ИГРЫ

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Гигантский подземный город, секретная линия Сталина, диггеры на военном объекте – чем реальное «Метро-2» отличается от игрового

Середина мая — самое время вспомнить о серии «Метро». Во-первых, сегодня пять лет исполняется «Метро 2033: Луч надежды». Во-вторых, на носу выставка Е3, и очень скоро нам наверняка расскажут подробности о новой части. Ну а пока мы вспомним о самом таинственном месте игры — секретной подземке «Метро-2», и том, как она выглядит (вероятно) в реальности.

В игре и серии книг «Метро-2» впечатляет — это целая отдельная подземная сеть с несколькими ветками, просторными станциями и даже гигантским подземным бункером. Собственно, именно такой московская секретная подземка описывалась в некоторых книгах и статьях особенно буйных исследователей — огромный подземный город, который в случае серьезной войны сможет укрыть десятки тысяч наиболее ценных для страны людей: политиков, военных и ученых. Реальность, конечно, более прозаична, но это не делает ее скучной.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Предполагаемая схема «Метро-2» — пунктиром

Еще до Второй мировой войны, когда московский метрополитен только начинал строиться, в него заложили и военные задачи. В случае войны станции превращались в сеть бомбоубежищ, причем как для гражданских, так и для укрытия военной инфраструктуры. Например, в конце тридцатых годов под Тверской (тогда — Советской) площадью планировалось построить станцию «Советская» Замоскворецкой линии метро. Но в проект внесли изменения, переделав станцию под соединявшийся с метро бункер гражданской обороны — сегодня там находится подземный пункт управления МЧС.

Задумка «параллельного» обычному метрополитена не лишена логики. В случае катастрофы, войны или массовых беспорядков первым лицам страны необходимо продолжать управлять государством и перемещаться по столице, при этом находясь в максимальной безопасности. Ну а после Второй мировой к угрозам быстро добавился еще и ядерный удар. Поэтому подземные убежища, командные пункты и узлы связи строились на совесть.

С другой стороны, метрополитен в те годы только начинал развиваться, ресурсов на все не хватало, поэтому поначалу многие задачи возложили на гражданскую инфраструктуру. Скажем, станция «Красные ворота» задумывалась еще и как командный пункт Наркомата путей сообщения, а «Маяковская» была запасным помещением штаба ВВС. Во время войны некоторые службы располагались прямо в вагонах поездов, отогнанных в тупики, другим же отводилось место прямо на платформах самих станций. Поезда на них не останавливались, а залы закрывались от проезжающих вагонов специальными перегородками.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Один из затворов обычного метро. Предполагается, что он ведет к ветке «Метро-2»

Но это все-таки было временное решение. Во-первых, «обычному» метрополитену на случай войны отводилась своя задача — укрыть жителей города в момент удара. Во-вторых, его защищенность была недостаточной для военных — в случае удара, особенно ядерного, часть станций и туннелей оказались бы разрушенными. Властям же нужны были линии, по которым в случае войны они смогли бы перебраться в безопасное место — следовательно, лучше защищенные и залегающие на большей глубине.

Известно, что первая линия такой подземки была построена еще при Сталине, а в позднем СССР создание и эксплуатацию системы курировало Пятнадцатое управление КГБ, занимавшееся строительством объектов для спасения населения и руководства страной в случае ядерной войны. Популярное название «Метро-2» никогда не являлось официальным — считается, что этот термин придуман московским писателем Владимиром Гоником, который собирал данные об альтернативной подземке в семидесятые-восьмидесятые годы, а в 1992 году опубликовал основанный на этих слухах роман «Преисподняя». Реальное наименование никому не известно: иногда упоминается индекс «Д6», но он относится только к одной из линий альтернативного метро.

В советские времена о «Метро-2» знали лишь избранные, а открытая информация стала появляться только после 1991 года, когда режим секретности был сильно ослаблен — да и эти факты до сих пор перемешаны с множеством догадок и городских легенд.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Дверь одного из советских подземных бункеров

С высокой степенью достоверности можно сказать, что ветки «Метро-2» пролегают на глубине в 50-200 метров. Это больше, чем у обычного московского метро, средняя глубина которого составляет 24 метра, а максимальная — 84. «Метро-2» идет через самые важные военные и инфраструктурные объекты Москвы: Кремль, объекты Министерства обороны и КГБ (ФСБ), а также некоторые научные объекты, персонал которых в случае угрозы следовало эвакуировать в первую очередь. Заканчиваются линии за городом, где эвакуированных можно пересадить на автомобильный транспорт или на самолет на одном из военных аэродромов. Количество веток разными источниками обычно оценивается от двух до четырех, но более или менее подробно известно только об одной — Д6, связывающей объекты Минобороны. Не исключено, что в максимальную цифру входят самые ранние ветки, которые сейчас уже заброшены. Плюс должны быть вспомогательные объекты, вроде подземных депо, смычек с обычным метро, замаскированных выходов на поверхность и т. п.

Важно понимать, что масштаб «Метро-2» очень сильно завышен прессой, писателями и просто фантазерами, воображение которых рисует чуть ли не альтернативную подземную Москву. На самом деле, в столь сложной системе нет смысла, а в некоторых случаях ее и вовсе нереально создать технически. Например, никакой критики не выдерживает «подземный город» в Раменках, который, по некоторым слухам, должен вмещать 15 тысяч человек на срок до 30 лет. Идея будоражит воображение, вот только одной воды такой город за тридцать лет должен будет извести сотни тысяч, если не миллионы тонн — а ведь еще потребуется хранить продовольствие, медикаменты и прочие ресурсы. Вместо подземного города в Раменках по некоторым данным находится подземный командный пункт Минобороны, а также некоторые вспомогательные сооружения, соединенные со все той же линией Д6.

Аналогичная история и с самим «Метро-2» — на самом деле, технически оно куда скромнее «обычного» московского метро. Это вполне естественно: у секретного метро нет задачи обеспечивать ежедневную жизнь многомиллионного города — нужно всего лишь быстро доставить нескольких тысяч человек в бункеры и за пределы города.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Например, та же самая линия Д6 состоит максимум из десятка станций, пары ответвлений, возможно, в ней есть соединение с обычным метро и собственное депо. Д6 и сегодня поддерживается в рабочем состоянии, хотя и не эксплуатируется активно — в мирное время в этом нет надобности. Несколько лет назад на Д6 даже удалось проникнуть диггерам, которые исследовали некоторые перегоны ветки, сделав немало фотографий. Неизвестно, был ли это просчет в охране объекта, или диггеры побывали там с разрешения спецслужб.

Д6 начинается от Генерального штаба Вооруженных сил в районе станции «Арбатская», проходит под главным зданием МГУ, затем идет к командному пункту в Раменках и оканчивается в аэропорту «Внуково-2», построенном специально для обслуживания первых лиц государства. Диггерами также был обнаружен туннель, который может связывать Д6 с обычным метрополитеном. Он находится рядом со станцией «Спортивная» Сокольнической линии и выглядит заброшенным. По некоторым наблюдениям, Д6 все-таки связана с обычным метро — например, использующиеся на ней поезда несколько раз замечали на станциях московской подземки, вероятно во время перегона в места технического обслуживания.

Туннель у Д6 всего один, а для пропуска встречных составов в нем есть развязки. Сами рельсы утоплены в железобетонные плиты, чтобы при необходимости по туннелю прошли и автомобили: диггеры обнаружили несколько микроавтобусов Nissan в рабочем состоянии. Контактный рельс, кстати, есть не везде, а на всех поездах установлены аккумуляторы или дизельные двигатели. Сами поезда сравнительно компактны — от двух до четырех вагонов. Скромно выглядят и платформы: белый кафель, скудное освещение — далеко до шикарных дворцов московского метрополитена.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Одно из фото, сделанных диггерами, которые пробрались на Д6

Из других возможных объектов «Метро-2» подробнее всего описана самая старая ветка секретной подземки, построенная еще при Сталине — от Кремля до «Ближней дачи» вождя в Кунцево. Сейчас эта ветка может частично использоваться МЧС. Также есть обрывочные сведения о линии от Белого дома и еще одной ветке, строившейся в интересах Министерства обороны, но информации настолько мало, что отделить правду от мифов невозможно.

Попасть в «Метро-2» простому смертному практически нереально — даже диггерам, потратившим годы на изучение московской подземки, удалось увидеть лишь кусочек этой системы, причем рискуя если не жизнью, то общением с компетентными органами. Хороший способ получить примерное представление о секретном метро — посетить бывший запасной командный пункт дальней авиации на Таганке. Это огромное сооружение советских времен, расположенное на глубине около 65 метров, включало мощную систему жизнеобеспечения и управления, и было связано специальными ходами со станцией Таганская. Бункер забросили в 70-е годы, когда в нем стала сдавать система вентиляции. Подземный командный пункт планировали перестроить, но так и не успели до распада СССР. Сейчас в бункер водят экскурсии.

Секретное метро в Москве: миф или реальность?

Подземный командный пункт дальней авиации в Москве

Другой способ — игры. Первой стала «Метро-2», изданная компанией «Бука» в 2005 году, а затем появилась и знаменитая серия Metro, основанная на романах Дмитрия Глуховского. Метро в них мало связано с реальностью, но некоторые намеки все-таки есть. Например, в «Метро-2» присутствует секретная станция под МГУ — с большой вероятностью она существует на самом деле. А в серии Metro есть бункер Д-6, скопированный с подземного города в Раменском — огромное многоуровневое сооружение, которое получает энергию от собственного ядерного реактора.

Подобные сооружения строились не только в. Правительственная подземка существует также в Соединенных Штатах, и соединяет Капитолий с Сенатом. Первую линию построили еще в 1909 году: по туннелю двигался открытый монорельс, имевший всего три посадочных места. «Капитолийская подземка» содержит меньше тайн, и даже открыта для посещения желающими — правда, в сопровождении сотрудников метро. Свои военные ветки есть и в метрополитене Пекина. Эта линия идет вдоль военных объектов, продолжая обычное метро, а за городом переходит в железную дорогу. Наконец, ходят слухи, что прямо сейчас под Москвой ведется строительство одной или нескольких новых веток «Метро-2». Если учесть, с каким размахом в последние годы государство вкладывается в безопасность, эти слухи вполне могут оказаться правдивыми.

СМОТРИ ТАКЖЕ

Дата публикации -


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *