Играм и не снилось: самые странные реальные машины

Существовавшие на самом деле конструкции, которые выглядят так, будто их придумали для видеоигры

Кажется, в играх успели реализовать любой вид техники, который может встретиться в реальной жизни, или хотя бы вообразим. Однако энтузиазм изобретателей не знает границ, и иногда на свет появляются совсем уж изумительные машины.

Подводная лодка в стиле стимпанк

Играм и не снилось: самые странные реальные машины Подводная лодка Шильдера

Из воды вылетали боевые ракеты. Учебная цель — списанный с гражданского флота корабль — была поражена точно и затонула на глазах главы государства. Новейшая подлодка продемонстрировала впечатляющую мощь. Особенно с учетом того, что дело происходило в 1834 году.

Автор Карл Андреевич Шильдер был родом из-под Пскова, служил военным инженером и за время наполеоновских войн успел прославиться как неуемный изобретатель, придумавший множество приспособлений — например, канатный мост усовершенствованной конструкции. В те времена эксперименты с субмаринами только начинались, но Шильдер пошел еще дальше самых решительных новаторов. Задумав сделать собственную подводную лодку, он сразу решил, что вооружит ее ракетами.Для клепаного корпуса аппарата инженер использовал обычное котельное железо. Чтобы чудо техники не развалилось, в ход пошли шпангоуты. Люди, достаточно смелые, чтобы служить на этой лодке, попадали внутрь через одну из двух башен, герметизированных с помощью резины. В движение субмарину приводили лопасти, присоединенные к шестерне, которую вращал за рукоятку подводник. С помощью балластного отсека и насоса обеспечивалось погружение или всплытие, а специальными свинцовыми грузами можно было поставить лодку на «якорь» или перенести центр тяжести.

Наконец, лодка была вооружена просто устрашающим для такого сооружения арсеналом. Спереди она несла гарпун с пудовой пороховой миной. Предполагалось, что приблизившись к вражескому кораблю, лодка воткнет в борт гарпун и отойдет на безопасное расстояние, а затем мину взорвут электрическим разрядом, который передадут по проводам. В этой конструкции уже было море благородного безумия, но Шильдер решил, что мины недостаточно, и оснастил лодку еще и ракетами. Направляющие крепились к бортам, а в движение эти ПКР времен Пушкина приводились пороховыми зарядами, которые воспламеняли из лодки, опять же, электроразрядом по проводам. «Ракетные шахты» закрывались резиновыми укупорками, которые во время стрельбы ракета просто выбивала. Экипаж состоял из десяти человек, включая четверых, руками приводивших в движение гребные лопасти.

Играм и не снилось: самые странные реальные машины

29 августа 1834 года состоялись первые ракетные стрельбы. Условного противника изображали старые парусники, а само действо происходило на Неве на глазах Николая I. Первым же залпом экспериментаторы подожгли цели. Выглядело это все чрезвычайно эффектно, так что Шильдер получил возможность продолжать свои опыты.Увы! Ко всем достоинствам подводного крейсера добавились очевидные недостатки. Четверых матросов, даже отчаянно крутящих ручки, было недостаточно, чтобы разогнать лодку хотя бы до скорости пешехода. Что еще хуже — она очень плохо слушалась руля. Чтобы улучшить маневренность, Шильдер пытался оснастить свое детище водометом. Однако решить вопрос с ориентацией рулевого в пространстве так и не получилось. После нескольких лет испытаний эксперименты прекратили. Субмарину пустили на металлолом. А сам Шильдер много лет спустя погиб на Крымской войне. Его идея оказалась слишком уж новаторской для того времени. А жаль: при доле везения, для англо-французской эскадры в Крыму такая лодка могла стать очень неприятным сюрпризом.

Камнеметы. Тысячу лет спустя

В 80-е годы ХХ века израильтяне столкнулись с новой формой городской герильи арабов. Толпы, небольшие группы или даже отдельные подростки закидывали солдат камнями. Конфликт второй половины 80-х годов в Палестине даже получил неофициальное название «война камней». Вывороченные из стен камни, строительный мусор, куски бетона — в дело шло все, что можно было бросить в людей или технику.

Военные не хотели расстреливать кричащих арабов боевыми патронами, словесные убеждения не помогали, а резиновые пули все же иногда кого-нибудь да убивали. Израильтянам требовался какой-то надежный и безопасный способ рассеивать толпу (слезоточивого газа или водометов у них не было). Конструкторы из фирмы Rafael нашли решение — построили «Хацицит» или, по-русски, «щебнемет».

Играм и не снилось: самые странные реальные машины «Хацицит»

Сердцем этой установки был электромоторчик и крыльчатка (нечто вроде мощного вентилятора). На крыльчатку из коробов подавался щебень, после чего через специальный раструб камешки летели туда, куда требуется. «Хацициты» можно было монтировать на легковушки, грузовики, бронетранспортеры, их ставили даже на вертолеты. От платформы менялся в основном запас «боекомплекта»: на джип было трудно загрузить несколько коробов с щебенкой, зато на тяжелый грузовик — хоть несколько тонн.

Однако в итоге выяснилось, что щебнеметалка скорее способна потешить оскорбленное чувство справедливости солдат, которые теперь сами могли швырять камни в задир. Недостатков у щебнемета было хоть отбавляй. Камни постоянно летели не туда, один из солдат даже сказал, что самое опасное место при стрельбе — непосредственно возле установки. На дистанции свыше 100 метров щебнемет был полностью неэффективен, но если его подгоняли почти вплотную к толпе, убойная сила камней резко возрастала. Хулиганы, которых задевало издалека, убегать не хотели, а те, кто получали заряд в упор, бежать уже не могли. При попытках метать щебень с вертолетов камни причиняли такие тяжелые травмы, что проще было без затей использовать пулеметы. Так что «Хацициты» убрали на склады, и сосредоточились на изобретении не менее интересных систем — звуковых пушек, установок, распространяющих мерзкие запахи, и даже ружей для стрельбы суперклеем. К щебнеметам больше не возвращались.

Big Wind. Сдувая пожары

Играм и не снилось: самые странные реальные машины Big Wind

Поражающая воображение пожарная машина обязана своим появлением Саддаму Хусейну. Когда войска Ирака, оккупировавшие Кувейт, были сметены операцией «Буря в пустыне», отступающие части по приказу Хусейна начали взрывать и поджигать нефтяные скважины. Масштаб катастрофы был грандиозным: на небольшом участке пустыни (Кувейт чуть меньше Ивановской области по площади) полыхало 727 нефтяных скважин. Дело в том, что в Кувейте расположены одни из крупнейших в мире месторождений, а сама нефть в залежах находится под давлением. Проще говоря, после подрыва вышки, горящая нефть начинала сама бить фонтаном. В день сгорало в среднем по три миллиона баррелей, а дожди с остатками сгоревших нефтепродуктов и черные снегопады еще год шли даже в Иране. Разумеется, встал вопрос о том, как тушить этот погребальный костер амбиций Хусейна. От обычных брандспойтов толку было мало.

Нестандартное решение предложили венгры. По случаю распада советского военного блока в этой стране остались огромные запасы вооружения и боевой техники. Собственно, благодаря этому обстоятельству и появилась на свет установка Big Wind — самая монструозная пожарная машина в истории.

Основой для агрегата послужили танк Т-34 без башни и двигатели истребителя МиГ-21. К двигателям присоединили форсунки и шланги на платформе, позволявшей наводить получившуюся водяную пушку. Получившийся монстр мог изрыгать по 800 литров воды в секунду со скоростью 770 миль в час. Воду забирали по шлангам из заранее построенных резервуаров. Своих цистерн на машине не было: она и так получилась сорокатонной, а перемещаться могла только со скоростью пешехода. Впрочем, стремительно бросаться к очагу возгорания не требовалось: несмотря на теплоизоляцию, приближаться к горящей скважине требовалось медленно и плавно, чтобы пожарные (разумеется, в теплоизоляционной одежде и в шлемах) могли привыкнуть к жару.

«Большой ветер» тушил скважины не только зрелищно, но и эффективно. Однако после прекращения пожаров в Кувейте ему не нашлось работы. Машину использовали разве что для расчистки взлетных полос аэродромов. Для тушения обычных пожаров она не подходила: струя газо-водяной взвеси на сверхзвуковой скорости оказалась бы страшнее для обычного дома, чем сам пожар.

Кстати, не только венграм приходила мысль переделывать танки в противопожарную технику. Особенно много таких проектов было в России и на Украине после распада СССР. Например, так на свет появился «Импульс» — еще одна машина на базе старого танка, но предназначенная для залпового обстрела пожаров капсулами с огнетушащим порошком. Эта «система «Град» от мира пожарных машин предназначалась для особо сложных выездов — на буровые, АЭС, склады боеприпасов. Один экземпляр до сих пор стоит под Москвой в Кубинке.

Железные шарики

Играм и не снилось: самые странные реальные машины Кугельпанцер в Кубинке

В той же Кубинке экзотические машины представлены не только пожарным танком. В ангаре с техникой Третьего Рейха стоит одно из самых странных порождений немецких инженеров — «Кугельпанцер», танк-шар. Предназначение этого агрегата до сих пор — загадка: машину захватили на полигоне без документов и без единого специалиста, который мог бы объяснить, что это такое. Предположительно это была невооруженная, но хорошо защищенная машина артиллерийских наблюдателей с мотоциклетным двигателем внутри, но прямых подтверждений этому все еще нет. Как бы то ни было, шаротанк — далеко не первая попытка соорудить наземное средство передвижения такой формы.

В XIX веке появились первые велосипеды современного типа, и тогда же свет увидели причудливые устройства — интроциклы, в которых водитель находился прямо внутри огромного колеса. Специальная конструкция, включавшая в себя несколько колес поменьше, позволяла седоку не вращаться самому и управлять интроциклом. Способы вращения внешнего колеса различались — крутить его можно было и специальным приводом вручную, и ногами как на обычном велосипеде. Само собой, ближе к началу ХХ века появились интроциклы с мотором и даже с пропеллером. Правда, широко интроциклы не использовались, но развлекать ими публику удавалось отлично.

Играм и не снилось: самые странные реальные машины Интроцикл 30-х годов

После Первой мировой конструкторы попытались приспособить эту необычную концепцию для военных целей. В те времена как раз была популярна идея тотально моторизовать войска и выдать каждому солдату по боевой машине. Бронированный интроцикл, как казалось, отлично подойдет на эту роль. К тому же, некоторые конструкторы надеялись, что такая каракатица будет иметь отличную проходимость благодаря большому диаметру колеса, особенно если добавить к колесам грунтозацепы. А обтекаемая форма, на их взгляд, позволяла хорошо защитить водителя: пули и снаряды должны были рикошетить от стальной сферы. Получался этакий боевой шар: мотор приводил в движение два колеса по бокам (а то и моноколесо в центре), вся конструкция прикрывалась бронеколпаками, а к неподвижной части в середине или к колпакам сбоку пристраивались пулеметы. Почти звезда смерти, только сухопутная и маленькая. Во многих случаях пулеметы в комплект не входили: танк должен был просто давить супостата.

Трудность была в том, что такой шар неизбежно получался довольно высоким и не очень-то устойчивым. Из-за большого объема не получалось навесить на машину достаточно брони. К тому же машины не могли похвастаться вездеходностью: они очень сильно давили на грунт, поскольку с землей соприкасалась только малая часть колеса. Тем не менее, идея будоражила воображение конструкторов, особенно недоучек-энтузиастов. В 1928 году, например, к командованию Красной Армии обратился отчисленный студент технологического института, предложивший проект шаротанка под названием «Сходукет» с 12-метровым колесом по центру и батареей пулеметов по бокам. Из вуза его выгнали как раз потому, что все свободное время юноша посвящал разработке «сходукета». Военные его даже слушать не стали.

Играм и не снилось: самые странные реальные машины Проект боевого интроцикла

Удивительнее всего, что некоторые шаротанки дожили до испытаний. «Кугельпанцер» сохранился до наших дней, а современный исследователь Ю.Пашолок нашел в архивах отчеты об испытаниях его советского собрата. Советский аппарат, разработанный энтузиастами из Туркмении, даже имел пушку. К сожалению, в металле этот танк до наших дней не сохранился.

Не забывайте подписываться на Игры Mail.Ru в Яндекс.Дзен.

Оцените статью
Добавить комментарий