ИГРЫ

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров


Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

Театр «Современник» представил зрителям первую премьеру на недавно открытой после реконструкции исторической сцене. Пьесу Ивана Охлобыстина «Дюма» в постановке Михаила Ефремова. По словам автора, пьесу он посвятил «всем артистам, так и не прочитавшим своего главного монолога».

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

Сюжет развивается в провинциальном театре, где актеры вот уже 30 лет играют единственный спектакль – «Три мушкетера». В один прекрасный день их покой нарушает чужак — местный фармацевтический король, купивший себе на один вечер право сыграть Д'Артаньяна. Дескать, в детстве все время смотрел этот спектакль, знает его наизусть, ну и денег куры не клюют. И вот новоиспеченный Д’Артаньян со своей, усыпанной бриллиантами, шпагой попадает в совершенно другой мир, непонятный обычному человеку. Мир театра. Точнее не столько театра, сколько закулисья. Мир, невидимый для зрителя, непонятный, абсурдный и пугающий. В нем живут люди, одержимые театром, не мыслящие какого-то другого существования. В каждом из них горит настоящий талант и у каждого есть мечта – о той самой главной роли. Для новоявленного Д’Артаньяна они читают вожделенные монологи из пьес, которые они так и не сыграли. Здесь и Чехов, и Шекспир, и Ростан, и Шиллер. Не важно, что зритель только один, они не могут не играть. Театр живет в них и они уже не видят разницы между спектаклем и реальной жизнью. Даже называют друг друга именами персонажей и сами становятся похожими на них. Миледи и в жизни коварна, Арамис набожный, а Портос любит выпить. 

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

В провинциальный театр зритель попадает еще до начала спектакля. Сцена закрыта допотопным белым занавесом (как в советские времена в госучреждениях на окнах). Он знавал лучшие дни, весь в дырах и пятнах. Сквозь самую большую прореху на сцене появляется Дюма собственной персоной (Кирилл Мажаров). И произносит прочувствованную речь на тему тишины во время спектакля. Очаровательная находка, приятное литературное разнообразие в одинаковых в каждом театре напоминалках. Вообще Дюма в этом спектакле – чудесный персонаж. То памятник самому себе, то саркастичный наблюдатель, а то и вовсе тапер. Он меланхолично перебирает клавиши, пока три мушкетера в гримерке под лестницей готовятся к спектаклю. Лестниц на сцене много, в какой-то момент думаешь: а ведь и правда, мушкетеры же вечно дрались на каких-то лестницах. Так что зритель совпадает в ассоциациях с создателями спектакля.

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

Аналогичная ситуация с Атосом, Портосом и Арамисом. Александр Хованский, Олег Феоктистов и Сергей Гирин – такие настоящие мушкетёры, до боли знакомые и родные. Абсолютно точное попадание в образы. Удивительно, но спектакль о закулисье странным образом становится чем-то из детства, причем из нашего общего детства. Наверное нет в России человека, не видевшего фильм Юнгвальд-Хилькевича, музыка из которого звучит в спектакле. И для нас мушкетеры (даже если они актеры провинциального театра) – это дружба, любовь, благородство и верность.

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

Моя пьеса — о взрослых, которые в душе остались детьми

– сказал Иван Охлобыстин, наверное он догадывался, что не только на сцене, но и в зале будет большинство таких взрослых.

Рецензия на спектакль «Дюма», театр «Современник». Столкновение миров

Несмотря на общую ироничность происходящего, в спектакле много серьезного и даже трагического. Судьбы людей, посвятивших жизнь одной, но пламенной страсти. Зависимость от обстоятельств и от чинов, ничего не понимающих в искусстве. Невозможность реализовать свою мечту и страх ее реализовать. Осознание уходящего времени и своей беспомощности. И любовь. Непонятная обычному человеку бесконечная любовь к театру.


«Я понимаю, что театральные люди иногда выглядят сумасшедшими. Об этом пьеса – о том, как два мира сталкиваются. Мир реальности и мир театральности» – Михаил Ефремов.

Автор: Иван Охлобыстин

Постановка: Михаил Ефремов

Сценография и костюмы: Евгений Митта

Художник по свету: Владислав Опельянц

Работа с монологами: Марина Брусникина

Режиссерская группа: Александр Кахун, Роман Хеидзе

Композиторы: Софья Кругликова, Алексей Яблоков

Видеохудожник: Анна Титовец

Хореография: Андрей Сергиевский

Фехтование: Михаил Бельский, Евгений Гулюгин, Сергей Самородов

Ассистент режиссера: Олег Плаксин

Помощник режиссера: Гулшан Олейникова

В ролях:

​Александр Хованский, Олег Феоктистов, Сергей Гирин, Евгений Павлов, Дмитрий Смолев Марина Феоктистова, Марина Лебедева, Таисия Михолап, Виктор Тульчинский, Олег Плаксин, Кирилл Мажаров, Александр Кахун, Глеб Осипов, Игорь Царегородцев

Фото: Сергей Петров

 



СМОТРИ ТАКЖЕ