Идея с одноактными балетами в музыкальном театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко полностью себя оправдала, ведь они открывают двери в мир танцевального наслаждения для зрителей. Необязательно быть балетоманом, даже больше, необязательно вообще любить балет, чтобы с удовольствием и завидным постоянством приходить сюда на балетные «трио», которые удивительно гармонично укомплектованы. Придя на одноактные балеты, зритель отправляется в увлекательный экскурс по композиторам, хореографам, стилям, солистам театра. Одна из таких «тройчаток» – «КОНЧЕРТО БАРОККО/ВОСКОВЫЕ КРЫЛЬЯ/ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА».
«Кончерто Барокко», хореография Джордж Баланчин.
Начинается всё с гениальной музыки И.С.Баха (концерт ре-минор для двух скрипок с оркестром) – две скрипки нежно и страстно поют друг другу о своих чувствах, духовности, размышлениях. Мелодии то сливаются в едином порыве, то разлетаются в разные стороны. Борьба и совместная песня. Лёд и пламя. Кажется, этот барочный концерт не требует дополнений, но вот взгляд падает на сцену – и изящные, абсолютно невесомые, артисты балета убеждают зрителей в обратном. Встретились два лидера – музыка и танец.
Баланчин как он есть, за что мы его любим. «Кончерто Барокко» почти 80 лет, но он не выглядит каким-то атавизмом, заблудившимся среди модернистских экспериментов. Можно утверждать, что этот балет – венец драматургическому таланту И.С.Баха. Линейность и грациозная простота хореографии, кажется, идёт наперекор пассажам, но вот пролетел миг – и мелодия следует за танцем, а потом снова тело – за нотами. Исполнители открывают новые грани благородства и духовной силы музыки.
Это – музыка на кончиках пальцев, эмоция во взмахе рук или повороте головы. Что-то тонкое, неосязаемое, необъяснимое. Ускользающая красота? Шепот теней и ушедших эпох? Или гений Баланчина, проникший в тайну гения Баха?
«Восковые крылья», хореограф Иржи Килиан.
Этот балет уже ставили на сцене МАМТ в 2013 году и вот, спустя 5 лет, театр снова к нему вернулся. Очень тонкий и плавный музыкальный ряд – от Генриха Бибера и И.С.Баха до Джона Кейджа и Филиппа Гласса. Внимание зрителей сразу приковывает перевернутое дерево на сцене, вокруг которого разворачивается танец-миф (речь об Икаре и его не случившемся полете).
Здесь отступает классическая хореография, любое движение у Килиана – четкая, точная и острая мысль. Четыре пары танцовщиков словно парят в невесомости, и не только физической, но метафизической. Здесь пространство безгранично, а время относительно. На сцене не только миф – здесь ежедневные терзания человека, его счастье и боль, слабость и сила. Между исполнителями будто натянуты невидимые нити, связывающие их в единую нервную систему. Они то чувственны, то бесстрастны, то напряжены словно струна, то расслаблены как расплавившийся воск. И снова просятся слова о Красоте. Но уже не барочной, скорее, той, что появилась в эпоху декаданса и сквозь обе мировые войны перекочевала в литературу и кинематограф второй половины ХХ века.
«Пижамная вечеринка», хореограф Андрей Кайдановский.
Он (Денис Дмитриев) и Она (Оксана Кардаш). Нежный взгляд, ласковые прикосновения в романтичном лунном свете. Но стоит ей отвернуться… Резко появляется поле боя повзрослевших мужчин (индейцев и завоевателей) – перья от подушек летят во все стороны, на устрашающую «красную кнопку» вот-вот нажмут, а глаза у всех горят истинным мальчишеским хулиганством.
Андрей Кайдановский уверен, что мужчины не взрослеют, просто у них «меняются игрушки». Но стоит снова появиться женщине, как искру хулиганства сменяет застенчивый взгляд. На качелях: игра – домашние заботы, агрессия – нежность, хулиганство – максимальная собранность, исполнители ласково раскачивают зрителей, будто убаюкивая перед сном. «Пижамная вечеринка» – это огонь, драйв и страсть, которые обвиваются тончайшими любовными линиями.
Хореограф нашёл удивительно точные пластические решения, соединил неклассические движения с балетным изяществом. Плотный, напряженный рисунок танца вдруг обретает трогательный финал. В душе у всех просыпается детство – и невозможно сдерживать улыбку. Не потому что смешно, а потому что «Пижамная вечеринка» превращает нас в счастливых зрителей.