На прошлой неделе 9 мая Компания Tencent заблокировала чрезвычайно популярный во всем мире шутер PlayerUnknown’s Battlegrounds (PUBG) Mobile на территории Китая из-за отсутствия специальной лицензии для получения прибыли от мобильной версии игры.
Геймерам вместо заблокированной игры предложили скачать другой продукт компании — Game for Peace, которая, по сути, является клоном PUBG. По оценкам Sensor Tower Store Intelligence, Game for Peace сумела стать самым кассовым мобильным шутером в мире на iOS всего за 72 часа с момента запуска.
Game for Peace была одобрена Коммунистической партией Китая во многом благодаря ее патриотическому подтексту. Аналитики сходятся во мнении, что эта игра не что иное, как дань уважения Воздушным силам Народно-освободительной армии КНР на фоне борьбы с терроризмом. Мало того, что PUBG Mobile признана китайскими властями непатриотичной игрой, она, по их мнению, еще и слишком жестокая. Играть в нее могут лица, которым исполнилось 16 лет. Игроков вне Китая изменения в PUBG Mobile не затронут. Шутер стал первым продуктом Tencent, который завоевал популярность за пределами страны.
Согласно официальному описанию игры, Game for Peace посвящена «воинам синего неба, что охраняют воздушное пространство нашей страны». В этой патриотической замене PUBG есть ещё пара отличий от игры Bluehole: чтобы не нарушать новые государственные ограничения, в ней нет трупов и крови. К тому же в Game for Peace не обязательно сражаться до последнего выжившего — победителями считается последняя пятерка оставшихся в живых, но им не запрещают доиграть матч до конца и определить сильнейшего.
В остальном Game for Peace полностью повторяет PUBG: тот же визуальный стиль (и даже сами текстуры), геймплейные особенности и даже карты. Более того, китайские тестеры PUBG заметили, что все данные с их аккаунта в PUBG «перекочевали» в Game for Peace — геймеры сохранили свою статистику.
Таким образом, новая утвержденная версия игры позволила Tencent получить одобрение на монетизацию Game for Peace, в которой пользователи могут покупать скины и другие внутриигровые предметы.
В течение трех дней с момента запуска Game for Peace, китайские игроки на платформе iOS потратили более $14 миллионов, в среднем более $4,7 миллионов в день. Для сравнения, PUBG Mobile заработала в iOS всего за $2,2 млн за тот же период времени, в результате доходы от реплики в шесть раз больше, чем у оригинала. Game for Peace даже опередила Fortnite, одну из самых популярных игр в мире, которая, однако, сумела заработать всего $4 миллиона за последние три дня.
Напомним, мобильные и компьютерные игры в Китае подлежат официальной сертификации. До марта 2018 г. этим занимался SAPPRFT — государственный орган, отвечающий за печать, телевидение, радио и кино. В число его обязанностей входила выдача лицензий всем играм, издаваемым на территории Китая. На смену ему пришла организация SART, которая занимается исключительно радио и телевидением. Кинематограф и СМИ на себя взял отдел пропаганды Компартии страны.
Это спровоцировало разногласия между двумя департаментами китайского правительства – по сути, функцию выдачи лицензий играм никому не передали. Из-за этого девять месяцев издатели не могли выпустить ни одного нового тайтла — лишь те, которые были одобрены ранее SAPPRFT.
Из-за заморозки лицензирования значительно упали акции китайских издателей видеоигр. Особенно сильно пострадала компания Tencent, которая потеряла в стоимости больше $150 млрд.
Выдачу сертификатов продолжило другое ведомство — Министерство культуры Китая, но его одобрения без лицензии, выданной SART, не хватает. Из-за этого возникли проблемы у Capcom, выпускавшей на платформе WeGame от Tencent свою Monster Hunter: World. Игра вышла в Китае 8 августа, а уже через пять дней Tencent была вынуждена убрать Monster Hunter: World из магазина и оформить возврат средств всем, кто ее купил.
В декабре в КНР заработало новое ведомство, которое стало отвечать за выдачу лицензий – Комитет по этике в онлайн-играх. За полгода были выданы лицензии 1 тыс. играм. Как сообщает аналитическое агентство Niko Partners, приоритет отдавался играм от китайских разработчиков и издателей – всего 30 лицензий было выдано иностранным проектам (22 – игры для мобильных устройств, 5 – для ПК, 2 – для консолей). Популярный во всем мире Fortnite остался без лицензии на внутриигровые продажи.
По прогнозам NewZoo, китайский видеоигровой рынок займет первое место в мире по объему, а совокупная выручка индустрии в стране составит $37,9 млрд, из которых 23 млрд придутся на мобильные игры, еще 14,4 млрд — на ПК-игры, а 0,6 млрд — на консольные тайтлы.