Ретроспектива: Morrowind — Ностальгия по лучшей части Древних Свитков

Ретроспектива: Morrowind - Ностальгия по лучшей части Древних Свитков

Автор статьи Cyber_Cat




В далеком 2002 году компания Bethesda выпустила в свет игру, которая преобразила мир РПГ, и получила признание как критиков, так и огромного количества поклонников этого жанра по всему миру. Не смотря на срок давности, многие до сих пор считают ее эталоном среди ролевых игр. Свыше 60 наград, в том числе «Игра года», совершенно заслуженно получила третья часть The Elder Scrolls — Morrowind, о которой сегодня пойдет речь.

 Именно она открыла двери бешенной популярности всей серии Древних Свитков. Предыдущие по хронологии игры — TES1 Arena(1994) и TES2 Daggerfoll(1996), конечно, получили свою долю народного признания, но такой широкой известностью не отличились. Кстати, огромный успех Morrowind’а вызвал у геймеров интерес к ранее выпущенным частям, и особо усердные поклонники даже пытались адаптировать их под современные операционные системы. Позже TES3 получил два официальных дополнения -Tribunal и Bloodmoon, которые были тоже очень тепло встречены игровой аудиторией.

iX2BqlWTIL.jpg

  Чем же покорил геймеров Morrowind ?

  • Правдоподобностью и гармоничностью фентезийного мира. Собственная политическая система, тщательно продуманная и воплощенная религиозная структура, местный эпос и культурная составляющая, а также уникальные флора и фауна позволяют игроку максимально глубоко погрузиться в игровую атмосферу. 
  • Совершенно открытым миром и возможностью нелинейного выполнения заданий. С самого начала игрок волен идти туда, куда пожелает, и делать то, что посчитает нужным. Отсутствие привязок к конкретным локациям, и допустимость прохождения без привязки к определенной квестовой ветке дают абсолютную свободу действий, и право развивать персонажа тем способом, который наиболее удобен и интересен. 
  • Удивительным разнообразием географических зон. Тут и сказочные леса, и живописные, залитые солнцем зеленые луга с цветущим разнотравьем, болота и мрачные серые пустоши, по которым гуляют пепельные бури. Исследуя Морровинд не всегда можно знать наперед, какая картина откроется за следующим поворотом. 
  • Уникальной архитектурой населенных пунктов и свободных строений. Дома внутри разросшихся грибниц или в панцирях гигантских моллюсков, нерушимые крепости с мрачными лабиринтами подземелий, древние заброшенные сооружения в стиле стимпанка, внутри которых все еще гремят странные паровые машины и блуждают механические создания — все это пропитано магией и волшебной фантазией разработчиков. 
  • Разнообразием внутриигровых рас. Их, ни много ни мало, десять. И каждая имеет свое историческое и культурное наследие, традиции, особенности характера, а также индивидуальные навыки при создании персонажа.  
  • Отдельно хотелось бы отметить потрясающее музыкальное сопровождение от Джереми Соула, тщательно подобранное под каждое действие и очень точно раскрывающее игровой колорит. Каждому географическому району так же прописана своя композиция. Кстати, главную музыкальную тему Morrowind — «Call of Magic» играют на своих концертах известные симфонические оркестры, наряду с произведениями классических композиторов, а это уже о многом говорит. 

 Все вышеперечисленное позволяет игроку временно выпасть из реальности, и настолько сильно проникнуться чудесным миром древних свитков, что любой фанат всегда скажет вам: «В Морровинд не играют, в Морровинде живут». Да, это так. Это целая удивительная вселенная, заключенная в несколько сотен мегабайт дискового пространства.

 Действие разворачивается в вымышленной вселенной Нирн, на континенте Тамриэль, где на острове Вварденфелл расположилась провинция Морровинд. Вы — простой заключенный, дитя неизвестных родителей, без роду без племени, сосланный Империей в Морровинд вместе с уголовниками и головорезами. И выпущенный там на вольные хлеба, без еды, в потрепанной одежде, но с важной посылкой некоему Каю. С этой посылки и начинается основная сюжетная линия, но торопиться доставить ее вовсе не обязательно. У вас полная свобода выбора, и ничто не мешает начать самостоятельное исследование мира на предмет сокровищ и заработка не хлеб насущный. Благо, возможностей разжиться горстью-другой монет, в Морровинде предостаточно.

zSa1ZJjoWo.jpg

Основная сюжетная линия связана с противостоянием главному антагонисту игры — падшему богу Дагот Уру, который обосновался в самом жерле вулкана вместе с толпой фанатиков, и задумал устроить вселенского масштаба армагеддон. А пока этот армагеддон назревает, Дагот пускает по острову моровые бури и страшные болезни. Боги огородили вулкан магическим барьером, но его защита слабеет, и армагеддон, соответственно, приближается. Только возродившийся Герой из древнего пророчества способен остановить зло, но пока он существует только в легендах.

Эта линия с невероятно глубоким сюжетом, который гарантированно не оставит равнодушным ни одного любителя фентези. Продолжительная и масштабная, она наполнена увлекательными, порой довольно сложными квестами и неожиданными развитиями событий. По мере прохождения игроку предстоит исследовать опасные территории, объединять народы и племена, добывать смертоносные артефакты, и раскрывать страшные тайны, погребенные под спудом не одной тысячи лет, ведь истина, передающаяся из уст в уста, всегда искажена. На определенных этапах герою встретятся волшебник, которому больше четырех тысяч лет( он же обладатель солидной коллекции древних диковинок), настоящий живой бог, последний представитель вымершего народа, и многие другие уникальные сюжетные персонажи. Неповторимые эмоции обеспечены.

Особенностью строения внутренней общественной системы Морровинда является огромное количество всевозможных организаций — как официально разрешенных, так и нелегальных, а порой даже запрещенных. И больше десятка разных фракций готовы с удовольствием принять протагониста в свои ряды. Они имеют собственные цепочки квестов, которые никак не пересекаются с основным сюжетом, но могут пересекаться друг с другом. При вступлении в любую их них герою становятся доступны различные виды услуг, предоставляемые другими ее членами по всей территории Вварденфелла.

Три гильдии — бойцов, магов и воров, вступление в которые позволит неплохо заработать на начальных этапах, а опытные учителя-наставники помогут освоить интересующее героя ремесло. Игрок может быть членом всех трех гильдий одновременно.

Три Великих Дома данмеров — Хлаалу, специализирующийся на торговле; Редоран, воспитывающий из своих последователей непобедимых бойцов; и Дом Телванни, адепты которого владеют всевозможными магическими дисциплинами. Герой может присоединиться только к одному из них, на выбор. Прохождение квестов любого из Великих Домов дает возможность стать обладателем своего собственного поместья.

Имперский легион, защищающий интересы граждан империи, и охраняющий закон и порядок во всем Тамриэле.

Гильдия Мораг Тонг. Древнейшая официально разрешенная организация наемных убийц. Найти их будет непросто.

 

Три вампирских клана — Берне, Аунда и Куарра. Присоединиться к ним можно только став вампиром, а им можно стать, пережив укус другого «дитя ночи». Вампиризм дает как свои плюсы, так и весьма существенные минусы, поэтому нужно хорошо подумать, стоит ли игра свеч. Игрок может присоединиться лишь к одному из кланов, и при этом станет злейшим врагом для двух других.

Две религиозные организации — Храм Трибунала и Имперский культ. Вам решать, служить Трем, или Девяти, но одно скажу точно: стать атеистом в Морровинде не получится. 

Обязательно следует учесть, что интересы одних фракций могут быть в корне противоположны интересам других, и, стоит присягнуть на верность хотя бы одной из них, герой окажется вовлечен в хитросплетения внутренних конфликтов, где царят подлость и жестокость.

bmt6cN0mT4.jpg

Кроме квестовых линеек в TES3 огромное множество отдельных, не связанных друг с другом, побочных заданий. Их можно получить, разговаривая с местными жителями, из найденных во время путешествий книг и записок, и случайно, в ходе исследования мира. За некоторые из них героя ожидают уникальные награды.

Спустя полгода после релиза Morrowind, вышло первое официальное дополнение — TES3 Tribunal. В нем герою предстоит перенестись в столицу Морровинда, город Морнхолд, и разобраться, что же задумала местная божественная правительница Альмалексия, сила и авторитет которой, в свете последних событий, ощутимо поубавились. Сюжет Tribunal не отличается такой масштабностью, как в оригинальной игре , но для дополнения — более чем хорош. Прохождение аддона не требует создания нового персонажа и не связано с основной сюжетной линией, поэтому начать его можно сразу же после установки. Но, соваться туда новичку не лучшая затея, опасные высокоуровневые враги разнесут свежесозданного героя еще на начальных этапах.

Второе официальное дополнение — TES3 Bloodmoon вышло в 2003 году. Оно добавляет довольно большой остров Солстхейм на северо-западе от Вварденфелла, который принадлежит северным народам — нордлингам. Сюжет дополнения связан с внезапно начавшими исполняться Пророчествами Кровавой Луны — остров стали атаковать стаи кровожадных оборотней. Игровая территория Bloodmoon намного превышает по размерам относительно небольшой и закрытый Морнхолд, добавленный в предыдущем дополнении, и дает значительно больше возможностей для исследования. Сюжет тоже предполагает выбор стороны, к которой примкнет протагонист, и добавляет возможность превращения его в оборотня. Ликантропия, как и вампиризм, имеет собственные плюсы и минусы. В общем то, ничто не мешает создать контрольное сохранение, и загрузить его, если шкура шерстяного волчары не придется по душе. Как и Tribunal, этот аддон не имеет связи с главной квестовой линией и не требует создания нового персонажа, но так же отличается новыми сложными противниками, которые под силу только прокачанному герою.


Система развития персонажа в TES3 заслуживает особого внимания. Основные способности героя определяются главными характеристиками, которых восемь: сила, ловкость, сила воли, выносливость, интеллект, скорость, привлекательность и удача. При повышении уровня игрок выбирает три наиболее значимых для его стиля игры. Каждая из этих характеристик, кроме удачи, непосредственно влияет на возможность улучшения основных и вторичных навыков, которые определяются еще на этапе создания персонажа. Им можно обучаться у преподавателей, из некоторых книг, и совершенствовать самостоятельно. В последующих играх серии часть дисциплин упразднили, сделав развитие персонажа более стандартным и упрощенным. А главной особенностью прокачки героя в Morrowind является полное отсутствие ограничений на обучение, поэтому ничто не мешает игроку создать уникального героя, владеющего совершенно разносторонними способностями.

В отличии от более новых игр серии TES, в третьей части отсутствует система быстрых перемещений по карте. Для путешествий из одного населенного пункта в другой предусмотрено два основных способа — водный, на корабле, и сухопутный, на огромных местных животных Силт Страйдерах, которые выглядят как гигантские блохи. Еще в игре имеются несколько способов телепортации. Но все равно, основную часть территории придется обойти на своих двоих, в режиме реального времени. Маркеров заданий на карте, кстати, тоже нет, поэтому находить необходимый объект или нужного персонажа игроку придется самостоятельно, опираясь только на расположение сторон света и различные ориентиры, о которых упомянул квестодатель. Это несколько усложняет игровой процесс, требуя усиленной концентрации внимания, но вместе с тем привносит дополнительное ощущение реальности происходящего. А еще человеку, прошедшему Morrowind, топографический кретинизм уж точно не страшен!

v0P9FgkbUP.jpg

Ну а теперь я прекращу дифирамбы, и перейду к «ложке дегтя», которая, к сожалению, тоже имеет место быть.

Главным минусом является весьма внушительное количество багов и системных ошибок на момент выхода игры. Многочисленные вылеты в самых неподходящих местах, отсутствие нужных реплик в диалогах и прочие неприятные моменты, конечно, портили впечатление от игрового процесса. Однако, давайте смотреть правде в глаза — вы знаете хотя бы одну игру, выпущенную Bethesda Softworks, которая бы не требовала последующей доработки? Лично я — нет. После официального релиза разработчики выпустили несколько патчей, которые устранили большую часть багов, а то, что пропустили создатели, откорректировали особо старательные поклонники игры в своих неофициальных программах и фиксах. Благодаря их совместно проделанной работе, на сегодняшний день TES3 вполне играбельна, даже на современных платформах.

Еще одним недостатком является отсутствие личных ездовых животных. Да, лошади совершенно не вписываются в игровой ЛОР, но выбрать для этой цели кого-то из местной фауны было бы, пожалуй, вполне осуществимо. Территория Вварденфелла огромна, и исследовать ее было бы куда комфортней, находясь в седле. Мододелы создали плагины, позволяющие использовать для этих целей гуаров — вполне выносливых представителей животного мира Морровинда , но корректная работа этих модов не гарантируется.

Значительным сюжетным минусом является нереализованность прохождения основного квеста на стороне главного злодея и вступления в его фракцию. Многие игроки искали лазейки, которые открыли бы возможность присоединения к Шестому Дому, но, увы, разработчики ее не предусмотрели. Впрочем, неунывающие народные умельцы создали несколько модов, позволяющих герою перейти на сторону зла. Самый популярный и масштабный из них — Chaos Heart (Сердце Хаоса), полностью меняющий игровую систему и добавляющий уйму новых возможностей. Работы над этим неофициальным дополнением продолжаются и по сей день. Но, если вас по каким то причинам в свое время обошел TES3, настоятельно рекомендую для первого прохождения именно оригинальный Morrowind — такой, каким его задумали создатели.

BdACntqF32.jpg

Сразу скажу — на момент выхода игра имела достаточно высокие системные требования, но обладателю современного компьютера, искушенному невероятно реалистичными картинками в новейших играх, скромная графика начала нулевых вряд ли придется по душе. Но и тут на помощь пришли старательные фанаты, создавшие большое количество реплейсеров и ретекстуров, а также программы, позволяющие до неузнаваемости улучшить родную графику игры. Одна из таких программ — MGE XE, находящаяся в свободном доступе, и дающая очень много возможностей для усовершенствования визуальной составляющей. На ее основе имеется большое количество уже готовых играбельных сборок, а если появится желание создать свой собственный Морровинд — в интернете достаточно подробных гайдов и туториалов по работе с ней. А зарубежные поклонники решили шагнуть еще дальше, и придумали проект Skywind, суть которого заключается в адаптации Morrowind под игровой движок TES5. Работы над этим проектом так же не прекращаются, версии раннего доступа есть в сети.

 The Elder Scrolls 3:Morrowind, действительно великолепная игра, недостатки которой меркнут и бледнеют на фоне ее достоинств. И писать о ней актуально, даже спустя столько лет, ведь если бы не колоссальный успех третьей части, мир не увидел бы столь популярные и полюбившиеся игрокам Oblivion и Skyrim. А многочисленные плагины и модификации, выпускаемые поклонниками и по сей день, свидетельствуют о том, что публика, несмотря на прошествие такого количества времени, все еще не хочет отправлять Morrowind на покой, не хочет с ним прощаться. Поэтому, если вы по каким-то причинам не играли в нее, настоятельно рекомендую восполнить это упущение. Или просто, с приятной ностальгией вновь окунуться в этот волшебный мир, где под солнцем и небом будут так же тепло приветствовать вас, как и в далеком две тысячи втором. Ведь если не придет Герой, то не будет и Подвига…

Оцените статью