[Мнение]Игры-сервисы — будущее игровой индустрии?

[Мнение]Игры-сервисы - будущее игровой индустрии?

Ну что же, мои дорогие читатели. Мы с вами уже успели за прошедшее время поговорить о многом, были и ретро воспоминания, и попытка живого диалога. Мы перемывали косточки издателям, но давайте взглянем на новый тренд в индустрии — игры-сервисы.

Игра-сервис — игра, которая постоянно развивается и дополняется со стороны разработчиков и издателя, и работоспособность которой поддерживается на протяжении длительного времени. (Если кратко, вот вам игра, в которой есть базовый контент, а затем вместо сиквелов мы будем вам продавать дополнения с новыми приключениями, юнитами и косметикой за цену меньшую, чем стоимость полноценного сиквела.)

Сразу оговорюсь, все сказанное мной, конечно не истина в последней инстанции, а сугубо личное мнение и может быть отличным от вашего. Поэтому если есть что добавить, не стесняйтесь комментировать, с удовольствием почитаю ваш взгляд со стороны. На этом заканчиваем ванильные расшаркивания и стартуем.

Начнем мы конечно с уже порядком побитого, но все еще стоящего на ногах Anthem от любимой многими студии BioWare и издателя Electronic Arts. На нашем портале вышел большой обзор сего шедевра, но пожалуй, вставлю свои пять копеек, ибо имел возможность приобщиться и поиграть около 20 часов.

bnJkdzCH2O.jpg

Прежде всего, игра не так плоха, как ее принято ругать. Но есть одно но, нет, не так — НО. Игры, как таковой нет. Есть конструктор-скелет, к которому криво скрученной проволокой примотаны вместе как хорошие, так и криво работающие механики. Игра в целом вызывает постоянное ощущение затянувшейся технодемки, или демоверсии, но никак не полноценного релизного продукта.

Да, есть положительные моменты: за кастомизацию джавелина и полеты я в целом ставлю царский лайк. Неплохо реализован импакт от стрельбы (справедливо только для геймпадов). Сама картинка не так плоха. Но вот дальше начинаются проблемы. Сюжет, с ним все сложно. Вместо привычного интерактивного кино, или хотя бы грамотно срежиссированного сюжета, нас подкармливают обрывками каких-то фраз, записками, аудиозаписями. Что-то подобное уже пытался изобразить Fallout 76 и эта игра явно не лучший пример для подражания.

Нету ощущения причастности. Осознания величественности мира, мощи этого самого Гимна творцов. Вспомните, какие были у вас ощущения в Масс Эффекте, когда вы впервые увидели Цитадель или Жнецов. А вступление в С.П.Е.К.Т.Р? Вот что обидно. BioWare всегда умели рассказать интересную и занятную историю, а тут ее банально нет. На крепость эту откровенно плевать, на окружающих NPC тоже откровенно фиолетово. Игра даже не пытается быть интересной.

Казалось бы, интригующий сеттинг, наконец-то новая вселенная от BioWare, которые до покупки компании ЕА выступали против сиквелов, потому что они создают миры. И что мы видим? Абсолютный провал в этом плане. За все время одна действительно мощная и эпичная битва, в которой даже не дают поучаствовать. Почему Доминион злодеи? Где их результаты злодеяний? Чем обитатели форта Тарсис лучше?

irmwc0xJYR.jpg

Где обещанная живая экосистема в открытом мире? Где разнообразие противников? Где разнообразие пушек? Всего 6-8 от силы моделек оружия на игру — это несерьезно. Это лут-шутер с кооперативом, это игра-сервис. Она должна завлекать игроков, чтобы у них было желание заходить в нее и проводить там свое время. А у Anthem банально нет ничего. Тут ситуация даже хуже, чем у SWTOR, где пройдя все сюжетки, игроки внезапно оказывались незанятыми, потому что контента с гулькин нос. Но последний проект BioWare даже по сюжету умудрился проиграть даже той же Destiny 2 и Андромеде. За всю игру, в которой разработчики напирали на важность и классность сюжета при любом удобном случае, всего два, ДВА, Карл! нормально срежиссированных сюжетных задания. Кто скажет, что это не важно для лут шутера, бегом перепроходить компании Destiny 1 и 2.

Да, я сказал это. Андромеда была местами интереснее в сюжетном плане, да и боевка в Anthem по факту — допиленная боевая система из Андромеды. При этом Андромеда умудрилась вызвать какие-то эмоции, позитивные и негативные и не только у меня. А Anthem — он мертвый. Он никакой. На него просто пофиг. Ну есть он и есть. Он не вызывает ни печали, ни радости, ни гнева. Он без души.

Играя в эту игру меня не покидало ощущение общей недоделанности, спешки и экономии. Как будто сперва решили вложиться и сделать дорого-богато, а затем изменили мнение на середине дороги и из обрезков на скорую руку сляпали продукт, который можно выкинуть на рынок. Да, возможно игра будет еще допиливаться, обрастать контентом, но первое — момент упущен, второе — имеются изъяны и недоработки на самом базовом уровне и их уже так просто не исправить. Anthem не воспринимается, как полноценная игра и хороший продукт.

GnyDPvla8B.jpg

От себя я Anthem ставлю заслуженные 5 из 10. И привожу, как пример максимально провальной и недоработанной игры-сервиса и лут шутера соответственно на данный момент времени.

HT6JG7dbkf.jpg

Далее у нас идут по списку Destiny и Destiny 2. Данная парочка игр — на самом деле неплохой пример того, как не самую удачную игру-сервис в целом можно при желании довести до ума и привести в божеский вид. Первая Destiny собственно и открыла для издателей привлекательность игр-сервисов, которые занимают промежуточное положение между ММО и сингл-проектами.

В ней поначалу не было огромного количества контента, были спорные механики и баланс, но был цельный и работающий механизм игры, дееспособные игровые механики, интригующий мир и сюжет, причем игрока постепенно знакомили с историей мира. И отлично срежиссированные сюжетные миссии. Да, были проблемы с количеством контента, но они были успешно решены разработчиками в дополнениях, вкупе с исправлением особенно раздражающих игроков игровых механик. Словом, пример пусть не идеальной, но неплохой игры-сервиса.

3NmlkNai81.jpg

Destiny 2 — что же, разработчики практически не извлекли уроков из первой части, и вместо развития относительно стабилизировавшейся игры, выпускают вторую часть, представляющую собой практически первую часть в новой обертке с парой новых плюшек. И снова неплохая картинка, работающие игровые механики, мир и сюжет не хватают звезд с неба, но неплохи, снова отлично срежиссированные сюжетные миссии, но опять те же грабли. Игроки дошли до капа и все. Ждите, контент скоро подвезут. К чести разработчиков, после не слишком удачного Осириса, довольно неплохого Марса и трогательного прощания с Кейдом-6, игра почувствовала себя получше. Да, разработчикам удалось невозможное и они второй раз смогли хоть как-то вытащить игру за уши из болота, в которое сами же ее и посадили. Вторая часть также являет собой пример не самой удачной, но в целом рабочей игры-сервиса.

NnpsdCwoPK.jpg

Про Warframe подробно сказать сложно. Я в нее банально к стыду своему не играл. Но из впечатлений других игроков, с которыми я общался, игра, стартовавшая не так уж и бодро, по факту пережила переделку игровых механик, дефицит контента и в настоящий момент чувствует себя весьма хорошо и в целом ситуация стабильная. Поправьте меня игравшие, если я не прав, но упомянуть Warframe, я был обязан, раз уж у нас речь идет про игры-сервисы и Anthem с двумя частями Destiny. Словом, это хороший пример игры-сервиса.

Хороший пример того, как концепция игр-сервисов может удачно работать, представляют нам автосимуляторы. Далеко ходить не нужно, тот же iRacing, к примеру, живет и здравствует и по сей день. Разработчики добавляют автомобили, трассы и считают прибыль. Да, сам по себе жанр спортивных симуляторов весьма располагает к внедрению такой модели. Покупка единожды какой-нибудь FIFA, NFL или NHL от EA, с дальнейшим докупанием новых сезонов, лиг и даже игроков, по сути ничем не будет отличаться от ежегодной скупки новых частей от все той же EA Sports, где мы имеем всю ту же игру, на том же движке, но с измененным ростером.

FQwFuvn1Lm.jpg

Поэтому нельзя однозначно записывать концепцию игры-сервиса в отрицательные стороны игровой индустрии и при любом упоминании нервно вздрагивать. Отрицательной является не сама привлекательность игр-сервисов для издателей, как таковая (для издателя она сулит значительную экономию в разработке), а стремление абсолютно все игровые франшизы в своем портфолио перевести на рельсы игры-сервиса. То, что отлично может работать в спортивных и автосимуляторах, может совершенно не работать в сингловых, сюжетно ориентированных RPG.

Ведь у каждого игрового жанра есть своя аудитория со специфическими вкусами и потребностями. Да, даже внутри одного жанра есть адепты какой-либо франшизы, которые будут крайне токсично и болезненно воспринимать резкое изменение общего курса развития. Поэтому ковровое бомбометание и плановый перевод всего, до чего дотягиваются руки на рельсы игр-сервисов — хорошо только с точки потенциальной оптимизации расходов, но на практике может вылиться в еще большие траты. С другой стороны, грамотное внедрение игр-сервисов в те жанры, где они будут вполне к месту, может помочь извлечь издателям дополнительную прибыль, которая может пойти на развитие других игровых серий издателя, а игроки сами смогут выбирать нужно ли им новое расширение для любимой игры, или же стоит подождать, а то и пропустить его.

pMrIiBB9p7.jpg

Поэтому не размахивайте заранее красными знаменами и не готовьте транспаранты: “Игры-сервисы — зло!”, “Сжечь жадных издателей!” и в таком же духе. Лучше подумайте над тем, что возможно в данном конкретном случае формат игры-сервиса — это не такая уж и плохая идея, как в случае со спортивными и автосимуляторами.

Игры-сервисы — хорошо. Главное, чтобы эта бизнес-модель была использована грамотно, с оглядкой на особенности игрового жанра, потребности игрового сообщества и иные факторы. Ибо очевидно, что при неграмотном и необдуманном применении даже самое благое начинание нанесет только еще больший вред, а не исправит ситуацию к лучшему.

Ну и самое главное. Да, в настоящее время издатели все чаще пытаются гнать конвейер ширпотреба, минимизируя издержки и максимизируя прибыль. Но вы сами выбираете что покупать и во что играть. Не поддавайтесь сладкоголосым обещаниям маркетологов. Не позволяйте собой манипулировать. Составляйте и имейте свое собственное мнение и не забывайте о банальном голосовании кошельком. Никакой, даже самый упертый и жадный издатель не будет выпускать то, что не покупают. Поэтому все в ваших руках. Используйте свой мозг, делайте выводы и играйте в хорошие игры. С вами был ваш Garruk.

BpeXtpbxbO.jpg

А что вы думаете по поводу нынешней моды на игры-сервисы?

Оцените статью