Картина «Edmond de Belamy» вошла в историю как первое произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, которое было продано на аукционе.
Слегка размытый отпечаток холста был продан в четверг за 432 500 долларов, что значительно превысило его первоначальную оценку в 7000-10000 долларов — на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
«Christie’s постоянно следит за изменениями на рынке искусства и за тем, как технологии могут повлиять на создание и потребление искусства», — сказал Ричард Ллойд, представитель Christie’s, в заявлении перед аукционом.
«AI уже был включен в качестве инструмента современными художниками, и по мере дальнейшего развития этой технологии мы рады участвовать в этих продолжающихся разговорах. Чтобы лучше всего участвовать в диалоге, мы предлагаем публичную платформу для демонстрации произведения искусства, которое полностью реализовано алгоритмом.»
Друзья Пьер Фотрель, Уго Казелль-Дюпре и Готье Вернье впервые начали экспериментировать с искусством и машинным обучением в прошлом году.
«Мы увидели, что алгоритмы способны создавать новые изображения, и мы были поражены их потенциалом», — сказал Вернье.
Чтобы произвести «Edmond de Belamy» и 10 других портретов из серии «La Famille de Belamy», в алгоритм подавалось 15000 портретов (в двух частях) из разных периодов времени. После рассмотрения этих работ первая часть алгоритма начала генерировать собственные портреты, пытаясь создать оригинальные работы, которые могли бы пройти как рукотворные.
«Все данные имеют сходство, поэтому имеют общие черты. Итак, первый алгоритм создает новые примеры этих изображений и пытается обмануть второй алгоритм, думая, что эти изображения, созданные на самом деле, являются реальными портретами, созданными человеком», — сказал Вернье.
«Мы смотрим на эти портреты так же, как это делал бы художник. Как прогулка по галерее, вдохновение. За исключением того, что мы питаем это вдохновение алгоритмом, и алгоритм — это та часть, которая делает визуальное создание.»
Новый подход к созданию картин не обошелся без критики. Многие деятели, работающие в области искусства и искусственного интеллекта, уже раскритиковали работу искусственного интеллекта.
В разговоре с The New York Times перед аукционом, Марио Клингеманн, художник, известный своей работой с машинным обучением, сравнил «Edmond de Belamy» с «детской картиной, в которой нужно лишь соединить точки».
Но в свете результата аукциона, вероятно, скептики поумерят свой пыл. Новая работа подняла интересные моменты вокруг природы человеческого творчества — и явно привлекла внимание мировых коллекционеров.
«Я думаю (искусственный интеллект) имеет свое место в мире искусства, потому что он пытается воспроизвести то, что сделал бы любой художник, например, пытается создать из того, что он знает», — сказал Вернье. «Это заставляет вас попытаться понять свое собственное творчество и то, как вы можете воспроизвести его.»