10 неизвестных изобретений Томаса Эдисона

Томас Эдисон изобрел лампу накаливания

Вне всяких сомнений, наша жизнь была бы совсем другой без изобретений Томаса Алвы Эдисона. Этот гениальный инженер самым интересным образом изменил привычный порядок вещей, наполнив наш мир бесчисленными удивительными устройствами, созданными в его лаборатории в Нью-Джерси. Однако все ли они дошли до нас? Спросите любого — от Эдисона остались только лампочки. Но это далеко не всё.

Эдисон появился на свет в Огайо в 1847 году и уже в возрасте 22 лет получил первый патент. Последний патент на его счету появляется спустя два года после его смерти в 1933 году. Всего Эдисон запатентовал 1093 устройства в США и 1200 — в других странах. Биографы отмечают, что Эдисон регистрировал новый патент каждые две недели в течение всей трудовой жизни. Такому напору позавидовала бы даже Apple. И хотя многие из изобретений Эдисона не были уникальными и он постоянно судился с другими инженерами, чьи идеи «заимствовал», маркетинговые навыки Эдисона и умение влиять на людей заслуживают уважения.

Большинство изобретений Эдисона можно разделить на восемь категорий: батареи, электрические лампы и питание, пластинки и запись звука, цемент, горная промышленность, кино, телеграфы и телефоны. Но хотя «волшебника из Менло-Парка» помнят за его основные изобретения — кино, лампу накаливания и фонограф — его неустанное сознание постоянно работало, порождая новые идеи, которые либо не прижились, либо не были приняты общественностью. Некоторые из них могли бы прижиться сегодня.

Электрографическая голосовалка

Томас Эдисон

Эдисон был 22-летним телеграфистом, когда приняли его первую патентную заявку на машину, которую он назвал «электрографическим считывателем голоса». Он был одним из нескольких изобретателей, разрабатывающих инструменты для законодательных органов вроде Конгресса США, которые поспособствовали созданию системы удобного подсчета голосов, как того требовала мода и время.

Голосовалка Эдисона представляла собой устройство для голосования, подключенное к столу клерка. На столе располагались имена представителей конгресса, заключенные в металлические колонки с надписями «да» и «нет». Законодательное лицо должно было сделать свой выбор, после чего электрический сигнал поступил бы по проводам на стол клерка. После завершения голосования клерк должен был разместить химически обработанный лист бумаги на металлических панелях и провести по ним валиком. Химикаты на бумаге должны были реагировать на той колонке, куда поступил сигнал. «Да» и «нет» предопределяли результаты выборов и подсчет голосов.

Приятель Эдисона, другой телеграфист по имени Дьюитт Робертс, купил права на это устройство за 100 долларов и отвез в Вашингтон. Но Конгресс не захотел принять устройство, которое уменьшило бы время голосования — тем самым оставив меньше времени заговорщикам и политическим махинаторам, поэтому молодая голосовалка Эдисона отправилась на политическое кладбище.

Пневматическая трафаретная ручка

Пневматическая трафаретная ручка

Эдисон стал создателем предка машинки для набивания татуировок — пневматической трафаретной ручки. Это устройство Томас Эдисон запатентовал в 1876 году, оно задействовало стержень с наконечником в виде стальной иглы для перфорации печатной бумаги. Такая ручка была первым эффективным средством для копирования документов.

В 1891 году тату-мастер Сэмюель О’Рейли первым запатентовал тату-машинку, предположительно, на основе эдисоновской ручки. О’Рейли сделал только одну подобную машинку и использовал ее в личных целях. По крайней мере, записей о том, что он их продавал, нет.

О’Рейли иммигрировал в Нью-Йорк из Ирландии в 1875 году. После разработки собственной тату-машинки, многие циркачи и представители развлекательных сфер стали завсегдатаями его дома номер 11 на Чатэм-Сквер. Машинка работала быстрее, чем обычная рука татуировщика, и как многим казалось, давала чистый результат. После смерти О’Рейли в 1908 году, машинку выкупил один из учеников мастера и работал на Кони-Айленде до 50-х годов.

Магнитный железорудный сепаратор

Железная руда

Пожалуй, самый крупный финансовый крах в карьере Эдисона был связан с магнитным железорудным сепаратором. Идея, которую Эдисон вынашивал с 1880 до 1890 года, заключалась в использовании магнитов для отделения железной руды от непригодных низкосортных руд. В идеале, заброшенные шахты могли стать прибыльными из-за повторного извлечения железа — тогда железная руда стоила баснословных денег.

Лаборатория Эдисона была переоборудована с целью разработки этих самых сепараторов и их применения на практике. Изобретатель купил права на 145 заброшенных шахт и запустил пилотный проект на шахте Огден в Нью-Джерси. Эдисон серьезно вложился в проект, частично разделив затраты с General Electric Company. Однако технические проблемы в работе сепаратора так и не были решены, цена на железную руду упала, вынудив Эдисона прекратить разработки железорудного сепаратора.

Электрический счетчик

Электрический счетчик

Когда вы что-то делаете впервые, всегда возникает множество вопросов и проблем. Например, предоставление электричества предприятиям и жилым домам. Нужен способ определения, сколько потребляют клиенты, чтобы они могли честно платить по счетам.

Эдисон решил эту проблему, запатентовав Webermeter в 1881 году. Webermeter содержал две или четыре электролитические цинковые батарейки на обоих электродах и сульфат цинка. Цинк передавался от одного электрода к другому по мере того, как использовалось электричество. После подсчета метража (путем взвешивания батарей) батареи менялись.

Метод сохранения фруктов

Фрукты

Другое изобретение Эдисона родилось в результате лабораторных исследований стеклянных вакуумных труб во время разработки ламп накаливания. В 1881 году Эдисон запатентовал метод сохранения фруктов, овощей и другой органической пищи в стеклянных сосудах. В сосуд помещались фрукты и овощи, после чего воздух из банки должен был откачан насосом. Стеклянная трубка закрывалась другим куском стекла.

Другое, связанное с едой изобретение, вощеная бумага, обычно приписывают Эдисону, но она появилась во Франции еще в 1851 году, когда Эдисон еще пешком под стол ходил. Эдисон использовал вощеную бумагу при записи звуков, может отсюда у истории ноги и выросли.

Электромобиль

Первый электромобиль

Эдисон верил, что электричеством должно быть оснащено практически все, в особенности — автомобили. В 1899 году он начал разрабатывать щелочные аккумуляторные батареи, которые могли бы лечь в основу электромобилей. В 1900 году около 28 % от 4000 автомобилей, произведенных в Америке, работали на электричестве. Целью Эдисона было создание батареи, которая позволила бы проезжать более 150 километров без перезарядки. Эдисон отказался от своей идеи спустя 10 лет, поскольку изобилие бензина свело к минимуму необходимость электромобилей.

Но работа Эдисона не была напрасной — аккумуляторы стали самым прибыльным его изобретением и использовались в шахтерских касках, железнодорожных сигналах и морских буях. Друг Эдисона, Генри Форд, использовал его батареи в Model Ts.

Бетонный дом

Бетонный дом

Решив, что улучшить жизнь среднестатистического американца электрическими лампами, фильмами и фонографами недостаточно, «волшебник из Менло-Парка» в самом начале 20 века решил поселить семьи рабочих людей в крепкие огнеупорные дома, которые можно было бы недорого производить большими партиями. Из чего должны были быть эти дома? Конечно, из бетона! Этот материал компания Edison Portland Cement производила в больших количествах. Однако Эдисон, сославшись на свое воспитание рабочего класса, сказал, что если бы затея удалась, он не получил бы прибыли.

План Эдисона заключался в том, чтобы залить бетон в деревянные формы размером с дом, дать ему застыть, удалить рамы — и готово. Бетонный дом с декоративным литьем, водопроводными трубами и даже ванными продавались бы по цене 1200 долларов, что составляло бы треть от обычной цены на дом в то время.

Но хотя во время строительного бума в начале 1900-х компания Edison Portland Cement была везде и всюду, бетонные дома так и не прижились. Формы и оборудование для их создания требовали огромных финансовых вложений, которые могли позволить себе далеко не все строители. Стимул тоже был слабым: немногие семьи хотели переезжать в дома, которые позиционировались как призванные вывести людей из трущоб. Другой фактор — дома попросту были некрасивыми. К 1917 году компания Эдисона построила всего 11 бетонных домов в Нью-Джерси, но они были не очень хорошо приняты, поэтому больше такие жилища не строились.

А знаете, какой интерьер хотел включить Эдисон в такие дома?

Бетонная мебель

Бетонная мебель

Зачем молодой паре влезать в долги, чтобы приобрести мебель, которая проживет всего несколько десятилетий? Эдисон предложил делать бетонную мебель за полцены, которая будет вечной. Будучи сделанной из пористой пены, такая мебель весила бы всего в полтора раза больше, чем деревянная. После этого бетон полировался бы или окрашивался под дерево. Стоила бы мебель для всего дома не больше 200 долларов.

В 1911 году компания Эдисона слепила пианино, ванную и шкафы, в которых должны были размещаться фонографы. Шкафы с фонографами были разосланы по всей стране в качестве рекламного хода, а в записке, прикрепленной к шкафам, была просьба обращаться с ними как можно грубее. Шкафы должны были быть представлены на ежегодном шоу цементной промышленности в Нью-Йорке, но Эдисон не приехал, а о шкафах ничего не было слышно. Судя по всему, шкафы не пережили поездку.

Говорящие куклы и игрушки

Первая говорящая кукла Эдисона

После того, как Эдисон запатентовал свой фонограф, который в дальнейшем переродился в патефон и граммофон, изобретатель много думал над тем, где его можно использовать. Одной из идей, впервые записанной в 1877 году, но остававшейся незапатентованной до 1890 года, была миниатюризация фонографа и его включение в кукол и игрушки, тем самым давая им право голоса. Фонограф заключался в жестяной корпус в груди куклы, после этого прикреплялись руки, ноги и голова. Говорящие игрушки продавались по 10 долларов. Маленькие девочки сидели на фабриках и записывали песенки и стишки на фонографы внутри куколок с тем, чтобы ими потом занимались другие маленькие девочки.

К сожалению, идея говорящих игрушек намного опередила свое время. Звукозапись находилась в зачаточном состоянии, а шипящие и гудящие первые записи вызывали у детей скорее истерику и страх, чем удивление и радость. «Голоса маленьких монстров очень пугают, их неприятно слушать», — жаловались покупатели. Большая часть кукол не работала, либо голоса были очень слабыми. Хрупкая форма кукол не защищала хрупкий механизм от ударов, ну а дети никогда не были самыми аккуратными хозяевами своих игрушек.

Спиритический телефон

Спиритический сеанс

Развивая идею телефона и телеграфа, в октябре 1920 году Томас Алва Эдисон объявил, что работает над машиной, которая предоставит канал связи с миром духов. После Первой мировой войны спиритизм переживал возрождение, поскольку многие люди надеялись, что наука сможет дать им возможность пообщаться с погибшими. Будучи агностиком, сам изобретатель признался, что понятия не имел, существует загробный мир или нет, а в интервью журналу The New York Times рассказал, что машина будет измерять то, что он определил как рассеивание жизни по вселенной после смерти.

Эдисон переписывался с британским изобретателем сэром Уильямом Куком, который утверждал, что снимает души на спиритические фотографии. Эти фотографии, вроде бы, удивили Эдисона, но он никогда не показывал машину, которая могла бы общаться с мертвыми, а после смерти изобретателя в 1931 году, никаких следов такого механизма найдено не было. Многие люди решили, что он просто играл с журналистами, которые судачили о его «спиритическом телефоне».

Некоторые свидетели утверждали, что на спиритическом сеансе в 1941 году дух Эдисона рассказал, что трое из его помощников были посвящены в планы. Машина, якобы, была построена, но не работала. В другом сеансе Эдисон предложил некоторые усовершенствования. Изобретатель Дж. Гилберт Райт (не дух) работал над этой машиной вплоть до момента смерти в 1959 году, но насколько нам известно, ни один из духов на связь не вышел.

Что ж, каким бы оригинальным изобретателем Томас Алва Эдисон не был, до гения Леонардо да Винчи ему далеко. Но каждому времени — свой герой.

Оцените статью