Пивная машина для убийств, сухопутный линкор на колесах, вьетконговцы на деревьях и последний довод колонизатора
Их одинаково любят игроки в Crossout, орки из Warhammer: 40 000, исламские террористы из Command & Conquer: Generals, собранное наспех английское ополчение и расквартированные во Вьетнаме американцы. Речь, конечно же, о гантраках. Это вооруженные и бронированные грузовики — дешевое средство для рейдов и обороны конвоев. Об этом замечательном оружии, обильно представленном как в играх, так и в реальном мире, мы и поговорим в сегодняшней статье.
Первые шаги
Дебют бронированных автомобилей состоялся в Ирландии в начале прошлого века. В 1916 году ирландцы подняли очередное восстание — оно потерпит поражение, но послужит мостиком к получению независимости, которое последует несколько лет спустя. Однако это будет позже, а в 1916-м англичане вели мировую войну, и были решительно настроены не допустить сепаратизма на собственной территории. Бунт следовало подавить любой ценой.
Британский бронированный грузовик «Гиннесс»
Городские улицы отлично подходили для партизанской войны. Британцы не желали быть подстреленными из-за угла или с крыши, и поэтому решили обзавестись бронетехникой для перевозки пехоты. В этом им помогли реквизированные пивоваренные котлы с завода «Гиннесс». Проделав в них бойницы (и заодно нарисовав ложные), англичане водрузили цилиндрические котлы на грузовики, и покрыли все машины броневыми листами. Получилось недорого, практично, и даже с местным колоритом.
Основное преимущество гантрака в том, что его можно построить сравнительно быстро и просто. Вам нужен обычный грузовик, стальные листы и мастерская. Использоваться гантрак может по-разному, но подлинная его стихия — охрана автомобильных конвоев. За исключением брони и пулеметов это такой же грузовик, как и остальные, а значит, не возникнет проблем с поддержанием нужной скорости, повышенным износом некоторых механизмов (как у гусеничной техники), расходом бензина.
В силу дешевизны и простоты изготовления бронированные грузовики стали все чаще встречаться в армиях небогатых стран. Но особую известность они получали в руках всевозможных «борцов за свободу». Особенно показательна в этом плане Испания, которую в 30-е годы сотрясли бунты и последовавшая затем гражданская война. Основными владельцами испанских гантраков были анархисты и коммунисты — конкурировавшие за влияние на крестьян и рабочих партии левого крыла.
Самодельный броневик испанских анархистов
В их случае это был наиболее логичный выход. Достать до начала гражданской войны полноценную бронетехнику они не могли, а иметь ее хотелось. Результатом стал расцвет гантраков, которые делали не только из грузовиков, но и из автобусов, тракторов и даже легковушек.
Неожиданное распространение похожие машины получили во время майского блицкрига 1940 года. После разгрома во Франции, который закончился знаменитой эвакуцией из Дюнкерка, англичане всерьез испугались того, что Германия совсем скоро высадит солдат на их берегах. Готовясь к этому неприятному событию, британские власти, в частности, создали ополчение под названием Home Guard (»Домашняя гвардия»). Средний ополченец был необученным и скверно вооруженным мужчиной старше 40 лет.
Со складов им выдавали то, чего не жалко — устаревшее или изношенное оружие. Многие решали проблему самостоятельно, принося охотничьи ружья из дома. Схожим образом решался вопрос и с бронетехникой — гвардейцы с удовольствием переделывали в гантраки все, до чего могли дотянуться, причем местами получалось нечто совершенно хтоническое.
Мобильный дот в Бовингтонском танковом музее
Например, британцы додумались до концепции «мобильного дота». К бортам грузовика крепилась опалубка, ставилась арматура, и внутрь заливался бетон. Толщина в отдельных случаях могла достигать 15 см, что обеспечивало вполне уверенную защиту от винтовочного огня. Но даже это меркнет на фоне грузовика AEC Mammoth, в кузов которого британцы догадались вмонтировать 152-миллиметровое корабельное орудие!
Тот самый Mammoth с морским орудием
Были свои гантраки и у советской армии, но широкого распространения они не получили — в большой войне против сильной регулярной армии строительство гантраков было скорее жестом отчаяния. Но для гантраков все только начиналось — с концом Второй мировой мир погрузился во множество локальных конфликтов, где переоборудованные для боя грузовики вновь оказались востребованы.
Коварные джунгли
Сам термин «гантрак» (буквально — «вооруженный грузовик») придумали американцы во время войны во Вьетнаме. В начале конфликта излюбленной мишенью Вьетконга были автоколонны снабжения — крупные, растянутые на километры, слабо защищенные цели. Нападения на колонны становились все успешнее, потери росли. Наконец, в сентябре 1967 года терпение американцев лопнуло, и они решили что-то сделать. Еще во время Второй мировой некоторые американские грузовики имели готовый к бою крупнокалиберный пулемет Браунинга — более чем серьезный аргумент. Но теперь гантраки стали важной частью официально утвержденной тактики, и применялись намного шире. А еще они получили броню.
Вооруженный до зубов гантрак отбивает партизанское нападение на колонну
Сначала попробовали самое простое — мешки с песком. Неудачно — в джунглях повышенная влажность, и песок впитывал воду, утяжеляя и так изрядно нагруженные машины. Тогда стали наваривать стальные листы. Пришлись кстати корпуса подбитых или списанных бронетранспортеров М113, идеально подошедшие по размеру — их просто незначительно дорабатывали и крепили на кузова 5-тонных грузовиков.
Гантрак с корпусом от бронетранспортера
Атакованная из джунглей колонна заведомо находится в крайне невыгодном положении. Находясь как на ладони, стрелки охранения сами мало что видят — противник рассредоточен и умело пользуется растительностью. Броня лишь дает время опомниться и ответить, но в итоге выживание колонны зависит от огневой мощи. Надо нашпиговать джунгли таким количеством свинца, чтобы противника не спасло даже умение маскироваться. Если пуль достаточно много, рано или поздно какая-нибудь да найдет цель.
Вооружали гантраки всем, что давало желаемый эффект. Начав с пары пулеметов М-60, американцы быстро вошли во вкус. Крупнокалиберные «Браунинги»? Пожалуйста. «Миниган»? Легко. Те же «Браунинги», но спаренные? Или, нет, еще лучше — счетверенные? Отличная идея. И, как вишенка на торте — 40-миллиметровые автоматические зенитки. Гантраки значительно повысили выживаемость конвоев. Атаки на них, конечно же, продолжались, но теперь соотношение потерь резко выправилось в другую сторону — американцы стали регулярно находить на поле боя десятки неприятельских трупов.
А вот гантрак террористической организации GLA из C&C: Generals, прямая аллюзия на войну в Ираке
Бремя белого человека
Гантраки делали или те, кто не мог позволить себе нормальной бронетехники, или те, кому надо было сопровождать колонны. Но были две страны, имевшие потенциал для приобретения «нормальной» техники, но вынужденные создавать ее самостоятельно — в силу политических причин ее никто не продавал. И гантраки были одним из самых очевидных и простых вариантов.
Этими странами были Родезия и ЮАР. После окончательного развала последних империй на Западе был запущен процесс деколонизации, в результате которого к власти в бывших колониях обязательно должно было прийти черное большинство. В метрополиях понимали, что рано или поздно власть захватят именно коренные жители. Считалось, что дешевле и проще будет с самого начала поддержать наиболее умеренных местных, чем тратить силы и время на поддержку оставшихся белых. Поэтому Родезия и ЮАР, белое население которых пыталось сохранить власть за собой, обкладывались санкциями.
«Гиена» — один из первых MRAP’ов
Но сдаваться без боя они не собирались. Итогом стали растянувшиеся на десятки лет противопартизанские войны. Западные эмбарго заставили создавать собственные образцы вооружений — в том числе и гантраки. Поставленные в сложнейшие условия белые Южной Африки пошли еще дальше, и создали новый класс боевых машин — MRAP.
Дело в том, что во многом противостояние черных и белых было войной между городом и деревней. И самой серьезной угрозой для гантраков в сельской местности стали мины. За десятки лет войн на них гибли тысячи автомобилей, и проблему эту надо было как-то решать. Поэтому именно в ЮАР и придумали «противозасадный» автомобиль — как раз для противодействия партизанской тактике.
«Крокодил»
Самым важным нововведением было бронированное V-образное днище, форма которого рассеивала взрывную волну и усложняла проникновение минных осколков. Первые MRAP’ы были совсем неказистыми — авторы думали в первую очередь об эффективности, а не о красоте. Со временем броневики становились все более эстетичными, но все равно выглядели как помесь гроба с комбайном.
Отечественный опыт
То, что не нашло широкого применения в Великую отечественную, оказалось востребованным на полях сражений Афганистана и Чечни. Эти конфликты объединяли два фактора — гористая местность и специфический характер противостояния большой, созданной для мировой войны армии, и иррегулярного или полурегулярного противника. В организационном плане повторялась вьетнамская ситуация — длинные уязвимые колонны и против скрытных партизан. Разве что вместо джунглей были горы — но и они представляли не меньший выбор тактических вариантов для засады.
Вертикальный рельеф серьезно ограничивал возможности танков и машин поддержки пехоты — невысокие углы вертикальной наводки не позволяли достать поливающих сверху огнем «духов». Поэтому основой огневой мощи попавших в засаду колонн чаще всего были грузовики с установленными в кузов автоматическими зенитками ЗУ или ЗПУ. Они были предназначены для стрельбы по воздушным целям и поэтому могли задирать стволы достаточно сильно для поражения атакующих моджахедов. Защищали такие машины не только стальными листами. Изнутри борта могли завешивать бронежилетами, а низ кузова закладывали мешками с песком — чтобы защититься от минных осколков.
«Урал» с зенитной установкой ЗУ-23-2, Чечня, 2000 год
Но самое интересно, что советские гантраки в Афганистане использовались не только для привычной задачи — охраны колонн. Некоторые спецподразделения брали один-два бронированных и вооруженных до зубов «Урала», несколько захваченных у противника «Тойот», и совершали дерзкую вылазку уже против вражеского каравана. «Тойоты» с наряженными под афганцев спецназовцами, конечно, двигались несколько впереди, и вовсю пользовались своим характерным внешним видом. А когда противник понимал, что к чему, было уже поздно.
Мечта Безумного Макса
И в наши дни продолжают идти войны, в которых активно участвуют гантраки. Речь, конечно, про Сирию и Украину. Вначале каждая из этих войн носила ярко выраженный гражданский характер, что обуславливало недостаток вооружения у сторон. А такие обстоятельства всегда провоцируют участников конфликта на разнообразное творчество.
На Украине мода на гантраки прошла через несколько лет войны — по политическим причинам она довольно быстро приобрела ярко выраженный позиционный характер. Для таких боев сторонам вполне хватает обычного вооружения.
Сирийские джихадисты, сами того не зная, воспроизвели русскую сказку про Емелю, катавшегося на печи
В Сирии по-другому. Здесь речь скорее идет о попытке центральных властей удержать под контролем множество самых разных племен. Какой бы ни был характер войны, многие из этих племен все равно будут производить гантраки — просто потому, что это дешево и доступно. Позволить себе что-то более крупное они не могут просто из-за своей разрозненности. Поэтому гантраки продолжают ездить по пустошам, достойным Макса Рокотански — и будут кататься там до тех пор, пока в этой стране тем или иным образом не будет наведен порядок.
Вряд ли мы доживем до устаревания гантрака. Это — булыжник и коктейль Молотова от мира бронетехники, самое очевидное и простое, что можно изготовить. Причем пользу эта нехитрая машина приносит как нищим партизанам, так и лучшим армиям мира — для него везде находится применение. Что может означать только одно — человечество встретится с ним не раз, не два и не десять. Как в играх, так и в реальности.