Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Римас Туминас создал восхитительный, чарующий, абсолютно гипнотический спектакль. От поднятия занавеса и до финальных аккордов знаменитого вальса Арама Хачатуряна, написанного им специально для спектакля «Маскарад» 1941 года, трагически прерванного войной. Музыка и снег, как огонь и вода – можно смотреть вечно и оторваться нет сил. Кажется, эти стихии и есть главные действующие лица спектакля. Купировав лермонтовский текст, режиссер перевел постановку на визуальный уровень, гармонично сочетая классический театр с пластическим.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Мистическое пространство, созданное на сцене художником Адомасом Яцовскисом, как другой мир, обратная сторона Петербурга – красивая и холодная, зыбкая и сказочная. Здесь все не то, чем кажется, здесь бродят люди-медведи, в Неве обитает чудо-юдо рыба-кит, персонажи говорят без слов и взбираются на стены без лестниц. Здесь царят зима, холод и снег. Здесь все на контрасте: черное и белое, добро и зло, молодость и старость, любовь и ненависть, он и она…

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Он, умудренный опытом игрок и ловелас, Евгений Арбенин (Евгений Князев), она – нежное юное создание, невинное, легкое и воздушное – его жена Нина (Мария Волкова). Трагедия мужчины, введенного в заблуждение чередой нелепых случайностей, ослепленного ревностью и жаждой мщения и трагедия женщины, не осознающей происходящего. Лермонтов несколько раз переписывал финал «Маскарада», пока не остановился на самом печальном: Нина погибает от отравленного мужем мороженного, а Арбенин сходит с ума.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

В каждом своем спектакле, каким бы трагичным он ни был, Римас Туминас обязательно находит место для тонкой иронии, а иногда и откровенного сарказма. Все персонажи «Маскарада», кроме Арбенина и Нины, выглядят совсем не аристократически, скорее карикатурно. Это разношерстная толпа, состоящая из эмансипированных девиц, деревенских баб, обедневших аристократов, мужиков, игроков, и стариков.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Вот компания потрепанных картежников таскает за собой труп своего неудачливого товарища, умершего с зажатой в руке картой, не зная куда его пристроить. Его пытаются утопить в проруби, но он все время всплывает, пока им не приходит в голову привязать к трупу статую из Летнего сада. Из этой же проруби ни с того, ни с сего выныривает аквалангист, оглядывается по сторонам да и ныряет обратно от греха подальше.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Вот стайка девиц, увлеченных эмансипированными идеями Баронессы Штраль на разные лады вещает гимн:

Что женщина? Ее от юности самой

В продажу выгодам, как жертву, убирают,

Винят в любви к себе одной,

Любить других не позволяют.

Каждая произносит сей лозунг в своем неповторимом стиле, от писка до современных танцев, а Мария Бердинских делает это вовсе без слов.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Князь Звездич, вроде бы коварный соблазнитель, в исполнении Леонида Бичевина больше походит на водевильного шута, мальчишку, попеременно хватающегося то за женские юбки, то за карты, то за саблю, а в приступах раздражения приобретающего утрированный грузинский акцент.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Все эти мелкие людишки и их жалкие страстишки смешны и нелепы. Тем более трагической, величественной и исполненной достоинства выглядит фигура самого Арбенина. Евгений Князев в этой роли великолепен. Его Арбенин – образец аристократизма. Он живет по устаревшим и кажущимся уже ненужными законам чести. Рядом с живой и непосредственной Ниной, порхающей по сцене на пуантах, Арбенин кажется слишком старомодным и чопорным. Или Нина кажется слишком легкомысленной для него.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

В начале спектакля Евгений Князев десять минут молча сидит на краю авансцены, пока на сцене идет действие. Но его фигура настолько притягивает взгляд, что вам с трудом удастся вспомнить, что же было на сцене, кроме него. Стройный, подтянутый, с королевской осанкой, одетый и причесанный по последней моде своего времени аристократ отстраненно наблюдает то ли за происходящим на сцене, то ли за публикой. Чуть саркастичное, сдержанное и спокойное созерцание. Но за этим спокойствием кроется бездна силы и страсти, притягательная и демоническая бездна.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Хладнокровие изменяет Арбенину только в присутствии Нины. Только она способна зажечь в насытившемся прелестями жизни мужчине бушующий огонь любви. И только она способна вызвать в нем смертельную ревность. Неосторожно заронив сомнение в душу мужа, Нина как будто не видит, как он с каждой минутой становится страшнее и жестче, каких невероятных усилий стоит ему удержать заполнившее его пламя безумия.

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Вальс Нины и Арбенина – это танец смертельной жестокости, странно завораживающей жестокости. Каким-то невероятным чудом Евгений Князев заставляет зрителя симпатизировать своему герою. Вы наблюдаете, как он убивает свою жену, но вас это не ужасает, вам это безразлично, вы сосредоточены только на том, какие бури и ураганы царят в душе Арбенина, вас интересует лишь его внутренняя борьба с самим собой, со своей темной стороной, в которой он очевидно проигрывает. Вам жаль Арбенина, только представьте…

Рецензия на спектакль «Маскарад», театр Вахтангова. Смерть в ритме вальса

Римас Туминас придумал для спектакля еще одного персонажа, Человека Зимы (Олег Лопухов/Виктор Добронравов). Очень трогательного, светлого, смешного и чуть-чуть нелепого. Антипода Арбенина. Большого ребенка. Он все время на сцене, он играет, с любопытством разглядывает взрослых, и, как любой ребенок, принимает чудеса как должное. Он наблюдает за происходящем, но не вмешивается, он занят делом – скатывает снежный комочек, который к концу спектакля вырастет до гигантских размеров. Он – ангел, незримо присутствующий в этой истории, он никого не осуждает, просто наблюдает. Этот дивный персонаж кажется созданным исключительно для того, чтобы всех пожалеть, не только Нину, но каждого и даже самого Арбенина. И когда история будет кончена, он все еще будет кружить над ними, растворяясь в музыке и метели…

Постановка: Римас Туминас

Сценография: Адомас Яцовскис

Художник по костюмам: Максим Обрезков

Художник по свету: Майя Шавдатуашвили

Музыка: Фаустас Латенас

В ролях:

Евгений Князев, Мария Волкова, Ольга Немогай, Леонид Бичевин, Лидия Вележева, Александр Павлов, Александр Рыщенков, Михаил Васьков, Андрей Зарецкий, Юрий Шлыков, Виктор Добронравов, Олег Лопухов, Анна Антонова, Владимир Бельдиян, Мария Бердинских, Михаил Васьков, Ирина Дымченко, Андрей Зарецкий, Евгений Косырев, Юрий Красков, Александр Павлов, Александр Рыщенков, Екатерина Симонова, Александра Стрельцина, Василиса Суханова, Мария Шастина, Евгений Пилюгин

Оцените статью