Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Недавняя выпускница режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина – Лейла Абу-аль-Кишек – продолжает начатую год назад спектаклем «Фрида. Жизнь в цвете» тему гениальных людей в искусстве. Историю живописи сменила история балета. Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот» – биография великого танцовщика, ожившая в небольшом пространстве Амфитеатра Симоновской сцены театра Вахтангова.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Здесь нет балета в привычном понимании, но танец зримо и незримо присутствует во всем: в словах героев, в зеркалах, в огромной, спускающейся до пола театральной люстре и, конечно же, внутри главного героя. Вернее, героини, ведь роль Вацлава Нижинского исполняет актриса Аделина Гизатуллина. Воплотить на сцене танцовщика балета для драматического артиста – большое испытание. В течение полугода Аделина занималась с педагогом по классическому танцу, чтобы понять и обрести то внутреннее состояние, благодаря которому существует искусство балета.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Но уметь двигаться – мало для драматического спектакля и на актера ложится двойная нагрузка. Тем более, что Нижинский – сложнейший персонаж. Сконцентрированный только на своем искусстве, полностью погруженный в себя, невероятно ранимый, с неустойчивой психикой, а к середине жизни уже имевший диагноз «шизофрения» гениальный танцовщик – это целый мир, другой мир, недоступный пониманию окружающих его людей.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Аделина Гизатуллина собрала в своем Нижинском все возможные оттенки эмоций. На каждом этапе его жизни – и совсем юного дарования, и зрелого мужчины, и мужа, и отца – одержимость танцем затмевала для него весь мир. И эта одержимость в каждом взгляде и каждом движении актрисы.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Внутренний мир человека на грани – основа и главная тема спектакля, именно вокруг этого неведомого зазеркалья строится рисунок происходящего. Реальный мир и люди, живущие в нем – только фон и иллюстрация, еще более усиливающая акцент на единственного героя. Тем не менее, основные этапы жизни Вацлава Нижинского показаны очень ясно и будут понятны даже неподготовленному зрителю.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

История начинается с того самого момента, когда знаменитый антрепренер Сергей Дягилев (Сергей Батаев / Денис Самойлов) увидел в Мариинском театре юное дарование Вацлава Нижинского и пригласил его в свою труппу. Тема личных отношений Нижинского и Дягилева показана в спектакле лишь легкими намеками, тонко и деликатно.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Надо отметить, что помимо темы творческих мучений, в спектакле очень ярко звучит тема самоопределения человека. Нижинский был очень верующим и отчаянно пытался жить по закону божьему. Отсюда его скоропалительная и тайная женитьба на венгерской аристократке и своей поклоннице Ромоле Пульской, которая так взбесила Дягилева, что тот расторг все соглашения и фактически погубил Нижинского. Ромола, в исполнении Аси Домской – зефирно-воздушное создание, в кружевах, кудрях и рюшах. Восторженно-влюбленная в образ со сцены. Именно в образ, не в самого Вацлава. Оказавшись в изгнании, с дочерью и не приспособленным к жизни мужем, она, наконец, опускается с небес на землю и с ужасом осознает свое положение. Она уже не болтушка-хохотушка, не ярая поклонница, она несчастна, и даже ее одежды меняют светлые, счастливые тона на траурные черные.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Как бы ни была трагична история, рассказанная на сцене, на мой взгляд, зрителю всегда нужно давать возможность улыбнуться. В спектакле есть два образа, не то, чтобы комичных, скорее тонко-ироничных. Это образ композитора Игоря Стравинского в исполнении Яна Гахарманова и образ слуги Дягилева, Василия, в исполнении Олега Лопухова.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Василий – совсем не типичный слуга «подай-принеси». Он отлично разбирается в сфере интересов своего хозяина, знает всю театральную кухню. Отличный психолог, он способен в чем-то даже манипулировать людьми, и в некоторых ситуациях даже быть кем-то вроде «серого кардинала». Хитрюга и ловкач, он, тем не менее, добрый и болеющий душой за происходящее человек. Мимика Олега Лопухова временами совершенно уморительна, невозможно удержаться от улыбки. Стравинский у Яна Гахарманова получился памятником собственному величию, и это действительно смешно. Особенно в одной из сцен, где Стравинский в бешенстве уходит, а за ним тянется шлейф из партитур.

Рецензия на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», театр им.Е.Вахтангова. Танец зазеркалья

Все эти люди, в сущности, вполне обычные, где-то талантливые, где-то не очень, но вполне доступные и понятные обществу. Кроме одного. Особый смысл спектаклю придает тот факт, что эта история реальна и герои ее – не выдуманные персонажи, а реально существовавшие люди. Как не убить в человеке гения, как увидеть и поддержать горящее внутри него пламя таланта. И как жить человеку, этим талантом обладающему, но совершенно беспомощному в обычном мире обычных людей.


Фоторепортаж – Людмила Сафонова

Режиссер-постановщик – Лейла Абу-аль-Кишек

Художник-постановщик – Дина Боровик

Композитор – Николай Шипулин

Музыкальный руководитель – Андрей Сергиевский

Хореограф – Елена Любашина

Педагог по классическому танцу – Ольга Каплунова

Режиссер по работе с актерами – Алексей Артемов

Художник-гример – Ольга Калявина 

Художник по свету – Сергей Мясников

Звукорежиссеры – Екатерина Волкова, Вадим Магаляс

Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова

В ролях: Аделина Гизатуллина, Сергей Батаев, Денис Самойлов, Олег Лопухов, Павел Тэхэда Кардэнас, Ян Гахарманов, Ася Домская, Николай Романовский, Денис Бондаренко

 

Место: Театр им.Е.Вахтангова

Оцените статью