Глеб Панфилов завершил съёмки "Одного дня Ивана Денисовича" накануне своего 85-летия

Дополнительно:
Глеб Панфилов завершил съёмки "Одного дня Ивана Денисовича" накануне своего 85-летия

21 мая 2019 года режиссёру Глебу Панфилову исполняется 85 лет. Накануне своего юбилея Глеб Панфилов завершил съёмки фильма «Один день Ивана Денисовича«. Последний съёмочный день прошёл в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово». В помещении старой сельской школы был снят допрос Ивана Денисовича, попавшего в немецкий плен. Роль Ивана Денисовича Шухова сыграл Филипп Янковский.

«Один день Ивана Денисовича» снят по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына.

Режиссёр и автор сценария Глеб Панфилов дописал историю солдата Ивана Шухова, рассказав больше подробностей о том, как именно он воевал, как попал в плен, как бежал из него, как попал в лагерь.

Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в России и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал «В круге первом», после которого Солженицын хотел доверить «Ивана Денисовича» только Панфилову.

Судьба распорядилась так, что от рождения идеи до её воплощения прошло больше 10 лет. Наталья Дмитриевна Солженицына — вдова писателя и Президент Фонда Солженицына — поддержала Глеба Анатольевича в его идее дописать историю героя, чтобы сделать её более кинематографичной.

«Эта картина — о русском характере, — говорит Глеб Панфилов. — О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях, он остается живым и несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твёрдый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства«.

«Эта история о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, — говорит исполнитель главной роли Филипп Янковский, — и мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, найдётся немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера«.

Съёмки фильма длились две зимы — с декабря 2017 года по февраль 2018 и с января по май 2019 года.

«Один день Ивана Денисовича» — самая сложная и трудоёмкая картина в фильмографии Глеба Панфилова. На съёмочной площадке он проводил по 12 часов почти без перерывов. Молодая съёмочная группа — большинству членов команды было до 35 лет — обращала внимание на необыкновенную выносливость Панфилова. На протяжении двух зим режиссёр был полностью погружен в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором он хочет разговаривать с будущим зрителем. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая («Притяжение», «Трезвый водитель»). В лагере за камерой был классик российского кино Михаил Агранович.

«Одно из основных качеств хорошего режиссёра — это умение замотивировать команду, — говорит оператор военного блока Михаил Хасая. — Глеб Анатольевич Панфилов замотивировал меня на 100 процентов с первой встречи — своим подходом, материалом и своим взглядом на него. Я пришёл в этот проект в первую очередь ради опыта работы с режиссёром-классиком, мощнейшей личностью. Конечно, я задавался вопросом — зачем ему понадобился я, и старался внести в процесс какую-то энергию, которой от меня ждали. Но на протяжении всей работы я знал, что снимаю фильм Панфилова и был скорее слушателем, а не человеком, который пришел тут всё изменить. Мне интересно и важно было слушать его, опираться на его опыт. Ведь половина людей из моего поколения вообще ничего не знает про Гулаг, про войну и про то время. Это очень сложный материал, мы снимали его в сложнейших условиях — в лютые морозы, в лесу, по пояс в снегу, но Глеб Анатольевич всегда был «на передовой». Мы построили на месте съёмок режиссёрскую палатку с множеством мониторов — думали, что Панфилов сядет в неё и будет командовать оттуда. Но он всегда был на площадке, всегда смотрел в видоискатель, всегда был рядом с актёрами. Для меня это был колоссальный интереснейший опыт«.

«Впервые мы работали с Глебом Анатольевичем в 1992-м году, — рассказывает оператор-постановщик фильма Михаил Агранович, снявший с Глебом Панфиловым 4 картины. — Тогда он пригласил меня стать оператором фильма «Мать». Я, конечно, согласился, но для меня это был очень странный выбор материала — казалось бы, на дворе начало 90-х, перестройка: открылась запрещенная литература, стало можно снимать всё что угодно, а Панфилов выбрал главное произведение соцреализма. Я не мог понять — почему? А он не говорил об этом. В результате «Мать» оказалась намного актуальнее громких перестроечных фильмов, попала в основной конкурс Каннского фестиваля, а Панфилов получил в Каннах приз «за художественный вклад». Уверен, что и сейчас, когда тема ГУЛАГа многим кажется закрытой, режиссёр хочет сказать что-то, о чем пока знает он один«.

Режиссёр завершил съёмки накануне своего юбилея — 21 мая 2019 года Панфилову исполняется 85 лет.

Фильм должен выйти в прокат весной 2020-го года — ко дню Победы.

21 мая 2019 года режиссёру Глебу Панфилову исполняется 85 лет. Накануне своего юбилея Глеб Панфилов завершил съёмки фильма «Один день Ивана Денисовича». Последний съёмочный день прошёл в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово». В…

Оцените статью