НОВОСТИ

Фриденсрайх Хундертвассер – прямая линия погубит человечество


Больше всего Хундертвассер любил волнистые линии и спирали. Любовь эта была
настолько серьезной, что однажды он устроил в Гамбурге художественную акцию
«Бесконечная линия» — и когда публика собралась, он и два его помощника
начали вести на стенах плавные линии, прямо от пола. Через несколько часов они
продолжали этим заниматься, народ заскучал и стал расходиться, а администрация
забеспокоилась. Но линии продолжали заполнять стены.
Работали художники несколько суток без перерыва, даже ночами, а когда им
отключили свет в надежде все это прекратить, стали рисовать при свечах. Наконец
терпение властей закончилось, и им запретили продолжать перформанс.
Хундертвассер так рассердился, что ему не дали довести линии до центра потолка,
где они должны были превратиться в его любимую спираль, что оставил должность
приглашенного преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга и покинул
город.

С учебными заведениями у Хундертвассера вообще были отношения сложные. Не
уважал он их. Поступив в Венскую школу искусств в 1948 году, он проучился три
месяца и ушел, посчитав, что там его ничему не научат. Отправился
путешествовать, оказался в Париже, начал учебу уже в парижской Школе
искусств — но бросил и ее, выдержав там всего один день. Когда же, став
признанным мастером, начал преподавать сам в той самой Венской школе искусств,
на первом же уроке шокировал студентов, заявив им, что если они в душе
художники, учить их не нужно, а если не художники — невозможно. После чего
велел им убираться и заняться настоящим делом вместо слушаний лекций.
Но знаменит он был не благодаря своим эксцентричным выходкам, хотя
незамеченными они не оставались — о двух его демонстрациях в обнаженном
виде в 1967 и 1968 годах говорят до сих пор. Кстати, снимал одежду он не ради
эпатажа, а потому что считал, что нужно быть ближе к природе, и даже завещал
похоронить себя без одежды.
Ходят слухи, что была и третья акция, где он предстал голым перед мэром
Вены, защищая проект придуманного им дома. Но если учесть, что мэром была
женщина и проект потом быстро утвердили, это похоже на анекдот.
Именно этот проект сделал его знаменитым архитектором. Стал он им в 55 лет,
когда в 1983 году был заложен первый камень фундамента знаменитого
многоквартирного дома Хундертвассера в Вене. Когда дом был готов, от жильцов не
было отбоя, хотя арендная плата была чуть ли не самой высокой в Вене. Желающих
поселиться там немало и сейчас, хотя многие не выдерживают больше двух-трех
лет — жильцам досаждают неровные полы и почти полное отсутствие углов, что
затрудняет планировку интерьеров. И вдобавок постоянные толпы туристов
вокруг.

И все-таки дом, законченный в 1986 году, получился настолько удивительным,
что число архитектурных заказов у художника стало расти очень быстро. Он
оформляет в своем постепенно становящемся узнаваемым стиле промышленные здания,
санатории, водонапорные башни, музеи, учебные заведения, винодельни и даже
церковь.
Рядом с «домом Хундертвассера» в Вене возникает Венский дом искусств —
тоже по его проекту. Ему заказывают преображать даже мусоросжигательные заводы
— и он это делает, превращая их в радостные разноцветные строения.
Особая его гордость — общественный туалет в городке Кавакава в Новой
Зеландии, неподалеку от которого Хундертвассер купил огромное поместье и
проводил большую часть времени. Местные жители его обожают — благодаря ему
и перестроенному им туалету в городе появились туристы.

И внутри там тоже интересно:

Что же это был за художник, и почему его творения не оставляют равнодушными
никого, вызывая или упреки в безвкусице, или восхищение и любовь?
Факты биографии Хундертвассера полностью приводить мы не будем, это не самое
интересное. Основное — родился он в Вене в 1928 году, и звали его тогда
Фридрих Штовассер. После ухода из Венской Школы искусств он отправляется
путешествовать и меняет свое имя на более звучное Фриденсрайх
Хундертвассер — что можно перевести как «богатство мира и сто вод».
Рисовать он начал очень рано, в 6 лет. К юношескому возрасту начал
оформляться его стиль, на который сначала очень повлияли австрийские
экспрессионисты Эгон Шиле и Вальтер Кампманн. Картины молодой Хундертвассер
рисовал такие:

И они нравились, он быстро стал успешным художником: первая выставка прошла в
Вене в 1952 году, когда ему было всего 24 года.
На следующий год он рисует свою первую спираль, и это
становится его любимой темой.

Почему именно спираль? В том самом 1953 году, когда Хундертвассер изобразил
спираль, он впервые произнес: «Прямая линия ведет к гибели человечества». Потом
он повторял это неоднократно в манифестах, интервью, текстах и
выступлениях.

Яростная нелюбовь к прямым линиям и прославила его на весь мир — еще до
того, как стать архитектором, он стал признанным мастером. Выставки
Хундертвассера успешны, а круг его художественных интересов поразительно
широк — он разрабатывает дизайн монет, делает эскизы почтовых марок и даже
флагов.
Чайный сервиз:

Создает теорию «трансавтоматизма», где смешивается сюрреализм со свободным,
природным самовыражением художественного видения.

Когда же по его проектам начали возводиться или перестраиваться здания, они
немедленно становились достопримечательностями. Представлять и рисовать их
он начал еще до того, как ему разрешили их строить:

 
Кроме своей художественной работы, Фриденсрайх стал всемирно известным
борцом за экологию. Он выступает с манифестами, устраивает акции, сажает
деревья, расхаживает голым — и все это с призывами вернуться к натуральной
жизни.
Однажды он даже демонстративно съел упаковку от сыра, когда боролся за
уменьшение пластика в магазинах.
Его ненависть к прямым линиям как раз и выросла из его любви к
природе — как он считал, именно прямые линии разрушили рай. Природа жива
именно потому, что все контуры там естественны и разнообразны, поэтому
людям так хорошо на воле и тяжело в городах с их прямоугольными зданиями.
Поэтому в созданных им строениях прямого нет почти ничего — плавные
волнистые линии, ассиметричные окна и даже неровные полы. Окна он считал
особенно важными, говоря, что в доме они главнее стен, и при этом в домах нет
одинаковых окон — все они чем-то отличаются друг от друга.
В его проектах над окнами или даже из самих окон растут деревья. Вокруг дома
тоже, и на балконах, и на крышах.

Его часто сравнивают с Гауди. Он действительно восхищался испанским мастером
и явно что-то от него взял, кроме прихотливых форм — например, использовал
много разноцветной мозаики, что превращало его строения в сказочные домики.
Но если Гауди считается гением, то о Хундертвассере спорят до сих пор —
многие подозревают его в излишней эксцентричности и дурном вкусе. Он
действительно был эксцентричен — например, всегда носил носки разного
цвета, считая, что от однообразия устают глаза.
Но несмотря на все упреки, его здания по-прежнему собирают толпы любопытных
и восхищенных зрителей.
Работал он всегда очень много и сразу во многих направлениях. Но последние
его планы не сбылись — в 2000 году он скоропостижно умирает на борту яхты
в океане. Было ему 72 года. Похоронен он рядом со своим поместьем в Новой
Зеландии, как он и завещал — под тюльпановым деревом и без одежды.

А здания по его проектам остались, и продолжают строиться до сих пор, даже
после его смерти.
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт
(Германия):

Мусоросжигательный завод в Австрии:
 
И в Токио:

Придорожный ресторан, Австрия:

Дом искусств в Вене:

Он же, внутри:

Винодельня «Дон Кихот» в Калифорнии:

Крытый рынок, Австрия:

Жилой комплекс Дождевая башня, Австрия:

Детский игровой дом, Япония:

Церковь Святой Варвары, Австрия:

 
 
 
Дополнительно:
Фриденсрайх Хундертвассер – прямая линия погубит человечество


СМОТРИ ТАКЖЕ