Подробное руководство по фракции Гномы в стратегии Total War: Warhammer — сильные и слабые стороны, все доступные с самого начала лидеры, юниты ближнего боя, стрелковые подразделения и другое
- Рекомендованные гайды:
- Общая информация
- Условия для победы
- Доступные лидеры
- Юниты Гномов
- Пехота ближнего боя
- Стрелковая пехота
- Артиллерия
- Летающие юниты
- Провинции
- Провинция Серебряный путь
- Провинция Перевал Смерти
- Остальные провинции
- Что это даст
- Уникальные механики фракции
- Великая книга обид
- Перемещение под землей
Рекомендованные гайды:
- Гайд по фракции Хаос в Total War: Warhammer
- Гайд по фракции Зеленокожие в Total War: Warhammer
- Гайд по фракции Империя в Total War: Warhammer
Общая информация
Армии Гномов состоят из юнитов с высокими характеристиками дисциплины среди всех доступных в Total War: Warhammer фракций. Это позволяет им оставаться несокрушимыми в психологическом плане во время даже самых продолжительных и суровых сражений.
Фракция фокусируется на юнитах-пехотинцах — от самых слабых Горняков до чрезвычайно мощных Железоломов (один из самых сильных юнитов во всей игре).
Помимо одного-единственного юнита (Мстители) все остальные подразделения Гномов оснащены толстыми доспехами, что делает их максимально эффективными в бою с противниками, наносящими урон только по незащищенным целям (у которых отсутствует бронебойные повреждения). К примеру, таковыми являются практически все юниты Зеленокожих.
Отличительной чертой Гномов являются их стрелковые юниты. Они характеризуются немного меньшей дальностью чем, к примеру, стрелковая пехота Империи (не говоря уже о более медленной скорости передвижения), но зато без сомнения являются самыми защищенными в игре (в рамках своей категории).
Все три типа основных стрелковых подразделений (а также их различные варианты) имеют толстую броню, способную выдерживать серьезные повреждения. Кроме того, эти юниты по-прежнему эффективны при сражении в ближнем бою — они полезны даже тогда, когда у них заканчиваются боеприпасы. Более того, помимо Железных ящеров все стрелковые юниты Гномов экипированы щитами, что делает их эффективными в бою один на один против других стрелковых подразделений.
Большим плюсом этой фракции является тот факт, что многие юниты наносят бронебойный урон — даже три из четырех основных артиллерийских установок. Артиллерия, к слову, также заслуживает слова похвалы — некоторая ведет стрельбу на огромные расстояния и эффективна против больших скоплений войск или при работе с крупными тяжелобронированными противниками. В составе данной фракции вы также можете найти летающих юнитов — Автожир и Бомбовоз. Оба являются уникальными, если рассматривать летающие средства в целом, поскольку могут атаковать врагов с воздуха издали.
Гномы
Есть две вещи, которые выделяют экономику Гномов по сравнению с другими фракциями. Сначала о первой — исследование. Гномы имеют доступ к десяткам различных технологий, которые могут исследовать на протяжении всей кампании. Из-за этого ранние этапы игры кажутся более трудными, но после завершения части исследований и обучения армии Гномов уже никто не сможет остановить! Их безумный уровень дохода определенно играет важную роль в процессе обучения (вербовки) новых юнитов. Никакая другая фракция не сможет победить их в вопросе добычи золота. Вполне нормально, когда за один ход вы будете получать 30, а то и 40 тысяч золота.
Но у Гномов есть и свои недостатки — в общей сложности их три.
Первый — полное отсутствие магии. Ни один из юнитов, включая Лордов и героев, не может использовать заклинания. Это компенсируется тем, что Лорды и герои обладают способностью к повышению эффективности своих собственных войск, но не могут в то же время наложить дебафы на врагов. В обмен на неспособность использования магии Гномы приобретают 25% сопротивления к ней.
Вторая проблема заключается в отсутствии кавалерии — они не могут набирать каких-либо юнитов этого типа, а это значит — вы не сможете нанести удар по противнику с фланга.
Последняя и, вероятно, самая «неприятная неприятность» заключается в медленной скорости передвижения войск. Все юниты (кроме Мстителей, но они все равно таковые по сравнению с другими фракциями) двигаются очень медленно, практически с той же скоростью, которую, к примеру, развивает артиллерийская установка. Это частично компенсируется толстыми доспехами, но все же мобильность является их кошмаром (особенно в случае сражения со стрелковой кавалерией). С другой стороны, юниты очень эффективны в оборонительной игре, но средние по атакующим параметрам.
Играя за Гномов, вы сможете покорять поселения, принадлежащие другим фракциям Гномов и Зеленокожим. Однако вы не сможете получить контроль над землями, принадлежащими людям и вампирам — если вы нападете на следующие поселения (или они нападут на вас), то сможете либо разграбить их, чтобы получить золото, либо стереть с лица земли.
Условия для победы
Как и в случае со всеми остальными фракциями в игре, у Гномов есть свои условия для победы — завершение этого набора задач позволит вам выйти победителем в сюжетной кампании.
И вот они все:
- Объединить следующие Гномьи крепости либо напрямую, либо через вассалов и военные союзы: Караз-а-Карак, Барак Варр, Дрингораказ, Варенка, Крадтоммен, Туманная гора, Карак Азул, Пик, Карак Хирн, Мигдал Вонгалбарак, Карак Изор, Карак Кадрин, Карак Норн, Гримхолд и Карак Зифлин.
- Восстановить следующие Гномьи крепости либо напрямую, либо через вассалов и военные союзы: Карак Унгор, Гора Ганбад, Черный Утес, Экрунд, Карак Восьми пик, Карак Азгал, Галбараз.
- Уничтожить фракцию Зеленокожих.
- Убедиться, что военное присутствие Воинов Хаоса ограничивается лишь одной территорией — Пустошами Хаоса.
- Убедиться, что Архаон Навеки Избранный был ранен.
- Убедиться, что нет активных обид в Великой книге обид (уникальная механика, описанная ниже).
Условия победы похожи на все остальные фракции (за исключением Воинов Хаоса) — вам нужно уничтожить или захватить определенные провинции, разобраться с фракцией Зеленокожих (как и ей с вами в обратной ситуации) и прогнать Армии Хаоса обратно в Пустоши Хаоса.
Доступные лидеры
В начале игры будут доступны два лидера на выбор — Торгрим Злопамятный (являющийся также и лидером фракции) и Унгрим Железный Кулак. В зависимости от выбора Лорда вы получите определенных юнитов с самого начала игры, также будет отличаться и сам игровой процесс. Различия исчезают во второй части кампании, когда вы получите доступ ко всем остальным юнитам.
Торгрим Злопамятный начинает со следующими стартовыми юнитами:
- Местемет.
- Забияки.
- Молотобойцы.
Торгрим Злопамятный
Все они могут быть разблокированы довольно быстро (после того, как главное здание в столице будет прокачано до третьего уровня), но Местемет, первая артиллерия Гномов значительно упрощает сражения с противниками на ранних стадиях игры. Из-за низкой мобильности у Гномов возникают проблемы с преследованием быстрых юнитов. В этот момент на сцене появляется Местемет, которая позволяет уничтожать врагов с большого расстояния.
Также стоит упомянуть Молотобойцев — это одни из лучших бойцов ближнего боя в игре, экипированные толстой броней, обладающие высоким уровнем дисциплины и отличными атакующими способностями. Кроме того, выбирая легендарного лорда, вы получите ценные глобальные бонусы — уменьшение стоимости строительства зданий для обучения юнитов, уменьшение расходов на содержание наиболее распространенных пехотных частей Гномов.
Унгрим Железный Кулак начинает со следующими юнитами:
- Громобои.
- Мстители.
- Долгобороды.
Унгрим Железный Кулак
Юнит, который больше всего выделяется среди остальных — Мстители, способные наносить невероятно высокий урон. Однако их самым большим недостатком является полное отсутствие брони, что делает их крайне уязвимыми в сражении против стрелковых подразделений.
Долгобороды очень эффективны при защите других юнитов, в то время как Громобои могут разобраться практически с любым врагом за счет своих бронебойных атак. Глобальные бонусы ограничены юнитами Мстители — если вы не планируете использовать этих солдат, то не стоит выбирать данного лидера.
Эти Лорды отличаются друг от друга даже в том, что касается реального боя. Торгрим Злопамятный — идеальный лидер, имеющий доступ к различным способностям, которые повышают мощь ближайших юнитов. Унгрим Железный Кулак, с другой стороны, является чрезвычайно мощным бойцом — кроме небольшого количества Лордов, которых можно пересчитать по пальцам, сравниться с ним не сможет ни одно подразделение.
Юниты Гномов
Как было упомянуто в начале гайда, юниты Гномов характеризуются своими стойкостью, дисциплиной и сопротивлением магии, но платят за это неподвижностью и полным отсутствием кавалерийских подразделений и заклинаний. Зато у них есть одни из самых тяжелобронированных юнитов в игре, а также различные артиллерийские установки и даже летающие части, способные атаковать с расстояния.
Примечание. Есть и другие юниты у Гномов, но мы описали большую часть из них.
Пехота ближнего боя
- Горняки. Основной юнит ближнего боя, доступный Гномам. На поздних стадиях игры они становятся неэффективными в бою против более продвинутых юнитов, но по-прежнему сохраняют свою эффективность против врагов, не имеющих бронебойные атаки. Кроме того, у них есть две способности — «Передовое развертывание», позволяющее размещать юнитов за пределами стандартного диапазона, а также возможность нанесения дополнительного урона вражеским стенам и воротам.
- Горняки с подрывными зарядами. Вариация описанного выше юнита. Имеют точно такие же атрибуты, что и обычные Горняки, но получают возможность бросать взрывные заряды на небольшое расстояние. Заряды могут нанести большой урон крупным скоплениям противников. В свою очередь, это позволяет им быть эффективными в бою против более сильных юнитов при условии, что тот, на кого они нападают, стоит на месте.
- Гномьи воины. Юнит, который немного более эффективен в бою по сравнению с Горняками за счет повышенного урона и щитов, позволяющих избежать часть повреждений от стрелковых подразделений. Они чрезвычайно эффективны против крупных врагов и кавалерии, поскольку игнорируют бонусы их заряженных атак.
- Гномьи воины с тяжелым оружием. Вариация юнита, описанного выше. Они жертвуют своей способностью сражаться с крупными противниками и кавалерией, а также щитами, чтобы повысить урон по бронированным и незащищенным целям. Тем не менее, обычные Гномьи воины будут лучше из-за своей способности к игнорированию бонусов кавалерии и крупных врагов.
- Долгобороды. Речь идет о модифицированной версии Гномьих воинов. Они имеют улучшенную броню, наносят больше урона и еще более эффективны в сражении с крупными противниками и кавалерией. Кроме того, у них есть способность «Старые ворчуны», которая увеличивает дисциплину близлежащих союзников подобно тому, как это делает Лорд (к сожалению, этот бонус не складывается с тем, который предоставляет Лорд).
- Долгобороды с тяжелым оружием. Как и в предыдущем случае, эти юниты жертвуют своими способностями боя против крупных врагов и кавалерии, а также щитами, чтобы получить возможность нанесения большего урона по бронированным противникам. Обычные Долгобороды все еще лучше из-за тех самых бонусов, связанных с крупными врагами и кавалерией.
- Мстители. Одни из самых уникальных юнитов Гномов. У них отсутствуют доспехи, из-за чего они получают весь урон при любых типах атаки, но зато способны наносить противникам существенные повреждения в бою. Имеют доступ к ряду способностей, таких как уклонение от входящего стрелкового урона или последнего удара после того, как они будут убиты в бою. К сожалению, отсутствие брони делает их практически бесполезными.
- Молотобойцы. Вероятно, лучшее подразделение у Гномов. По крайней мере, когда дело доходит до нанесения урона. Их мощные удары имеют один из самых высоких показателей в плане пробития брони во всей игре. Также оснащены толстой броней.
- Железоломы. Самый элитный и технологически продвинутый пехотный отряд ближнего боя, доступный для фракции Гномов. Используются одни из самых лучших доспехов в игре (которые лучше, чем у ряда Лордов!) и оснащены щитами, усиливающими их преимущество в сражении. Более того, высокая дисциплина делает их нерушимыми в психологическом плане. Они очень эффективны при защите других подразделений за счет способности к игнорированию бонуса заряженных атак у любого юнита. Также имеют доступ к уникальному оружию дальнего боя — у него есть только два боеприпаса, но зато с его помощью можно ослабить вражеских юнитов прежде, чем атаковать их в ближнем бою. Эти подразделения очень дороги в обучении и содержании, но полностью окупают себя.
Юниты Гномов
Стрелковая пехота
- Забияки. Юниты, экипированные в толстую броню и щиты, что является чем-то неслыханным, когда речь идет о стрелковых войсках. Хорошо проявляют себя в дальнем бою, хоть и испытывают проблемы с бронированными целями. Когда заканчиваются боеприпасы, то юниты способны эффективно противостоять врагу в ближнем бою.
- Забияки с тяжелым оружием. Вариация описанных выше юнитов. Они отбрасывают свои щиты, чтобы иметь возможность использовать двуручное оружие — это позволяет наносить больше урона в ближнем бою после того, как заканчиваются боеприпасы огнестрельного оружия.
- Громобои. Другой стрелковый юнит Гномов. Подобно Забиякам они экипированы в хорошую броню и оснащены щитами, а их пули эффективны против тяжелобронированных целей. После того, как боеприпасы закончатся, способны дать отпор противнику уже в ближнем бою.
- Железные ящеры. Вероятно, самая уникальная стрелковая пехота в игре. Железные ящеры оснащены огнеметом, наносящим высокий урон против больших скоплений противника. Довольно низкая дальность сделала бы их уязвимыми, если бы не довольно приличная броня (120 пунктов!), которая лучше, чем у некоторых Лордов. Их единственным недостатком можно назвать низкий урон по тяжелобронированным целям.
- Железные ящеры с троллебойными торпедами. Измененная версия юнита, описанного выше. Огнеметы были заменены на торпедные пусковые установки. Они атакуют на чуть большую дальность, но являются неэффективными против больших скоплений противника из-за медленной скорости огня. Однако это чрезвычайно сильное оружие против одиноких, более прочных врагов и Лордов (героев) –снаряды наносят безумно высокий бронебойный урон (100 единиц). В остальном все то же самое. К примеру, используется такая же броня, что и у обычных Железных ящеров.
Артиллерия
- Местемет. Базовая артиллерия этой фракции, а также одна из самых эффективных в игре. Снаряды летят на огромные расстояния. Более того, они наносят большой урон по бронированным целям. Особенно актуальны в использовании против больших скоплений врагов с доспехами! Однако эти установки неэффективны при работе с крупными врагами или менее многочисленными отрядами.
- Пушка. Более совершенный артиллерийский агрегат, в какой-то степени являющийся эквивалентом пушки, описанной выше. Пушки эффективны против одиночных, тяжелобронированных целей. Они имеют высокую точность и способны наносить большой бронебойный урон, что делает их очень мощными при борьбе с вражескими Лордами и героями. К сожалению, характеризуются более низким темпом стрельбы по сравнению с Местеметом, что приводит к понижению эффективности против многочисленных групп противника.
- Органное орудие. Артиллерийская установка средней дальности, эффективная против практически любых противников. Она запускает серию из четырех снарядов с хорошими бронебойными возможностями. Это делает данный блок эффективным против как менее, так и более многочисленных групп бронированных врагов.
- Огненная пушка. Артиллерийское подразделение, созданное с единственной целью — борьба с огромными скоплениями противника. У выпущенных снарядов отсутствуют бронебойные повреждения, но они чрезвычайно эффективны против скоплений незащищенных войск благодаря огромному радиусу взрыва и «обычному» урону. К сожалению, они имеют довольно низкую дальность (для артиллерийских юнитов).
Летающие юниты
- Автожир. Самый уникальный летательный аппарат в игре, в виду того, что атакует с расстояния не только в ближнем бою, но и находясь на значительном удалении от цели. Этот аппарат чрезвычайно эффективен против скоплений незащищенной пехоты, но слабая точность и отсутствие бронебойных повреждений делают его бесполезным против одиночных бронированных целей.
- Автожир с серной пушкой. Вариация предыдущего юнита. Этот агрегат является полной противоположностью обычных Автожиров — эффективен против одиночных, тяжелобронированных целей и неэффективен против скопления более слабых противников.
- Бомбовоз. Еще одна вариация стандартных Автожиров. Этот юнит эффективен против скопления врагов, поскольку стреляет сериями снарядов. Наносит много бронебойного урона, что делает его полезным против больших скоплений тяжелобронированных целей.
Автожиры Гномов
Провинции
В этой главе вы узнаете о процессе развития провинций, которые вы могли завоевать за Гномов. Предполагается, что у вас уже есть контроль над восьми следующими провинциями: Серебряный путь, Перевал Смерти, Восточные Бесплодные пустоши, Западные Бесплодные пустоши, Южные Бесплодные пустоши, Скверноводье, Пустоши Нагаша и Долина Кровавой реки.
Примечание (информация основывается на опыте других геймеров). Завоевание этих провинций на «легендарной» сложности занимает порядка 80 ходов, но время каждый раз варьируется в большую или меньшую сторону. Все зависит от активности Зеленокожих, случайных событий, а также от того, сколько времени вы потратите на развитие провинций прежде, чем будете завоевывать новые.
Провинция Серебряный путь
В столице Караз-а-Карак нужно построить:
- Главное здание пятого уровня — это даст вам приличный импульс к получению дохода.
- Ангар.
- Монумент Гримниру — эта постройка уменьшит коррупцию в провинции на пять пунктов. Если этого недостаточно, то вы можете построить Святилище Мстителей (первый уровень) в поселениях — уменьшит коррупцию еще на три пункта.
- Чертог Гильдии инженеров — каждый из них увеличивает скорость исследования на восемь процентов (с восемью зданиями в каждой из столиц бонус составит 64%). Кроме того, эти здания позволят вам обучать героев (Опытных инженеров).
- Чертог Гильдии огранщиков.
- Тронный зал Верховного короля — уникальное для этого поселения здание.
На Столпах Грунгни нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Торговый склад.
- Мастерская инструментальщика.
- Казармы стражи.
На Горе Сквигхорн нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Мастерская инструментальщика.
- Казармы стражи.
- Питейный чертог.
Провинция Перевал Смерти
В столице Черный Утес нужно построить:
- Главное здание пятого уровня.
- Клятвенный чертог.
- Чертог Гильдии инженеров.
- Монумент Гримниру.
- Кузница рун.
- Дом Гильдии златокузнеца — уникальное для поселения здание.
На Железном Холме нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Арсенал — уникальное для поселения здание.
- Тренировочный зал.
- Плавильня железа — повышает доход, железо для торговли.
В Кара Дрон нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Большая лесопилка — повышает доход, лес для торговли.
- Питейный чертог.
- Торговый склад.
Остальные провинции
Поскольку первые две провинции, которые были описаны выше, дают доступ ко всем типам юнитов у Гномов (Серебряный путь и Перевал Смерти), то, как вы будете развивать остальные провинции, особо ни на что не влияет. Просто следуйте трем правилам: максимизируйте доход, повысьте скорость исследования и уменьшите коррупцию.
По этой причине в столице каждой провинции должны быть:
- Главное здание пятого уровня — это даст вам приличный импульс к получению дохода.
- Ангар.
- Монумент Гримниру.
- Чертог Гильдии инженеров.
- Чертог Гильдии огранщиков.
- Тронный зал Верховного короля — уникальное для этого поселения здание.
Остальные здания, отстраиваемые в простых городах провинций, должны быть направлены на увеличение дохода и обеспечение безопасности собственных территорий.
В поселениях нужно строить:
- Все здания, которые приносят доход и ресурсы для торговли.
- Торговый склад — он дает бонус в процентах к доходу. Этих зданий должно быть как можно больше в разных провинциях.
- Казармы стражи — за счет этого вы окружите поселение стеной, прибавив дополнительных юнитов для гарнизона. Наиболее полезны в поселениях, расположенных неподалеку от вражеской территории, или тех, которые находятся далеко от вашей основной армии.
- Мастерская инструментальщика — каждое из этих зданий даст вам 400 золота за один ход. Но с различными процентными бонусами от других построек эта величина может достигать 1000 единиц золота за ход за каждое здание.
- Питейный чертог — увеличивает общественный порядок на восемь единиц. У вас должно быть хотя бы одно такое здание в каждой провинции.
- Уникальные военные объекты и здания инфраструктуры. Эти типы зданий могут быть построены в определенных поселениях. Они дадут огромный импульс для юнитов и дохода.
- Стройте порты везде, где бы не находились. Они дают огромный бонус к доходу и развитию.
Что это даст
Захватив провинции Серебряный путь и Перевал Смерти, построив нужные здания, вы сможете разблокировать всех юнитов, доступных Гномам. Кроме того, их можно будет обучить и через глобальную карту — как для Лорда, находящегося в вашем гарнизоне, так и для Лорда на другой позиции. Расходы на обучение войск в глобальном режиме будут намного выше, чем при использовании поселений, но с доходом, которые есть у Гномов, проблемой это стать не должно.
Развивая восемь провинций, описанных выше, вы получите следующие преимущества:
- Доступ ко всем юнитам Гномов.
- Огромный прирост к скорости исследования — 64%.
- Повышенную устойчивость к коррупции — пять-восемь очков в зависимости от построенных зданий.
- Очень высокий доход — вы должны без проблем добраться до показателя в 20000 золота за ход (а с Торговыми складами он может достигнуть и 30000). Это позволит содержать большую армию.
Если справитесь с этим, то ваша фракция будет практически непобедимой. Гномы имеют довольно медленный старт из-за высокой стоимости зданий, но в конце игры никто не сможет угрожать вам. Даже озлобленная Армия Хаоса!
Уникальные механики фракции
Гномы имеют доступ к двум уникальным механикам, которые недоступны другим фракциям. Речь идет о системе обид и возможности путешествовать под землей. Последнее, к слову, также доступно и для Зеленокожих.
Великая книга обид
Обиды — фактически дополнительные цели, которые нужно будет выполнить. Это одна из важных механик Гномов, которая влияет на ряд вещей. Обиды — уникальные миссии, которые появляются в Великой книге обид с каждой враждебной деятельностью, связанной с вашими поселениями. Каждый раз, когда противник нападает на поселение, убивает или наносит ранение герою или Лорду, вам будет дана миссия (обида), требующая от вас выполнить аналогичную задачу.
Кроме того, у обид есть свои собственные требования — вы должны закончить их или повлиять на общественный порядок фракции, а также отношения с другими фракциями Гномов. Сложность данной механики можно увидеть в верхней части экрана, около количества золота, доступного в казне. Обиды, о которых вы не позаботитесь, начнут накапливаться и будут иметь серьезные последствия — уменьшат общественный порядок или даже заставят фракцию самостоятельно объявить войну. Вы должны выполнять их как можно скорее — тем более, что взамен сможете получить определенное количество золота.
Обиды также связаны и с кампанией Гномов. Победа в долгой кампании может быть достигнута лишь в том случае, если в Великой книге обид не будет нерешенных задач. В случае короткой кампании вы можете получить до девяти обид.
Есть некоторые баги, связанные с обидами. Иногда будут появляться обиды, связанные с фракцией Зеленокожих. На следующий ход, к примеру, она будет уничтожена и, как правило, автоматически исчезнет и обида. Иногда случается такое, что обида остается в книге и вы не можете завершить кампанию, поскольку фракции, которую нужно атаковать, больше не существует. Возможно, с выходом новых патчей проблема будет устранена.
Перемещение под землей
Эта механика доступна только Гномам и Зеленокожим. Выбрав функцию «Использовать подземелье», Лорд сможет мгновенно перейти в указанную область, как будто он туда телепортируется.
С подземельями связано несколько интересных последствий:
После перемещения Лорд не сможет атаковать другого Лорда или поселения.
- Лорд может быть перехвачен противником при использовании данного метода перемещения. В этом случае начинается схватка, которая проходит под землей, в узкой пещерной комнате. Вы не можете отступить или вызвать подкрепление. Армия, побежденная в такой встрече, будет полностью уничтожена.
- Лорд, использующий этот метод, полностью невосприимчив к воздействию местности.
- Используя такое перемещения, вы можете добраться до другой стороны непроходимой местности (к примеру, гор).
- Чтобы иметь возможность использовать такой метод перемещения, у Лорда должен быть в запасе полный ход — нельзя двигаться ни на дюйм. После перемещения у Лорда будут потрачены все шаги в рамках хода.
Запомните: эта механика позволяет вашему Лорду перемещаться в любую точку карты, но иногда может привести к нежелательным столкновениям с противниками.