В самом центре Москвы, в саду Эрмитаж, есть уютный театр, который влюбляет в себя зрителей с первого посещения. Влюбляет тем, насколько он настоящий, близкий и честный. Это театр «Сфера» – театр живого общения, который создала Екатерина Ильинична Еланская.
Екатерина Еланская родилась актёрской семье в Москве. Она окончила Школу-студию МХАТ, работала в Малом театре, где играла ведущие роли. Но её призванием было стать режиссером. Даже больше, чем просто театральным режиссером. Екатерина Ильинична поступила в ГИТИС в режиссерскую аспирантуру к профессору М.О. Кнебель и уже тогда создавала спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни столицы. Она жила мечтой открыть театр, и этой мечте было суждено осуществиться в 1981 году.
Открывать новый театр всегда трудно, а если это театр новой формы, с новыми принципами, то осуществить мечту еще сложнее. Но Екатерина Еланская смогла убедить всех в необходимости существования «Сферы». Существования театра сердца, театра души и театра общения. В «Сфере» всё другое – пространство, артисты, зрители, спектакли. И основа этого скрывается в фразе: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием — мы утверждаем принцип сферы общения».
Началась «Сфера» за несколько лет до своего официального рождения. Первым «домом» новой формы стал Концертный зал П.И. Чайковского, проект которого составлял Мейерхольд. Позже «домом» стали стены старого особняка на Кропоткинской – в зале с лепным потолком, колоннами, старыми окнами при свечах появился спектакль «Белые люди» Достоевского. После этого наступили 7 тягостных лет молчания, когда оставалось только жить надеждой осуществления мечты. Но вот уже в 1978 году в литературном музее на Петровке в белом сводчатом зале монастыря состоялась премьера спектакля «Перед зеркалом» В.Каверина. Зал ожил, задышал, зритель погружался в атмосферу, спускался по каменным ступеням в «святую святых» – и замирал от происходящего.
После этого спектакли игрались в Доме-музее Достоевского, снова «Белые люди», и это был тот случай, когда «стены помогают». Артисты труппы во главе с Екатериной Еланской создавали художественный, поэтический и философский образ – и зрители уже не могли без этого. В мае в музее Бахрушина играли «Там вдали» В.Шукшина, а под сводами монастыря – «Берег» Ю.Бондарева. И именно после «Берега» по-настоящему родилась «Сфера». Актёры и зрители соединились, почувствовали что-то сокровенное и от переизбытка эмоций долго не могли расстаться после спектакля.
И вот в 1981 году театр был создан, у него появился дом – уникальная сцена, где нет границ между зрителями и актёрами, где все равны, где все общаются. Екатерина Еланская в начале 80-х говорила о том, о чем твердят по сей день. Она уже тогда создала то, что для некоторых до сих пор остаётся новаторством. Екатерина Ильинична чувствовала, что человек нуждается в диалоге – и дала такую возможность. Все принципы театра Еланской описаны в её книге «Живой театр» – это и пособие для актёра, и для зрителя, и для режиссёра, и просто для человека…
Мы хотим поделиться некоторыми отрывками из книги, чтобы рассказать читателям, какая она, «Сфера»:
Про то, каким театр должен быть Екатерина Ильинична говорила:
Сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и связь.
Действительно, когда мы, зрители, испытываем наиболее сильные эмоции? Ведь именно на тех спектаклях, где чувствуется это взаимодействие. Тогда действо проникает в душу, задевает за живое и никогда не покидает… Нередко говорят, что в театре человек должен испытывать духовный подъем, катарсис, но часто ли с нами это происходит?
Сфера может и должна стать огромной силой, духовно объединяющей людей. Сильнейшим фактором в деле нравственного воспитания человека, его внутренней культуры. Культуры общения, культуры души.
Сфера сразу смещает условия игры, заключая условия на равных: мы все здесь внутри, участники, партнеры – чего же прятаться, представляться? Давайте вместе помечтаем, подумаем, вспомним, сыграем в это, в то, как было тогда. Обоюдный живой процесс, ведущий к самораскрытию человека
«Сфера» по сей день трепетно соблюдает заповеди своего создателя. Здесь нет неравноправия в зале (разделения на партер, амфитеатр и тд), «зритель» и «действующий» находятся максимально близко друг к другу, от этой близости фантазия зрителя пробуждается, и он вовлекается в игру, становится еще одним действующим лицом.
Если говорить про «игру», то актёры «Сферы» явление тоже уникальное. Существующая сейчас труппа примерно на 90 процентов собрана Екатериной Ильиничной. Это те люди, которых она выбрала, которых она безумно любила и которых она вырастила в своей эстетике. Именно они составляют основу театра. Каким же должен быть актёр «Сферы»?
Вся жизнь актера непреложно и без всякого усилия должна быть подчинена его профессии
В живом театре – актер предъявляет себя и духовно обнажается. Это обряд, а не служба.
…высокий поэтический настрой души в соединении с большой эмоциональностью. Способность жить высокими ритмами. Начать сразу с ноты высокого нерва и, ощущая динамику роли, взбираться всё выше к её эмоциональным вершинам.
Сфера требует от актёра: содрать с себя всё, что наскорузло от актёрства и предъявить человека в подлинности с нервами и кровью. А этого живого ребенка невозможно подменить изделием из инкубатора.
В театре, где актёры следуют этим постулатам, появляется душа. Этот театр дарит радость и духовную надежду зрителям. На такие спектакли хочется возвращаться снова и снова.
Знаковые спектакли Екатерины Еланской в театре «Сфера»:
- «Маленький принц» – спектакль с неизменными аншлагами идёт в театре с 1983 года.
- «Театральный роман»
- «В лесах и на горах»
- «Я пришел дать вам волю»
- «Лолита»
- «Доктор Живаго»
- «Гарольд и Мод»
Екатерина Ильинична Еланская была не только создателем, вдохновителем и руководителем театра, она была его душой. Её нет уже несколько лет, но театр жив, всё также дарит зрителям тот самый «катарсис», создавая в зале атмосферу общения душ и сердец. И в каждом уголке театра звучат слова Екатерины Ильиничны: «Жги сердца. Но не ради зла, страдания, а во имя радости. Ибо в ней – наивысший смысл всего живущего.»
Фото предоставлены пресс-службой театра.