Отец импрессионизма прогуливал школу, списывал сюжеты с картин сподвижников и увел жену с шестью детьми у друга. Пока весь мир оплакивает французского живописца (5 декабря 1926 года он ушел из жизни), вспоминаем о нем только хорошее и… удивительное!
Кажется, что все великие люди родились сразу старичками с бородой, точно знающими, как правильно жить. На самом деле нет. За каждой глыбой из мира искусства стоит человек – живой и непосредственный, который боится, ошибается, живет чувствами, но находит свой путь. Раскроем интересные нюансы биографии художника.
Фото: Getty Images
Прогуливал учебу
В школу Моне ходил во французском городке Гавр. Он бы из зажиточной семьи, прилично одет и уверен в себе, одноклассники его не обижали, тем не менее Клод учиться не любил и частенько сбегал с уроков. Позже он признавался, что с трудом осилил четыре арифметических действия. Так вот, он убегал из школы к берегу моря. И нет, не с мольбертом, как вы подумали. Более того, в то время он не любил картины. Масляные пейзажи нагоняли на него тоску.
«Прогулка по скале, Пурвиль», 1882 годФото: Getty Images
Вообще, кисти в руки Моне взял благодаря цепи случайностей. Сначала товарищ, художник Буден, с третьей попытки и чуть ли не силой затащил друга писать пейзаж на пленэре. Моне упирался, но в конце концов согласился и вдруг вошел во вкус. Да так, что засобирался в Париж, столицу живописи того времени.
Надо понимать, что отец-бакалейщик от решения сына писать картины был не в восторге, он-то рассчитывал, что тот выучится на юриста и продолжит развивать семейный бизнес – создаст сеть бакалейных лавок, например. Но тетка будущего импрессиониста была художницей-любителем. Ее слово имело вес, поэтому обошлось без конфликтов и лишения наследства, как, например, у Сезанна.
«Поле маков в ложбине у Живерни», 1885 годФото: Getty Images
Моне-отец положил безбедное содержание сыну, но при условии, что тот будет не просто пропитываться духом, а получит классическое образование в Школе изящных искусств. Моне честно пытался. Но не смог. Во-первых, он познакомился с другими дерзкими художниками, все чувствовали, что грядут перемены. И, решив не тратить годы на изучение того, что не пригодится в жизни, Моне учебу бросил. Отец тут же отменил содержание. Хорошо, что у тетки было не только право голоса в семье, но и свои деньги. На ее пособие Моне жил бедно, но зато весело.
«Женщина в лесу», 1865 годФото: Getty Images
Высмеивал других
Еще когда Моне было 15, он рисовал карикатуры на товарищей, учителей и уличных модников. Как раз в то время, когда вместо спертого воздуха школьного класса вдыхал морской бриз. Глаз у него был острый – моментально схватывал характерные черты человека и передавал их в преувеличенном виде. Иногда получалось обидно. Но неловко было только герою карикатуры, все остальные зрители радостно смеялись, узнавая знакомых.
«Денди с сигарой», 1857 годФото: Getty Images
Моне благодаря этим шаржам даже прославился: его рисунки стали продавать в единственной художественной лавке Гавра. Клод любил прятаться за углом и наблюдать за реакцией прохожих. 15−20 франков за штуку получал художник и бережливо откладывал деньги. На эти средства он потом какое-то время будет существовать в Париже.
«Набережная у Лувра», 1867 годФото: Getty Images
Был высокомерен и инфантилен
Каким вы представляете себе родоначальника импрессионизма? Серьезным и усердно работающим, ищущим себя? Но до такого Моне было еще далеко. В Париже это был мужской вариант Монеточки наших дней: никто не знал, откуда взялся художник, но его все любили. Был самым модным, самым остроумным, самым веселым, душой компании. В армии служить не захотел – откупился. (Ох уж эта тетушка! Что бы он без нее делал?!) Но попытку снова учиться предпринял. И снова бросил. И снова поступил.
«Вид на сад Тюильри, Париж», 1876 годФото: Getty Images
Однокурсникам Моне дерзил. За это его любили еще больше. Например, когда ему, новенькому, предложили стул, герой нашего повествования, сморщив нос, произнес, что на нем можно «только коров доить», и занял место преподавателя. Аргументированно доказав тому, что оттуда лучше видно!
Понятное дело, девушки были от него без ума. Но юным художницам было высокомерно отказано с формулировкой, мол, «среди моих любовниц только герцогини… или служанки. От золотой середины меня тошнит». И ведь никто не смеялся, только зауважали его еще больше.
«Лодка в Живерни», 1887 годФото: Getty Images
Он не платил долги
Тетушка исправно отправляла пособие, но жить на эти деньги с тем размахом, с каким хотелось бы, Моне не мог. Их едва хватало на еду. Кое-как он подрабатывал, рисуя на пару с Ренуаром портреты мелких торговцев. Но иногда заказов не было месяцами. А Клод любил жить красиво: одеваться у лучших портных Парижа, например.
Пьер Огюст Ренуар, 1867 год Фото: Getty ImagesПортрет Клода Моне, автор Пьер Огюст Ренуар, 1875 год Фото: Getty Images
Периодически те выставляли счета, которые Моне принимал как личное оскорбление. В ответ на очередное требование заплатить художник отвечал высокомерно: если еще раз заговорите об этом, я больше не закажу у вас ни одного костюма. И те не просто отставали, а уходя, еще и почтительно кланялись. «А что, так можно было?» – расстраивался Ренуар, у него такой фокус не проходил.
Списал сюжет картины
И у Ренуара, и у Моне есть картины под названием «Лягушатник». Это местечко под Парижем – такой комплекс с кафе, банями, лодочной станцией и небольшими островками – было очень популярно у творческих людей Парижа. Там пару месяцев провели и друзья-художники. Так вот, их «Лягушатники» настолько похожи и точкой, с которой писались, и стилем, и сюжетом, что позже на выставке авторы не могли определить, где из них чья. Серьезно! Правда, понять, кто на самом деле у кого списал, сложно: это был период формирования нового направления, друзья так много работали вместе, что, возможно, такая идентичность стала просто логичным следствием.
«Лягушатник», Клод Моне, 1869 годФото: Getty Images«Лягушатник», Пьер Ренуар, 1869 годФото: Getty Images
Не искал в любви легких путей
В жизни Моне было два больших романа, и оба достаточно трагические. В первый раз он женился на натурщице Камилле Донсье. О, это была большая любовь! Моне обожал жену, она была настоящим вдохновением для творца. Камилла отвечала супругу взаимностью. Как настоящая влюбленная женщина, она прощала мужу все: и голод (часто на день из еды у них были кусок черствого хлеба и молоко), и холод (в комнате из экономии не топили), и даже то, что Моне быстро промотал ее небольшое приданое, а ничего не заработал. Более того, был в их жизни особенно тяжелый момент, когда в деньгах Моне отказала даже тетка. Была возмущена его выбором жены. И Клод, бросив беременную Камиллу, мягко говоря, в плачевном положении в Париже, уехал домой. Тем не менее 15 лет художник и его натурщица прожили душа в душу, у них было двое детей.
«Женщина с зонтиком», мадам Моне с сыном, 1875 годФото: Getty Images
Через несколько лет после смерти любимой Моне познакомился с Алисой Ошеде. И это была странная история. Алиса была замужем, у них с мужем было шестеро детей. На самом деле именно с Эдуардом Ошеде художник и свел сначала знакомство – богатый предприниматель покупал картины Моне, а потом заказал и серию панно для замка. На этой почве подружились. Моне стал бывать в Шато под Парижем – доделывал заказ и заодно хорошо проводил время. В какой-то момент грянул кризис, глава семьи Ошеде засел в Париже, сосредоточившись на выходе из банкротства. В этот момент его жена Алиса и Моне сблизились. Несколько лет так и жили: муж делал вид, что ничего не знает, в то время как его супруга переселилась в дом, где жила семья Моне. И только после смерти Эдуарда пара оформила брак. Сохранились свидетельства современников, что художника вся эта история тяготила. К тому же Алиса, в отличие от Камиллы, была властной и постоянно диктовала условия. Но Моне не хватало духа ей возразить.
«Портрет мадам Моне», 1874 годФото: Getty Images
Выиграл в лотерею
Уже во время романа с Алисой Моне художнику улыбнулась финансовая удача: он выиграл в лотерею 100 тысяч франков. Снял дом в Живерни с садом, который посадил собственными руками. В садоводстве он находил огромное удовольствие. Если не работал над холстом, то ковырялся в земле. Когда к нему в гости приезжали друзья, вместо вина везли в подарок семена и саженцы. В тот период дела наконец пошли в гору, его картины признали и начали покупать. Поэтому Моне докупил земли и разбил в нижнем саду пруды. Из Японии выписал семена кувшинок, заказал строительство мостика. И потом написал этот пейзаж десятки раз при разном освещении.
Фото: Getty Images Фото: Getty Images«Мост через пруд водяных лилий», 1899 год Фото: Getty Images«Пруд: Зеленая гармония», 1899 год Фото: Getty Images
Был суеверным
Добиться признания при жизни везет не всем художникам. У Моне получилось. Ему даже предложили стать одним из академиков в Школе изящных искусств. Невероятно почетная должность. Но была странность: предыдущие кандидаты на это место, Роден и Дебюсси, умерли как раз накануне избрания в академию. Моне на тот момент был 81 год, он решил так не рисковать.
Фото: Getty Images
Предметно
Как вообще появились Клод Моне и импрессионисты? Художники психанули. Чувствовали, что академическая школа – прошлый век. Слишком четкие правила, слишком четкие линии, слишком мрачные краски. Тут еще и фото появилось – начали поговаривать, что живопись, особенно портретная, вымрет, не выдержав конкуренции. Ну зачем писать то, что можно сфотографировать и передать на 100% реальным? Моне и его единомышленники искали что-то новенькое, что-то далекое от классики с ее правдоподобностью. Они начали обращать внимание на игру света, как меняется окружающий мир в разное время дня и в разные времена года. Стали пытаться поймать впечатление (по-французски «импресьон»). Так и возникло новое течение.