Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике

Изучаем основные приемы на поле боя, делимся секретами

Другие гайды:

  • Ultimate General: Civil War — гайд по интерфейсу
  • Ultimate General: Civil War — гайд по родам войск и их структуре

Введение

Приветствую! Вот и настала очередь святая святых — стратегии и тактики. Можно долго выстраивать корпуса и дивизии, устраивать кадровую чехарду из офицеров, вооружать и разоружать солдатиков. Это все лишь предваряет тот момент, когда войсковые массы сойдутся в решающем сражении. И здесь будет рулить не столько ваши организаторские способности и теоретическая подкованность, сколько, извиняюсь, прямота рук и ясное мышление. А они вытекают из серого вещества без прямых извилин — такой вот парадокс.

Самое интересное в том, что даже стратегия и тактика отвечают за разные участки мозга. Стратегия — это возможность видеть картину комплексно, охватывать всю суть сражения посредством анализа. А тактика — умение быстро реагировать на кризисы нестандартными решениями. Соответственно, можно быть хорошим стратегом, но плохим тактиком, и наоборот. В самой игре придется совмещать эти две ипостаси, потому что одно вытекает из другого. Ведь расписывая всю битву по пунктам стоит помнить, что еще ни один план не пережил столкновения с реальным противником, и импровизации — залог успеха.

Исторический контекст

В эпоху, предшествующую Гражданской войне в США, в мире шло активное развитие теории военного дела. Двумя мощными теоретиками, Клаузевицем и Жомини, были предложены свои рецепты «как добиться успеха в ратном деле». Жомини полагал, что основой победы является математический расчет, концентрация превосходящих сил как в наступлении, так и в обороне, а также последовательное улучшения качества войск. Клаузевиц не соглашался, упирая на дух и мораль, которые не поддаются вычислениям, а также ставил во главу угла энергичные маневры. Сразу оговорюсь, что я больше сторонник Клаузевица.

Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике Обороняться лучше в укреплениях

Оборона

Несмотря на распространенное предубеждение — обороняться порой сложнее, чем наступать. Отчасти это происходит из-за того, что оборона — вынужденный вид действий против превосходящего противника. При таких раскладах она требует очень грамотного микроконтроля и жесткого контроля расхода ресурсов. Основная задача — нанести врагу максимальный ущерб при минимуме затрат.

Главным элементом обороны является выбор позиции. Она должна быть максимально защищенной от огня противника. Если есть возможность — располагайте войска на возвышенной местности, в лесу или среди домов. В идеале все подступы к позиции должны быть простреливаемыми и на открытой местности. А лучше всего занимать узкие дефиле, вроде мостов, где оппонент не сможет маневрировать и использовать свое численное преимущество.

Не стоит растягивать линии обороны на всю карту. Лучше собраться компактно для защиты ключевых мест, а за счет сокращения фронта выделить резервы, которые будут парировать кризисы. При этом конечно не стоит строить фестунги (круговые оборонительные позиции) в отдалении друг от друга. Атакующий просто выбьет их по очереди концентрацией сил. Оптимальным будет расстояние нескольких ружейных выстрелов, для своевременного оказания помощи, а также взятия наступающих вражеских колонн в огневой мешок.

Опирайтесь на заранее созданные огневые контуры и схемы. Ваша задача держать войска оппонента на расстоянии, навязывая дистанционные перестрелки с выгодных позиций. Ни в коем случае не сваливайтесь в хаос рукопашного боя, где рулит тупая численность. Лучше проявить тактическую гибкость и отойти на запасные позиции. Для этого лучше всего подходит троллинг застрельщиками. Сосредоточенным огнем выщелкивайте бригаду за бригадой, сокращая количество активных штыков.

Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике Сокращайте пространство для маневра

Основой вашей линии обороны станут пехотные бригады, с приданной им артиллерией. В случае чего линейные солдаты могут отбить даже массированный штурм, если сзади их поддержат картечницы. Главное вовремя подвозить боеприпасы. При этом рядом должен стоять резервный полк, который должен быстро заткнуть брешь, если бригада побежит. Да и просто стоит периодически менять людей на передовой, чтобы бойцы отдохнули и восстановили мораль.

Застрельщики в обороне просто неоценимые юниты, особенно если вооружены нарезными охотничьими ружьями. Они могут вести огонь с дистанций, недоступных большинству штуцеров. Один батальон застрельщиков может успешно перестреливаться с целой пехотной бригадой, пока та не догадается пойти на штурм. Да и тогда они загоняют их до изнеможения из-за большей скорости передвижения. Их также не жалко выдвигать под массированный огонь, за счет разреженного построения, чтобы вести фланкирующий обстрел.

Кавалерия в обороне редко используется и зря. Именно этот род войск может быстро выдвинутся на место прорыва и надежно его запечатать. Необходимо иметь парочку полков, чтобы контрить действия вражеской конницы, которая норовит зайти с тыла. При этом необязательно ждать развития наступления противника, но и самому организовать стремительную контратаку, разгромив отбившийся от основных сил авангард. Периодические рейды по тылам приносят дивиденды в виде захваченных обозов и вырезанной артиллерии.

Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике Маневр и напор!

Наступление

Атака — решающее действие, с целью разгрома противника. Суть ее можно передать несколькими фразами «сосредоточение» и «напор». Соотношение наступающих должно быть минимум 3 к 1. Атака проводится всеми имеющимися силами против самого слабого места обороны, за максимально короткие сроки, чтобы не успели вмешаться резервы. Остальные силы должны изображать активную деятельность на всем остальном фронте, отвлекая внимания от основных событий.

Для начала выделяете из бригад застрельщиков и отправляете их вперед, для рекогносцировки и выявления засад. Затем, после установления огневых контактов, определяете конфигурацию войск противника и нащупываете «ахиллесову пяту». Далее начинается выдвижения штурмовых пехотных бригад. Не стесняйтесь пользоваться рельефом для скрытности и дорогами для более быстрого перемещения. Кавалерию не отрывайте от основных сил, чтобы она не потеряла силы и личный состав раньше времени.

Фаза штурма должна быть яркой и короткой. После артподготовки самые подготовленные бригады устремляются на штурм редутов. В этот момент кавалерия огибает сражение и либо бьет в тыл, чтобы привести к панике, либо устремляется дальше, чтобы парировать контратаку резервов. После прорыва фронта начинается фаза сворачивания линии, когда дивизии второй линии просто идут и сметают во фланг все, что видят. С этим справится кто угодно.

Очень большой проблемой даже после разгрома врага является преследование бегущих подразделений. Если задача стоит отбить позиции, то догонять паникеров не стоит — закрепляетесь на отвоеванных точках и пусть уже они вас штурмуют. Если цель — разбить врага, то здесь стоит подумать об успешном окружении в котел. Только так можно большую часть пленить или рассеять. Прорвавшихся сквозь кольцо пораженцев преследуйте застрельщиками и кавалерией, чтобы не сбавлять накала паники.

Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике Концентрация огня — залог успеха

Тактические советы и хинты

  • «Грабеж обозов». Первым делом отправляйте самые маневренные подразделения в тыл противника, дабы захватить все фургончики, какие видите. Вы увидите эффект, когда их пушки замолкнут, а пехота начнет вяло отстреливаться без снабжения.
  • «Голову долой!». К черту благородство — уничтожайте вражеских командиров и офицеров. Причем неважно чем — либо снайперскими винтовками, либо нарезными пушками «пэрротами». Это сразу ударит по морали и эффективности всей армии.
  • «Троллинг кавалерии». Компьютер довольно умело пользуется конницей для обходных маневров, поэтому нужно первым делом выбить из его рук этот опасный инструмент. Высылайте застрельщиков или драгун, агрите вражеских кавалеристов и спешно отступаете под прикрытие пехоты и пушек. Иногда развод получается и цвет лошадников гибнет под ружейными и орудийными залпами, после чего уже не оказывает никакого оперативного влияния на обстановку.
  • «Не торопись». Не гоняйте пехоту и кавалерию почем зря. Кондиция быстро тратится и медленно восстанавливается. Особо напряжными в этом смысле являются форсированные марши и рукопашный бой. Руководствуйтесь принципом «Тише едешь — дальше будешь». Исключение — форс-мажорные обстоятельства.
  • «Бей в спину!». Стрельба во фронт развернутой пехотной бригады почти не влияет на мораль. Старайтесь пощекотать фланги или тыл, и тогда даже закаленные ветераны побегут сломя голову. Лучше всего для этого подходят застрельщики и кавалерия. Стрельба по походным колоннам тоже приветствуется, так как пехоте наносятся дополнительные повреждения.
  • «Контрбатарейная борьба». Стрелять ядрами по пехотным массам, в надежде убить сотню другую, бессмысленно, в контексте многотысячных потерь в сражениях. Поэтому сосредоточьте огонь на вражеской артиллерии, особенно если ее не достать другим способом. Лучше всего для этого подходят нарезные «ордансы» и «пэрроты».
  • «Рывок». Если ведете перестрелку между двумя пехотными бригадами, то используйте время перезарядки вражеских мушкетов, чтобы придвинуться чуть поближе. Несколько таких сближений и можно идти на штурм, дав залп в качестве последнего аргумента. Мораль врага к этому времени уже серьезно пошатнется.
  • «Револьверы, сэр!». Сабельная конница имеет в своем арсенале револьверы, но вы никогда не видели, как они ими пользуются? Просто вы атакуете врага через ПКМ, и конница перестраивается в атакующую лаву. Нужно врезаться в противника походной колонной, прочертив маршрут через боевые порядки врага. Это не относится к драгунам, которые сначала стреляют, а потом отходят. Хотя и их можно использовать в рукопашной схватке.
  • «Как взять в плен?». Четкой формулы не существует, тем более, что подразделения всегда отличаются по качеству и подготовке. Однако всегда есть вероятность услышать песню группы «Руки вверх», если вы сковываете бегущих вражеских солдат рукопашный боем, и еще стреляете по ним изо всех стволов. Кавалерия тоже вносит свой дестабилизирующий фактор. Оружие пленных автоматически переносится в трофеи, да и сами они могут присоединиться к вашим победоносным войскам. Правда, не более 1000 за бой — ибо чит и дисбаланс.
  • «Читы? Нет — хинт». Этот прием могут скоро закрыть патчами, так что пользуйтесь. Если хотите пополнить боезапасы у пехотной бригады, то выделите из нее застрельщиков и отправьте их к фургончику. Патроны чудесным образом телепортируются к коллегам!

Итог

Будем надеяться, что весь этот свод правил по стратегии и тактики в Ultimate General: Civil War хоть немного отложился в вашей памяти. Но даже если не особо — не спешите огорчаться. Это всего лишь благие пожелания, которыми, как известно, вымощена дорога сами знаете куда. Ничто не даст вам лучшей подготовки, нежели постоянная практика. В военном деле выработанная интуиция порой значит больше, нежели многочасовые размышления над картой. Как сказал Марк Антоний в битве при Филиппах: «Если не знаешь, что происходит, и тебя одолевают сомнения — атакуй!».

Маневр и окружение

Оцените статью