Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда?

Мы вспоминаем одно из самых трагичных событий Второй мировой, которое идеально подходит для игр, но в играх почти не встречается

8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Началась одна из самых трагических глав Второй мировой, когда многомиллионный город дрался с врагом при почти полном отсутствии снабжения, в условиях жуткого голода и недостатка элементарных вещей.Сегодня видеоигры возвращаются к теме Второй мировой, причем их разработчики стараются искать какие-то события, ранее почти не использовавшиеся. Блокада Ленинграда отлично подходит под это требование — несмотря на трагичность и масштаб, в играх про нее почти не вспоминали. Мы решили в подробностях рассказать об этом событии, а также подумать, как блокада могла бы выглядеть в играх.

Замыкание кольца

Ленинград был вторым по населению городом Советского Союза — 2,9 миллиона человек. И важным стратегически: мало кто знает, что этот крупнейший промышленный центр и порт на Балтике продолжал отправлять оружие и боеприпасы на другие фронты Великой Отечественной, даже уже находясь в кольце — так, например, в битву под Москвой ленинградские заводы только со стороны артиллерии вложили 400 орудий, тысячу минометов и 40 тысяч одних только бронебойных снарядов. Город был важен и с пропагандистской точки зрения — ведь именно в «колыбели революции» началось восхождение большевиков к власти. Немцы прекрасно понимали все эти вещи. План «Барбаросса» предполагал обязательный захват Ленинграда, причем это следовало сделать до наступления на Москву.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Морально-идеологическое значение Ленинграда для советской власти переоценить было трудно

Главным орудием блицкрига была танковая группа. Это крупное маневренное соединение в составе 600-1000 танков с приданной моторизованной пехотой для закрепления результатов. Такая группа специализировалась на глубоких быстрых ударах, формирующих внешнюю «стенку» котлов, в которых оказывались подразделения Красной армии. Всего в Германии было 4 танковых группы. Одна из них (4-я) находилась в наступавшей на Ленинград группе армий «Север». 23 июля Гитлер решил, что этого будет мало, и передал командующему «Севером» генерал-фельдмаршалу фон Леебу 3-ю танковую группу из группы армий «Центр».

Леебу требовалось спешить — танковую группу, которой осенью предстояло двигаться на Москву, он получил лишь на время. Отбери командование ее обратно — и его ударная мощь резко бы сократилась. Но взять Ленинград до этого момента группа армий «Север» отчаянно не успевала. Советские войска сопротивлялись изо всех сил: даже будучи не в состоянии остановить противника, они постоянно срывали его планы. Контрудар под Сольцами, оборона на Лужском рубеже — все это выигрывало драгоценное время.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? 1 сентября 1941 года в Ленинграде. Школьники еще не подозревают, что их ждет

В итоге Лееб вышел к Ленинграду слишком поздно — в начале сентября, когда маневренные соединения потребовались для наступления на Москву. Планы пришлось менять на ходу: вместо того, чтобы занять Ленинград, немецкие и финские войсках взяли город в кольцо. Ленинград был спасен, но его проблемы только начинались.

Голод

Ленинградская область с ее болотами и лесами была промышленным, а не сельскохозяйственным регионом. Продовольствие в город всегда приходилось завозить — и это было его слабым местом. Ленинград ощущал определенные проблемы с поставками даже во время короткой войны с Финляндией, когда железнодорожную сеть отдали в первую очередь под армейские нужды. Теперь же речь шла о полной блокаде города.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Готовый к атакам с воздуха, город ощетинился стволами зенитных орудий

Когда стало ясно, что взять город не получится, немецкое командование принялось выпускать директивы, согласно которым Ленинград следовало «стереть с лица земли». Чтобы фон Лееб правильно понял задачу, 7 октября Гитлер издал дополнительный приказ. Пытавшихся пройти через немецкие позиции беженцев следовало прогонять огнем. Это не касалось частей, держащих восточную сторону блокады — там фюрер милостиво разрешал оставлять коридоры, по которым население смогло бы отходить во внутренние районы СССР. Делалось это, разумеется, не из любви к человеческим жизням. Расчет был на то, что беспорядочные массы гражданских парализуют внутренние дороги и затруднят подвоз боеприпасов и пополнений к линии фронта.

Впрочем, ситуация в городе не дошла до массового неорганизованного бегства куда попало. У Ленинграда имелось Ладожское озеро, пусть и знаменитое своей непредсказуемой погодой, но зато большое настолько, что перерезать его немцы не могли. Через Ладожское озеро прошел основной путь, связывающий город с остальной страной — знаменитая «Дорога жизни». Летом по ней ходили баржи, а зимой — автомобили. Работал и воздушный мост.

Ладожское озеро обстреливали артиллерией и бомбили с воздуха. Летом на охоту выходили итальянские торпедные катера и паромы «Зибель» — выглядевшие как гости из преисподней посудины, ощетинившиеся стволами зенитных орудий калибрами от 20 до 88 миллиметров. Советская сторона реагировала, посылая в бой сторожевики, катера и истребители, бомбила базы и артиллерию противника. Шла битва за коммуникации — часть барж и машин неминуемо терялась, но оставшиеся выполняли задачу, доставляя в город продовольствие.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Паром «Зибель»

Впрочем, поставок по «Дороге жизни» все равно не хватало. Самым тяжелым периодом в истории города была зима 1941/42 годов, в худшие дни которой ежедневный паек снижался до 250 граммов хлеба рабочим и 125 всем остальным. Артиллерийские обстрелы и недостаток угля парализовали отопительную систему города в самый разгар морозов. Не работал и водопровод. Голодным, еле волокущим ноги жителям приходилось ходить за водой к прорубям — многие умирали как раз на этом пути. Худшим месяцем стал январь 1942 года — тогда в Ленинграде умирало по 4 тысячи человек в день.

Ужасы, творившиеся в городе, впечатлят даже видавших всякое поклонников хорроров. О том, что в Ленинграде быстро съели всех собак и кошек, наверное, не стоит даже упоминать. В декабре 41-го поедали уже человеческие трупы. Многие от голода тронулись рассудком — как человек, забивший топором свою же семью ради продовольственных карточек. Другой мужчина убил жену, расчленил труп и делал бульон, которым кормил сына и двух племянниц. На вопрос, откуда дома взялось столько мяса, следовал рассказ о собаке, удачно купленной на черном рынке. Всего с декабря 1941 по май 1942-го за людоедство арестовали более 2 тысяч человек — а ведь это лишь те, кого удалось найти.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Катера буксируют через Ладогу баржи с продовольствием

На недостаток еды накладывалась тяжелая криминальная ситуация. Многие милиционеры ушли на фронт, а оставшимся приходилось сдерживать расплодившиеся банды. Последние не имели недостатка в бойцах и оружии: как бы не старались силы безопасности на фронте, в город все равно попадали дезертиры, перехватить которых в этом хаосе было малореально. Они, разумеется, покидали армию не просто так, а с оружием: у бандитов находили даже пулеметы. Банды грабили людей, а порой осмеливались даже на налеты на продуктовые склады, уменьшая и без того крошечные пайки населения.

Этим проблемы не ограничивались. Из-за обилия неубранных трупов в Ленинграде расплодились крысы, что грозило эпидемиями. Плюс город постоянно бомбили и обстреливали из орудий. Удивительно, но приходилось бороться даже с письмами горожан на фронт, в которых отчаявшиеся люди писали совершенно безумные вещи, вроде «…в общем, воюйте, защищайте евреев, а Ваши семьи будут здесь подыхать».

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Производство военной техники продолжалось, несмотря ни на что. Самый большой паек получали занятые в горячих цехах, но и работа у них была трудная

Зимние месяцы стали самыми трудными — до таяния снегов в Ленинграде умерло более 400 тысяч человек. Тем не менее, титанические усилия по снабжению давали результат. Положение стало улучшаться весной 1942 года. Зимние морозы отступили, плюс провалилось наступление немцев на Москву: давление на фронт уменьшилось, поэтому на «Дорогу жизни» удалось выделить дополнительные ресурсы. Последствия, тем не менее, ощущались еще долго — так, в июле в городе умерло 25 000 человек. Но к сентябрю цифра уменьшилась до 7 тысяч.

Всего за время блокады умерло как минимум 630 000 человек — хотя ряд исследователей называет и большие цифры, вплоть до полутора миллионов. Из 2,9 миллионов, проживавших в городе до блокады, к ее полному снятию в 1944-м осталось немногим более 500 тысяч. Правда, следует понимать, что многие были эвакуированы. В любом случае, довоенные показатели населения Ленинград смог восстановить лишь через 16 лет, в 1957 году.

Прорвать любой ценой

Опасность длительной блокады понимало и советское командование, которое с самого начала стремилось прорвать кольцо. В 1941-42 годах были предприняты сразу несколько попыток прорыва блокады, в том числе и бои на знаменитом «Невском пятачке». Но все эти операции закончились неудачей.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Прифронтовая дорога под Ленинградом

Для прорыва блокады просто не хватало ресурсов: Ленинград хоть и был важным символом, но на тот момент хватало и более важных направлений. Немцы бросили основные силы на Москву и Кавказ, поэтому Красная армия в первую очередь отвечала там. Кроме того, в СССР еще не успели перестроить снабжение — эвакуированная на восток промышленность только разворачивалась, выпуск боеприпасов просел, и до Ленинграда они не доходили в нужном объеме. Поэтому на направлениях атак не получалось сосредоточить достаточного количества снарядов. Как вспоминал один из советских артиллеристов, «за такую артподготовку было стыдно перед пехотой».

Немцам под Ленинградом удалось создать прочный позиционный фронт. Этому способствовали условия местности — леса, глубокий снег. Летом — непроходимые в боевых порядках болота. Группа армий «Север» опиралась на артиллерию, а проблем с боеприпасами у немцев не было.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Немецкая пулеметная позиция, весна 1942 года

Советское командование противопоставило артиллерии танки. Т-34 и КВ могли рассчитывать на тактическую неожиданность при действиях в лесу — широкие гусеницы позволяли преодолевать глубокий снег, и выходить в районы, где их не ждали. 10 марта 1942 года в районе станции Погостье один-единственный КВ посеял панику среди целого пехотного полка, который до этого успешно отбил несколько атак. Бороться с танком было нечем — немцам просто не приходило в голову, что бронетехника сможет проехать по глубокому снежному покрову. Впрочем, немцы быстро учились: их фронт обрастал минными заграждениями, знаменитыми 88-миллиметровыми зенитками, появились даже специальные команды охотников на танки.

Война в лесах и болотах напоминала Первую мировую — это была бесконечная цепь атак и контратак в тяжелых условиях. За одно крупное наступление подразделения с обеих сторон могли терять убитыми и ранеными до 90 процентов личного состава. У людей отказывали нервы: например, к январю 1942 года у командира II батальона 333-го немецкого пехотного полка случился настолько сильный нервный срыв, что его отправили в тыл — и это был далеко не единичный случай.

Прорыв

К концу 1942 года промышленность, наконец, заработала в полную силу. У Красной армии появилась возможность не экономить снаряды — и это быстро отразилось на ситуации на всех фронтах. В ноябре удалось провести успешное наступление под Сталинградом, загнав в котел более 300 тысяч солдат противника.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Танковый десант движется на передовую, зима 1943 года

Немцы потеряли инициативу, а советское командование всерьез смогло заняться Ленинградом. По обе стороны кольца блокады военные готовились к ее прорыву — учились штурмовать укрепления в лесных болотах, отрабатывали связь и слаженность. На памяти еще были предыдущие неудачные прорывы, когда подразделения «рассыпались», действуя отдельно друг от друга. Но даже такая подготовка не гарантировала полного успеха. Операция «Искра» стартовала 12 января 1943 года. Блокада была прорвана уже через 6 дней, но снять ее полностью не получилось — уж больно сильные позиции занимал противник.

По итогам «Искры» в распоряжении города оказалась полоса шириной 8-10 километров. На ней в кратчайшие сроки возвели железнодорожный путь и автомобильную дорогу. «Дорогу жизни» заменил «Коридор смерти» — на некоторых участках артиллерия немцев находилась всего в 3-4 километрах, поэтому железнодорожники несли огромные потери. Но это все равно было отличное дополнение к маршруту через Ладожское озеро — в 1943 году город наконец-то стал получать более или менее сносное снабжение, а на кондитерской фабрике Крупской даже возобновили производство конфет.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Легкий крейсер «Киров» салютует в честь снятия блокады

К концу 1943 года немцы, проиграв битву на Курской дуге, окончательно потеряли остатки инициативы. Был освобожден Киев, а Красная армия наступала на всех направлениях. 14 января 1944 года началась последняя в истории блокады наступательная операция. Удар вышел успешным — немцы были сбиты с позиций и откатились от Ленинграда. 27 января в Ленинграде уже гремел салют в честь снятия блокады. Драматическая эпопея длиной в 872 дня завершилась.

Блокада и игровая индустрия

Блокада нашла свое отражение в многочисленных памятниках, исследованиях, художественных книгах и кино. Про нее писали как в России, так и за рубежом. А вот в компьютерных играх такой сюжет практически остался за кадром: блокада есть лишь в паре стратегий, вроде карикатурной Company of Heroes 2 или серии Sudden Strike, за пределами России не особо известной.

Почему игры должны чаще вспоминать блокаду Ленинграда? Бой на Ладоге в Sudden Strike 4

И это при том, что у блокады практически нет конкурентов по уровню эмоционального влияния на игрока — трагичнее ситуация была разве что в лагерях смерти нацистов, но эту тему в играх затрагивать уже опаснее. История блокадного Ленинграда полна событий, на которых можно построить сюжет любой игры: в городе было место героизму, трагедии, предательству, отчаянию и счастливому спасению.

По мотивам блокады можно было бы создать квест, на фоне которого драматизм Valiant Hearts или This War of Mine казался бы детскими сказками. Шутер от первого лица, где попытки прорвать блокаду перемежаются историями из жизни ленинградцев. Immersive sim в духе Bioshock, но в страдающем от голода городе, где противниками выступают немецкие шпионы и бандиты. Интерактивная драма, которая пугает не чем-то потусторонним, а постепенным превращением цветущего, оживленного города в полуживой призрак самого себя. Список можно продолжать долго.

Кстати, взяться за тему могла бы и российская студия. Тем более, что у игры будет «экспортный» потенциал: блокада Ленинграда очень известна за границей, где документальные фильмы собирали неплохую аудиторию. Завершая нашу небольшую фантазию, понадеемся только на то, что разработчики всех этих воображаемых игр будут понимать всю сложность этого события, и правильно расставят акценты.

Оцените статью