ИГРЫ

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ


И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ

Очередная премьера на Большой Дмитровке. МАМТ, пожалуй, уже не удивляет, а в рамках сложившейся традиции приучает (и приручает) зрителя – к хорошему, яркому, актуальному в мире танца.

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ

На этот раз в «трио» вошли балеты, созданные исключительно в XXI веке. Новейшая хореографическая история творится у нас на глазах. При том, что двое из трех хореографов лично почтили премьерные показы своим присутствием (увы, Триши Браун, автора «Ocomposite» не стало в 2017-м).

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ

Ольга Сизых, Иван Михалев, Максим Севагин

Снова три совершенно разных, не похожих друг на друга балета. Разные хореографические школы, оригинальное режиссерское видение и разные техники. Объединяет их, осмелюсь предположить, размышление о природе взаимоотношений, мысли про «человеческое, слишком человеческое». И талант хореографов и танцовщиков, разумеется.

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ

Ольга Сизых, Денис Дмитриев

«Прогулка сумасшедшего», Йохан Ингер, шведский хореограф, в прошлом – солист Шведского королевского балета. Музыкальная основа этой постановки, созданной Ингером в 2001 году – «Болеро» М.Равеля и «Для Алины» Аво Пярта. Пока оркестровую тему сменяет соло на фортепиано, на сцене разворачивается история одного мужчины и нескольких женщин. Стена-забор – то непреодолимое препятствие, то желанная возможность спрятаться и скрыться. Двери, открывающиеся невпопад, когда не нужно. Хореографу вместе с танцовщиками удалось передать ощущение вселенского одиночества – когда один на один со стеной, когда глухо и выхода нет. Из ситуации, отношений, из жизни. Равель привычно задает высокую планку, увеличивая по спирали не только темп, но и все эмоции и чувства. И вдруг он обрывается и уступает место минимализму нашего современника, великого Аво Пярта. В «Прогулке» отлично ощущается (и просматривается из зрительного зала) станцованность ансамбля исполнителей. И то, что они вкладывают в свой танец весь спектр эмоций.

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ

Наталья Сомова, Георги Смилевски, Евгений Поклитарь

«О сложная» (Ocomposite), Триша Браун. Только ленивый не написал уже, что этот балет – медитативный. Но что делать, если он действительно добивается такого эффекта? Три фигуры в белом на фоне звездного неба. Музыка Лори Андерсон и звучащая на протяжении всего танца «Ода птице» польского поэта Чеслава Милоша, лауреата Нобелевской премии, стихи которого любил и переводил Иосиф Бродский. К сожалению, субтитров не было, а заглянуть в буклет и прочесть перевод некоторые догадались не сразу. Хотя, со знанием текста можно было и не выйти из транса до конца вечера, это такой польский аналог поэзии Геннадия Айги. Тоже история отношений. Женщина и двое мужчин. Или это одна женщина и ее крылья? А может и не крылья, а «костыли» или преграды? Можно по-разному интерпретировать происходящее, а можно просто отключиться и смотреть на звезды, танцовщиков и слушать мягкую польскую речь. Кому как, но мне увиделось идеальное сочетание всех составляющих хорошей хореографии. Имя Триши Браун стоит в одном ряду с Пиной Бауш, Терезой де Кеерсмакер. Она любила экспериментировать с синтезом различных жанров, работая со скульпторами, композиторами, поэтами и по праву считается одной из фигур, оказавших влияние на развитие современного танца.

И снова три в одном. Премьера одноактных балетов «Ингер/Браун/Прельжокаж» в МАМТ                                    

«Свадебка», Анжелен Прельжокаж. К музыке Игоря Стравинского как нельзя лучше подходит эпитет «О, сложная». Его танцевать не просто трудно, он не дает «соврать», выложиться наполовину, дать себе отдохнуть или спрятаться за другими. Стравинский – как оголенный нерв и чистая красота, стоит лишь однажды услышать в его музыке Бога (можно оставаться при этом атеистом). То, что сделал со «Свадебкой» Прельжокаж сомнений не оставляет – он в Стравинском услышал всё. Его свадебный обряд – ни капли не веселый и даже не бессмысленный и беспощадный деревенский праздник в российской глубинке. Там счастья нет, радости, любви. Есть ужас перед неизбежным, слабость и безволие женщины, обычай, возведенный в ранг какого-то практически людоедского действа. Но не стоит думать, что это такой суперактуальный дискурс во времена побеждающего феминизма (не в России, сохраняйте спокойствие). «Свадебка» Прельжокажа – гремучая смесь, в которой много чего возникает прямо на сцене и где каждый, безусловно, сам расставит акценты. Чуть не забыла еще об одном нестандартном решении – на протяжении всего спектакля на сцене не только танцовщики, но и хор. Если кто-то после второго балета хотел остаться в медитативном состоянии, то лучше в антракте уйти домой, дабы избежать эмоционального потрясения. Но нет, не лучше. Потому что «Свадебку» нельзя пропустить, забыть и объяснить словами. 


Фото: Карина Житкова



СМОТРИ ТАКЖЕ