впечатляющая панорама будущего на объединенной Земле, общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвездной связи». Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман «Туманность Андромеды». Видный ученый-палеонтолог и яркий мыслитель гуманист, Ефремов остался в истории литературы не только как автор множества приключенческих и исторических произведений, но и как подлинный основоположник отечественной научной фантастики. Именно его великая утопия «Туманность Андромеды» открыла путь в литературу для нескольких поколений отечественных фантастов и навсегда изменила представления миллионов читателей о том, какой должна быть НАША ФАНТАСТИКА… Произведения Ефремова, эпические, масштабные и по-настоящему красивые, вот уже много десятков лет читаются так, словно были написаны вчера.
И вот это все хотели снять. Дело в том, что изначально фильм «Туманность Андромеды» задумывался как дилогия, в которую должны были уместить события всей серии книг. Но в связи с гибелью Сергея Столярова, который исполнял там одну из главных ролей, производство второй части прекратили.
Несмотря на все огрехи, фильм смотреть интересно. Ефремов очень любил экспериментировать с политическим и социальным строем, в частности с коммунизмом, и пытался представить себе, каким стало бы общество спустя десятки тысяч лет. За основу он брал моральный облик советского гражданина (Руссо туристо – облико морале! Помните?), и переносился вместе с ним на тысячи лет вперед. Получилось довольно необычно. Не стоит забывать, что нынешняя демократия, коммунизм и даже монархия пришли к нам из древних веков и тогда они кардинально отличались от того, что мы видим сейчас. Вот и Ефремов пытался понять, как будет развиваться советское общество и какими оно станет в будущем. Кроме того, конечно же, в фильме затрагивается тема общения с братьями по разуму, миры которых объединены в Великое Кольцо, в пределах которого разумные виды делятся друг с другом знаниями и опытом. А вот путешествовать друг к другу в гости они пока не могут, скорость света не преодолена.
В одной короткой сцене показан весь трагизм такого взаимодействия. Люди читают послание братьев по разуму из другого мира, и женщина записывает им ответное сообщение, говоря при этом такую фразу: «Наше послание дойдет до них через 400 лет, подумать только, ведь к этому времени я буду уже мертва».
Снимали осторожно, это заметно и по разговорам персонажей и по окружающему их антуражу, даже космические корабли делали очень осторожно. Фантазеров, коими были все фантасты, наша партия скорее терпела, чем любила, помните, как в песне:
Корма — забота общая. Доклад — задача длинная.
Удои с дисциплиною, корма и вновь корма.
Поэтому снимать приходилось аккуратно. Лично мне очень запомнились виды космических кораблей, как внутри, так и снаружи, а также панорама неизвестной планеты. При желании в фильме на столе одного из главных героев можно заметить предмет, напоминающий современный ноутбук.
Все недостатки фильма и очень осторожную, я бы сказал, местами бедную на детали и пейзажи съемку с лихвой компенсирует шикарная игра актеров. Николай Крюков («Последний дюйм», «В зоне особого внимания»), Вия Артмане («Родная кровь», «Театр»), Александр Гай («Тени забытых предков», «По секрету всему свету»), Валерий Панарин («Королева бензоколонки», «Полеты во сне и наяву») ну и конечно же, Сергей Столяров («Цирк», «Василиса Прекрасная»).
Фактически, я бы сказал, фильм держится по большей части именно на игре актеров.
Почему я назвал этот фильм спорным? Потому, что он реально очень старый, снят крайне осторожно и, что самое главное, чувствуется, что он не закончен, не все сюжетные линии доведены до конца, не все герои раскрыты. Это из-за того, что изначально он планировался как дилогия. Но всем любителям фантастики, и особенно советской фантастики, я его рекомендую к просмотру. Кроме того, советую почитать трилогию «Великое Кольцо», ибо в фильме присутствует лишь малая часть от того, что есть в книгах.
Москва-Кассиопея
Отроки во Вселенной
Виктор Середа, школьный авторитет во всем, что касается точных наук, рассказывает о своем проекте полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря». Собственно, ничего бы не произошло, если бы вдруг не появилась некая загадочная личность, представившая себя как И. О. О., что означает исполняющий особые обязанности. Как выяснилось, из детей не старше 14 лет набирается команда (шесть человек) для… полета в космосе. Почему дети должны быть младше 14 лет? Да потому, что полет туда и обратно для детей займет больше пятидесяти лет, а на Земле и вовсе пройдут столетия. И все бы шло по плану, если бы на корабле не оказался седьмой участник — тайком пробравшийся туда хулиган Федя Лобанов, создатель суперклея.
Год выхода на экраны:
Москва-Кассиопея — 23 сентября 1974 года
Отроки во Вселенной — 25 марта 1975 года
Жанр – научная фантастика, фантастическая комедия
Режиссер — Ричард Викторов
Личные впечатления от просмотра:
Как вы уже наверняка догадались, «Москва-Кассиопея» (первый фильм) и «Отроки во Вселенной» (второй фильм) являются дилогией, причем второй фильм вышел на экраны спустя всего лишь полгода после выхода первого. Связано это с тем, что оба фильма снимались по одному сценарию. Фильм снимался в первую очередь для детей и подростков, поэтому в нем много доброго, хорошего юмора, вызывающего улыбку даже сейчас, хотя, казалось бы, многие темы и ситуации уже давно перестали быть актуальными. Несмотря на общий несерьезный фон, в фильме поднимаются очень важные темы. На примере умного школьника, изложившего свою теорию полета к ближайшей обитаемой планете, детям показывают, что знания полезны и открывают путь к таким тайнам, о существовании которых никто и не догадывался. Кроме того, в фильме демонстрируется, как такие знания могут послужить на благо всего общества, а не только одного отдельно взятого человека.
В пути советским школьникам придется решать такие проблемы, с которыми не каждый взрослый может справиться. И тут уже авторы показывают, что всем нам неплохо бы чуть-чуть оставаться детьми, потому что именно гибкость детского, вернее, подросткового мышления и присущее им воображение помогают справиться там, где пасуют взрослые. Ну и конечно же, важным фактором является правильное воспитание и моральный облик подростка.
На протяжении всего фильма я в буквальном смысле наслаждался игрой Иннокентия Смоктуновского (роль И.О.О) и Льва Дурова (роль академика). Каждая секунда с ними в кадре – это просто идеальный образец актерского мастерства. «Верю! Верю! Верю!» — так и хочется воскликнуть, видя их на экране. Мой любимый персонаж — это И.О.О., хотя в фильме толком объяснения откуда он появился, нет. Больше всего он напоминает эдакого доброго волшебника, которому все по плечу, ну или представителя более развитой цивилизации. Сыграна эта роль бесподобно.
Еще запомнился местный хулиган, лодырь и шалопай — Федя Лобанов. В наше время стало очень модно показывать эдакого школьного хулигана, который всех бьет, издевается и глумится над слабыми. Федя Лобанов именно такой персонаж, вот только авторы не ставили целью в деталях показать издевательства над другими детьми, курение, водку, аморальный образ жизни. В фильме показан путь такого персонажа от шалопая и задиры до человека, который начинает задумываться о своих поступках и постепенно учится принимать на себя ответственность, как за себя, так и за других. Это очень правильный посыл. Не нужно снимать фильмы о Колумбайне, не нужно в художественных фильмах акцентировать внимание на очередном подростке, который издевается над одноклассниками. Да еще и показывать или рассказывать во всех красках, как он это делает. Нужно и важно доносить до зрителя, как такие дети меняются, и вот на этом стоит делать акцент. Поверьте, если бы сейчас так снимали, было бы куда меньше керченских стрелков и им подобных.
Ну и конечно, я не могу не сказать о фантастике. В фильме учтено время, о котором почему-то часто забывают, рассказывая о космических путешествиях. В фильме учтена масса технических деталей, включая невесомость, сброс мусора и даже выход в открытый космос. Мне очень понравились декорации чужой планеты и ее представителей, необычно и местами очень стильно. Самый трогательный и запомнившийся на всю жизнь момент, это пронзительная тоскливая мелодия колыбельной и забытый всеми робот-нянька, колышущий пустую коляску.
Самый главный вопрос, на который предстоит ответить ребятам, настолько сложен, что за тысячи лет наши философы так и не смогли найти правильный ответ. Конечно, они справляются со всеми проблемами, не без юмора и рояля в кустах, но это не отменяет важности принятого ими решения.
Солярис
Сюжет фильма разворачивается в далеком будущем, когда становятся возможны длительные космические перелеты к ранее недоступным звездам. Ученые Земли открывают новую загадочную планету, которой дают название Солярис. Изучение этой планеты дает множество новых открытий, в результате чего образуется целое научное ответвление под названием «соляристика». Организуются затяжные экспедиции на орбиту планеты, последняя из которых внезапно дает сбой. Главный герой кинокартины в исполнении Донатаса Баниониса вылетает на орбитальную станцию, чтобы разобраться с проблемой, стоящей перед учеными. Прибыв на место, он попадает в тревожную обстановку, в которой долгое время живут измученные члены экипажа станции. Крис начинает понимать, что не только земляне исследуют Солярис, но и планета ведет какие-то эксперименты над людьми.
Год выхода на экраны – 1972
Режиссер — Андрей Тарковский
Автор сценария – Андрей Тарковский.
Жанр – фантастическая драма
Сценарий фильма написан по мотивам произведения Станислава Лема
Личные впечатления:
Своим фильмом Андрей Тарковский доказал, что в Советском Союзе могут и умеют снимать фантастику такого качества, чтобы на всех уровнях ее признали значительным вкладом в историю мирового кинематографа. Этот фильм — нечто намного большее, чем просто фантастическая драма.
Где-то очень далеко от Земли есть планета, представляющая собой огромный океан. Этот океан разумен, но способ его мышления и коммуникации настолько сильно отличается от всего человеческого, что все попытки установить с ним контакт оказались тщетными. Долгие десятилетия исследований не привели ни к чему, и на Земле разгорелась жаркая дискуссия насчет целесообразности расхода средств и времени на бесплодные попытки установить контакт.
Для оценки ситуации на борт космического корабля, находящегося на Солярисе, отправляют скептически настроенного психолога Криса Кельвина. И вроде бы вот все это можно назвать завязкой хорошего фантастического фильма, но дальше начинается то, что выводит фильм далеко за эти рамки. Один из членов экипажа, друг Криса, покончил с собой, оставив предсмертное видео. Двое оставшихся ученых кажутся скорее сумасшедшими, а сам Крис начинает видеть странную девушку, гуляющую по кораблю. Наконец, проснувшись утром, он встречает у кровати свою любимую женщину.
Вкратце такова завязка сюжета. И вот здесь в полный рост встает морально-этическая проблема. Океан присылает Гостей, они ничем не отличаются от обычных людей, обладают теми же знаниями и памятью, та же физиология. Постепенно в них появляются чувства и эмоции, привязанность, они помнят всю свою жизнь. Одна проблема — все они взяты из воспоминаний членов корабля. Можно ли этих гостей считать людьми? Это очень тяжелый вопрос, который сводит с ума всех членов экипажа и даже самих гостей. Что делает нас людьми? Где тот крохотный винтик, наличие которого дает нам разум, где тот гвоздик, которым душа прибита к телу? И что такое разум сам по себе?
В фильме поднята проблема контакта с чем-то настолько чуждым и в то же время могущественным, что люди попросту сходят с ума, не в силах его понять. Чудовищное различие в этике, культуре, способе коммуникации. Но при этом, чуждая нам жизнь пытается понять и нас, своим, крайне необычным способом. Никакой войны, никакой ненависти, никакой опаски, только попытки понять друг друга. И вот это тяжелее всего.
А еще, Тарковский не был бы самим собой, если не попытался рассмотреть проблему с разных точек зрения. Доктор Сарториус воплощает в себе образ хладнокровного ученого, для которого все «гости» — это объекты, и его долг перед наукой — исследовать их. Этот долг выше жалости и выше морали. Профессор Снаут буквально раздавлен под тяжестью обрушившихся на него научных и, что самое главное, нравственных проблем. Философствуя, он пытается найти ответы на вопросы этики и морали. И один из вопросов – почему Океан возвращает к жизни самые тяжелые и постыдные воспоминания?
Но затем, после одного события, все опять меняется. И вновь Тарковский поднимает еще один серьезный вопрос. Может быть, вам удастся ответить на него, после того, как вы увидите концовку фильма, кто знает.
Я могу еще много говорить на тему этого произведения, но время и количество символов у нас не резиновые. Поэтому, одно я могу сказать точно — поднятые в фильме «Солярис» вопросы никого не оставят равнодушным и еще долгое время не будут давать вам покоя.
Гадкие лебеди
История о городе-призраке с интернатом для одаренных детей. Там подрастает племя молодое и пугающе странное, чьими учителями являются существа «мокрецы» — то ли мутанты, то ли пришельцы.
В городе происходит беспричинное изменение климата, напоминающее вселенский потоп. Естественно, вокруг вьются бесчисленные комиссии, изучающие эту аномалию, спецслужбы и спецагенты.
Герой фильма, писатель Виктор Банев вынужден вести собственное расследование этой ситуации, так как среди детей интерната находится его дочь. По сути, он включается в борьбу не только за судьбу конкретных детей и своей дочери, но и за ту форму Будущего, которое выберет человечество.
Внимание! Фильм снят уже после распада СССР, да, я об этом знаю, но, как я уже говорил в начале статьи, я не могу его не упомянуть. Все-таки Стругацкие – это советская фантастика.
Год выхода на экраны – 2006
Режиссер — Константин Сергеевич Лопушанский
Автор идеи — Борис Натанович Стругацкий, Аркадий Натанович Стругацкий
Личные впечатления:
За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.
(Б. Пастернак)
Одна из тех причин, почему мне с трудом дается чтение Стругацких — они не философствуют, не занимаются морализаторством либо просвещением. Я бы сказал, что они вивисекторы, которые режут по живому, поднимая самые болезненные темы. И именно поэтому «Гадкие лебеди» — это тот фильм, который в буквальном смысле слова способен вывернуть душу наизнанку.
Начинается вроде бы все просто, есть некая аномальная зона, где постоянно идет дождь и небо светится красным. Там появляются мокрецы – то ли мутанты, то ли инопланетяне, никто толком не знает. Эти мокрецы взяли под свое начало всех детей, и учат их чему-то в школе. Конечно же, это не остается незамеченным, туда выезжает куча комиссий, военные, ученые и еще десятки различных специалистов. Вместе с ними туда приезжает писатель, у которого в этой необычной школе учится дочка. Обычная фантастика с налетом мистики становится чем-то принципиально иным после того, как писатель впервые посещает школу. Он-то готовился выступать перед детьми, и никак не был готов к тому, что им открыто знание, недоступное никому из людей.
Фактически, с этого момента начинается то самое, ради чего был снят фильм. Нет спецэффектов, почти нет экшена, весь фильм построен на атмосфере, диалогах и разности взглядов. С одной стороны есть мокрецы и дети, а с другой — напуганное до чертиков, закостенелое в своих взглядах человечество, которое так боится того, чего не может понять, что готово вновь разжечь костры и жечь ведьм, отгоняя от себя Дьявола. Фактически, роль человечества была воплощена в одном персонаже – тупом и недалеком Павле Сумаке, с ролью которого прекрасно справился Алексей Кортнев. Павел не готов принимать ничего, что хотя бы на миллиметр отличалось от привычной картины мира – все это пугает его до чертиков, и он готов убивать кого угодно, детей, мокрецов, всех людей в городе, лишь бы восстановить привычный порядок вещей. Он ненавидит лютой искренней ненавистью мокрецов и детей, которых они обучают. Ненавидит – потому что не понимает и от этого боится. А страх всегда приводит к агрессии. Алексей Кортнев настолько хорошо сыграл эту роль, что по ходу фильма мне не раз хотелось придушить его собственными руками.
Апофеозом для меня стала фраза одного из мокрецов – «Нас просто не успели понять. Дети поняли сразу, а взрослые не успели. Нам не хватило времени». А я бы сказал так: «Глупое, невежественное человечество вновь распяло Христа, даже не попытавшись Его понять».
Мне больше нечего сказать об этом фильме, здесь настолько важна суть происходящего, что забываешь обо всем. Картинка, спецэффекты, игра актеров — все это вторично. Этот фильм смотреть по-настоящему больно, а читать литературное произведение еще больнее, но это нужно делать. Такие произведения заставляют людей думать и меняться в лучшую сторону. А если в мире будет чуточку больше добра — мы перестанем каждый день распинать Христа, и, может быть, тогда мы сможем увидеть небо. А тот, кто увидел небо, никогда не останется прежним.
Лиловый шар
Сказочная история, произошедшая в 21 веке. Экипаж космического корабля обнаруживает в заброшенной инопланетной станции данные о доставленном на Землю много тысяч лет назад лиловом шаре, в котором находится вирус вражды.
Этот вирус может привести к гибели людей. Героиня фильма — бесстрашная девочка Алиса на машине времени отправляется в эпоху легенд, чтобы найти и обезвредить лиловый шар.
Год выхода на экраны – январь 1988 г.
Жанр – приключенческий фильм, фантастика, сказка
Режиссер – Павел Арсенов
Сценарий – Кир Булычев
Фильм снят по мотивам одноименной повести Кира Булычева из цикла «Приключения Алисы».
Личные впечатления:
Я всегда был трепетным поклонником творчества Кира Булычева. Читал все его книги, смотрел все существующие экранизации. В его книгах присутствует неповторимая сказочная атмосфера приключений и в то же время он ярко и красочно показывает все величие Космоса. Второго такого писателя не найти.
Вот и «Лиловый шар» является весьма необычным представителем жанра. Все начинается как стандартная космическая фантастика. Путешествуя по космосу, Алиса Селезнева, ее отец, профессор Селезнев и капитан Зеленый случайно наталкивается на дрейфующий в открытом космосе инопланетный космический корабль. Вскоре они выясняют, что на этом корабле перевозили лиловые шары, в которых находится вирус вражды. Там же они встречают своего давнего друга Громозеку, который тоже обнаружил этот загадочный корабль.
Не могу не отметить просто великолепную игру Бориса Щербакова (профессор Селезнев), Вячеслава Невинного (Громозека) и, собственно, Наташи Гусевой (Алиса Селезнева). Абсолютно идеальное попадание в образы, особенно это касается Громозеки.
Учитывая, что один из лиловых шаров спрятан на Земле, Алиса на машине времени отправляется в Эпоху Легенд, и с этого момента фильм превращается в фэнтези-сказку с Бабой Ягой, Кощеем, магами и даже драконом. Помню, что мне (и не только мне) больше всего было жалко Птицерога.
Ну и немного пугал Кощей ☺ Фильм очень атмосферный и добрый. Я бы сказал, что он представляет собой практически идеальную смесь космической фантастики, сказки и путешествий во времени.
К сожалению, живя в 21 веке, мне отчего-то кажется, что Алиса так и не смогла найти лиловый шар, и он все же взорвался.
Фильм однозначно рекомендую к просмотру, получите массу удовольствия.
День Гнева
Ученые на протяжении длительного времени пытаются создать идеального человека, обладающего чрезвычайным интеллектом и сверхъестественными возможностями. Советский фильм «День гнева» повествует историю о молодом журналисте Бентли. Его тяга к новым сенсациям приводит мужчину к заповеднику, где спрятана таинственная лаборатория профессора Фидлера. Излишнее любопытство журналиста может привести к очень нежелательным последствиям.
Доктор Фидлер долгое время проводил запретные биологические эксперименты. В результате его деятельности появились новые, неизвестные человечеству существа, — «отарки», которые соединяли в себе агрессивность хищника с интеллектуальными способностями, недоступными обычному человеку. В поисках нового материала Бентли решает посетить лабораторию.
Год выхода на экраны – 1985
Жанр – фантастика, ужасы.
Режиссер — Суламбек Ахметович Мамилов
Фильм снят по одноименному рассказу Севера Гансовского.
Личные впечатления:
«День Гнева» считается первым снятым в СССР фильмом, объединившем в себе жанры фантастики и ужасов. Данных по этому фильму в сети очень мало, ну, кроме основной информации и состава съемочной группы. Как уже известно из описания, некий ученый проводит эксперименты, в результате которых появляется новый разумный вид, можно сказать, Человек 2.0 – умный, сильный, лишенный недостатков, производящий в уме сложнейшие вычисления, но при этом он полностью лишен какой-либо морали, этики, эмоций и чувств.
Мне очень понравились живописные виды, на фоне которых происходит все действие фильма. Это некий заповедник — холмистая местность, густо поросшая лесом, испещренная небольшими реками и озерцами. Мне стало интересно, где это снимали, но данные найти не удалось. В этом заповеднике на солидном расстоянии друг от друга живут запуганные фермеры, и, фактически, это место стало испытательным полигоном. Новых существ, которых все называют отарками, выпустили на волю и теперь фермеры вынуждены на ночь запирать дома и спать по очереди, чтобы не пропустить новое нападение. Отарки похищают детей и запуганные до смерти фермеры пытаются хоть как-то их защитить.
Фильм в первую очередь берет своей атмосферой, которая накаляется буквально с каждой минутой. Он не блещет спецэффектами, кровищи, расчлененки и экшена тоже особо нет, но от этого не становится менее жутко. Да и отарков показывают не так чтобы крупным планом, но это все специально сделано ради концовки фильма. Ради последних 5 минут.
Конечно, тут подняты очень серьезные вопросы. Самый главный вы узнаете в конце фильма, но один из них – где в науке проходит грань дозволенного? В какой момент ученый пересекает невидимую черту, превращающую его в садиста-вивисектора? Но самое главное, имеет ли он на это право, пусть даже ради высшего блага всего человечества?
Посмотрите фильм, кто знает, может быть именно вам удастся ответить на эти вопросы.
Отель «У погибшего альпиниста»
Приехав по срочному вызову в отель, инспектор полиции не нашел там ничего криминального, но подметил некоторые странности в поведении постояльцев. Он уже было решил уехать, но тут с гор обрушилась снежная лавина. Вскоре инспектор обнаружил тело убитого постояльца. Подозрение падает на всех, кто живет в отеле…
Год выхода на экраны – 1979 (Эстонская Советская Социалистическая Республика)
Год выхода на экраны – 1980 (СССР)
Жанр – детективная фантастика
Авторы сценария — Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Режиссер — Григорий Кроманов
Фильм снят по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких.
Личные впечатления:
Как и роман, фильм был спланирован в жанре детектива. Стругацкие заявляли в посвящении к роману, что его следует рассматривать как «отходную жанру детектива».
Я долго думал, включать этот фильм в список или нет. Для меня он является крайне спорным произведением. Я читал книгу, и могу смело утверждать, что по сравнению с оригиналом фильм сильно урезан. Создатели фильма решили избавиться от большей части мистики и загадок, убрали философию, и даже некоторых персонажей. В итоге они сняли хороший напряженный детектив с элементами фантастики. Мне такой ход не понравился, скажу больше, на мой взгляд, литературный первоисточник и фильм — это два разных произведения. Но, тем не менее, фильм вполне достоин просмотра.
На фоне очень красивых крупных планов укрытых снегом гор нам показывают приютившийся внизу отель «У погибшего альпиниста». По вызову туда приезжает инспектор полиции, но, оказывается, что никто не вызывал. Решив переждать ночь в отеле, он постепенно знакомится с его весьма необычными постояльцами. Ни одного человека из присутствующих нельзя назвать в полной мере нормальным, каждый со своими странностями. На следующий день с гор сходит лавина, и с этого момента атмосфера начинает накаляться. Затем происходит убийство, и события принимают стремительный и совершенно неожиданный оборот. Как сказал инспектор — «Моя первая и главная ошибка была в том, что вначале я не заметил ничего необычного в этом деле».
Что мне понравилось – авторы фильма не стали превращать инспектора в Шерлока Холмса. Кроме того, в сюжете напрочь отсутствуют «рояли в кустах», никаких свалившихся на голову улик, никаких чудесных озарений, когда из разрозненных фактов детектив вдруг складывает цельную картинку. При этом инспектор неглуп и честно делает свою работу, даже не представляя, куда все это его приведет. Атмосфера фильма мрачная, загадочная и немного пугающая.
Игра актеров мне не очень понравилась. Ну вот не попали они в книжных персонажей, и практически не привнесли ничего своего. Могу отметить только Брюн, глядя на которую, не поймешь мужчина она или женщина, жива или мертва. Хорошо сыграно. Но в целом все остальное – очень и очень средне. Я не понимаю людей, которые в комментариях на кинопоиске восторгаются игрой актеров. Я же считаю, что самой большой ошибкой, допущенной при съемках фильма, был неудачный подбор актеров. Замкнутое пространство отеля, мрачная тягучая атмосфера, убийство и очень необычные персонажи – все это можно вытянуть сюжетом, актерской игрой и хорошо прописанными характерами.
Давайте вспомним фильм Эльдара Рязанова «Гараж» — одна комната, масса персонажей и диалоги. Все. Но при этом фильм стал культовым. Или вспомнить сериал «Пуаро Агаты Кристи», 13 сезон, 4 серия «Подвиги Геракла», где все действие тоже происходит в замкнутом пространстве отеля, где накануне сошла лавина. Там тоже все держится в основном на игре актеров, загадочных персонажах и, конечно же, интриге.
В «Отеле «У погибшего альпиниста» тоже есть интрига, есть замкнутое пространство и есть прописанные сценаристами Стругацкими необычные персонажи, но актеры это не вытянули.
Что же касается фантастической составляющей фильма – то тут, конечно же, чувствуется фирменный почерк братьев Стругацких, у которых ничего и никогда не бывает просто. Я умолчу о деталях, все-таки 85% фильма это детектив и 15% фантастика. Одно лишнее слово станет большим спойлером. Но, что мне понравилось – сомнения, которые не покидают главного героя до самой последней секунды фильма.
В целом фильм получился хороший. Несмотря на все его недостатки, мне он понравился и буквально два часа назад я с удовольствием его пересмотрел. Очень рекомендую к просмотру, как любителям детективного жанра, так и ценителям хорошей фантастики.
***
На этом я пока заканчиваю первую часть статьи. Через неделю-две появится вторая часть, на данный момент я пересматриваю некоторые полузабытые мной фильмы. Приятного просмотра и до следующих встреч!
(с) Дмитрий Загривый aka Дитрум
Специально для Goha.ru
20.01.19